Собирается ежемесячно 47 012 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. Каким навыкам приходится учить современных детей

Каким навыкам приходится учить современных детей

Олег Григоренко
Олег Григоренко
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Рубрика "Я в слоу по".

Когда я почитал много всяких интересных постов ко Дню защиты детей, я задумался, насколько сильно мир детей, рожденных в нулевые и 10-е (и моих в том числе), отличается от мира их родителей, рожденных в 80-е и, наверное, ранние 90-е. Отдельно я подумал, каким навыкам приходится современных детей учить людям, которые в своем детстве про такое даже не слышали.

1. Умение управлять своей приватностью

Единственное, в чем современные дети могут завидовать моему поколению совершенно однозначно, — у наших родителей не было возможности поделиться со вселенной нашими фотками на горшке, на тумбочке в детском саду во время исполнения песни "Голубой вагон"; с красивой соплей, намотанной на палец, и прочими шедеврами семейных фотоальбомов. Наши дневнички не могли разойтись на мемы, потому что их читали от силы родители, старшие братья-сестры, а самый большой факап был, если они становились достоянием токсичного класса. Можно было гулять где хочется без вечного контроля "Ока Саурона" в собственном мобильнике. Я уж молчу про то, что подростковые пьянки, конечно, были леген... подожди-подожди ...дарными, но не документировались в видео и постах в соцсеточках.

Анонимус (а то и Легион), как известно, не прощает и не забывает, цифровой след современных детей начинается в раннем младенчестве. Управлять репутацией в интернете не каждый взрослый умеет, а учиться этому надо с младых ногтей, раз уж даже рекрутеры начинают оценивать кандидатов по его соцсеточкам, а там с подростковых времен могут такие глубины скрываться, что мама не горюй.

2. Управление финансами

Мое поколение воспитали родители, ухнувшие семейные сбережения в МММ и "Хопер-инвест". Грамотному отношению к кредитам, ипотекам и инвестициям мы учились сами — и, опять же, не все и не всему научились до сих пор. А ведь ответы на вопросы, как работает экономика, откуда берутся деньги, как сделать так, чтобы они пропали не все и не сразу, и почему напечатать стопицот миллионов и раздать каждому, чтобы никто не ушел обиженным, — один из худших способов борьбы с бедностью — лучше знать задолго до университетского курса экономики. Хотя бы на уровне понимания, что взять кредит на айфон в средней школе — не самая здоровая идея.

3. Умение учиться

Золотая медаль, красный диплом, кандидатская степень, работа по профессии всю жизнь с редкими курсами повышения квалификации. Я не знаю точно, когда эта история успеха перестала работать, но работать она точно перестала. Лично меня жизнь заставила переучиваться внутри одной профессии уже три раза. Переучиваться почти полностью — с журфака у меня осталось лишь понимание базовых вещей, теории литературы, грубо говоря. Но вот навыки верстать в Page Maker или считать количество строчек в тексте, чтобы нарисовать корректный макет газетной полосы, мне сегодня необходимы, примерно как знание шумерской клинописи.

Осознание, что ни один навык, который приносит тебе доход и удовлетворение здесь и сейчас, не застрахован от того, чтобы оказаться бесполезным балластом через 10 лет, — мучительно. И принять его непросто. Еще сложнее понять, что освоение нового навыка — это шаблонный процесс, подчиняющийся простому алгоритму, а не получение тайного дара из источника Урд у корней священного ясеня Иггдрасиля.

Вот этому умению точно стоит учить в школе, но, к сожалению, по-моему, этому там сейчас почти точно не учат.

4. Планирование времени, осознание потребностей и отстаивание границ

"Не [замахался], не поработал" — мой девиз нулевых-10-х. Привет, выгорание, "это не кризис, это капец", отсутствие мотивации, неумение отдыхать, синдром самозванца, и про что там еще, дорогие ровесники, мы любим читать в психологических пабликах?

Передать бессмертные ценности трудоголизма (и прилагающегося к нему разнузданного потребления), а заодно и мудрость предков "Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак" (она же "есть такое слово „надо“, а надо — потому что я так сказал") — значит обогатить немало специалистов середины XXI века по исцелению тонкой душевной организации людей.

Что я хочу? Почему я этого хочу? Как я хочу этого добиться? И почему вам не стоит говорить мне, что делать, чтобы я не ответил, куда вам ходить? В мире, где слишком много информации, слишком много искусственных потребностей (окей, искушений, если так понятнее) и возможностей их удовлетворить, человек, который не умеет отвечать на эти вопросы, просто захлебнется.

Перечитал эту нетленку, понял, что сам бы с удовольствием всему этому поучился на каких-нибудь курсах и что навыки полезные, но лет через 15 их вполне может деткам-то и не хватить.

Но раз уж болит, пусть пост будет.

UPDATE. И вещь, которая для меня очевидна, но которую я забыл вписать.

5. Информационная гигиена

Плохим контентом точно можно извазюкаться, как известной субстанцией, и грамотно выбирать, что и зачем читать, смотреть и слушать и во что играть, — критически важно. И речь тут вовсе не про то, что YouTube зло по определению, чтение Толстого обогащает словарный запас и кругозор, а игры в жанре FPS вызывают немотивированные приступы агрессии.

А про то, что контент надо выбирать осознанно (и лишнее время на него не тратить, см. п. 4), а информацию надо проверять. Что я знаю, откуда я знаю, почему я верю тому, что знаю, — это должно быть катехизисом дивного нового информационного мира. И да, школе бы тоже совсем неплохо позаботиться, чтобы дети себе почаще такие вопросы задавали.

А так — и в YouTube можно кругозор расширить, и игрушки такие бывают, что хоть сейчас сочинение на золотую медаль с упоминанием вечных философских вопросов пиши.

Материалы по теме
Мнение
2 июн 2021
Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин
Главные проблемы подрастающего поколения
Мнение
3 май 2021
Сергей Городишенин
Сергей Городишенин
Воспитание, традиции и память — то, что передают из поколения в поколение
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
РазмышленияОбразованиеДети
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!