Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Кировская область
Собирается ежемесячно 46 394 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Тихон Булычёв: человек и пароход

Тихон Булычёв: человек и пароход

Антон Касанов
Антон Касанов

Вятский купец Тихон Филиппович Булычёв (1847–1926) был широко известен при жизни как человек очень богатый, щедрый и эпатажный. В современном Кирове о Булычёве помнят в первую очередь благодаря его уникальному особняку на улице Ленина, построенному в несвойственном провинции стиле. В то же время интерес, безусловно, представляет не только «Красный замок» Булычёва, но и противоречивая личность самого владельца дома, зачастую совершенно малоизвестная широкой публике. Кем же был Тихон Булычёв на самом деле? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Тихон Филиппович Булычев
Тихон Филиппович Булычёв

Купцы Булычёвы происходили из крестьян Орловской округи вятской земли

Крестьянин Никита Семёнович Булычёв переселился в Орлов в 1739 г., это был самый ранний из известных нам предков Тихона Булычёва. Его потомок, Егор Никитич Булычёв, в конце XVIII в. уже вел заграничную торговлю через Архангельский порт, имел непосредственные контакты с лондонскими торговыми фирмами. Тем же занимались и наследники Егора Булычёва.

Тихон Булычёв родился 26 апреля 1847 г. в купеческой семье в городе Орлове. Воспитание и образование Булычёв получил самые простые. Отец Тихона, Филипп Тихонович, продолжал дело предков, к тому же занялся пароходством. Открыл вначале пароходную линию на Северной Двине, а потом и на Вятке. Часто брал с собой в торговые поездки подросшего сына, и наряду с обучением у нанимаемых дома учителей тот узнал от отца секреты купеческого ремесла. В 1872 г. Тихон становится владельцем всех семейных капиталов.

Вид с реки на уездный город Орлов. Начало XX в.
Вид с реки на уездный город Орлов. Начало XX в.

Интересно, что первоначально Т. Ф. Булычёв не имел четко определенных планов стать крупным предпринимателем. В 1876 г. молодой купец был избран в родном Орлове городским головой. Вступив в должность, он решил проявить принципиальность в кадровых вопросах и уволил секретаря А. Н. Ипатьева. Дал ему 25 руб. для поездки в Вятку с целью поиска нового места работы. Однако для Ипатьева увольнение стало очень мощным нервным потрясением. Движимый жаждой мести, Ипатьев буквально сошел с ума, вынашивая планы возмездия. В итоге он явился на заседание думы и выстрелил в Булычёва, но пуля прошла мимо и попала в ободок венского гнутого кресла. После этого происшествия Булычёв отказался от должности и никаких высоких общественных постов больше не занимал, уехал в Вятку и сконцентрировался полностью на делах пароходства. Ипатьев же был оправдан судом присяжных.

Свое состояние Булычёв заработал на перевозках пассажиров до Казани и Нижнего Новгорода, сельскохозяйственных грузов по Вятке, Каме и Волге – до Рыбинска и Астрахани. К началу XX в. Булычёв довел численность своего флота до 19 пароходов. В 1902 г. им совместно с Яковом Тырышкиным и Торговым домом «Наследники коммерции советника Ивана Васильевича Александрова» было создано «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Булычёв стал директором-распорядителем нового акционерного предприятия и вскоре объявил себя миллионером. Товарищество вплоть до национализации в 1918 г. приносило большой доход его членам. Это позволяло Тихону Булычёву заниматься благотворительной и общественной деятельностью.

«Булычев», один из пароходов флота Тихона Булычева.
«Булычёв», один из пароходов флота Тихона Булычёва

Булычёв вошел в историю как крупнейший вятский благотворитель

Он был членом многочисленных общественных организаций: почетным попечителем Вятской мужской гимназии, почетным блюстителем Вятского епархиального женского училища, почетным членом Попечительного комитета Вятской губернской публичной библиотеки и губернского попечительства детских приютов, членом местного управления Российского общества Красного Креста, членом губернского попечительного о тюрьмах комитета и т. д. Булычёв содержал детский приют, построил для общежития мужской гимназии двухэтажный особняк (ныне – здание ВГГ), приобрел на свои деньги рентгеновский аппарат для губернской больницы. Во время Первой мировой войны Тихон Булычёв делал большие пожертвования на содержание в вятских госпиталях раненых воинов, а также семьям ушедших на войну.

Однако ряд кировских историков считают, что на самом деле купец вовсе не был убежденным меценатом и бескорыстным покровителем вятской бедноты. По подсчетам краеведа Е. В. Березина, «на личные нужды Булычёв тратил гораздо больше, чем на благотворительные цели». И равно как о меценатстве, так и о скупости знаменитого пароходчика ходили легенды. Рассказывали, что как-то раз на охоте он провалился в болото и стал тонуть. Случайно оказавшийся неподалеку охотник, рискуя собой, его вытащил. Булычёв, дескать, обещал озолотить своего спасителя, но, когда тот явился за наградой, выдал ему 1 руб. – и все.

Впрочем, выражаясь современным языком, Булычёв был неплохим пиарщиком и смог закрепить себя в общественном сознании как благотворителя и попечителя. Е. В. Березин обращает внимание на периодичность появления в вятских газетах начала XX в. небольших заметок о публичных подарках и пожертвованиях Булычёва тому или иному заведению. Интересен в данном контексте и тот факт, что своим судам Тихон Булычёв давал значимые наименования, которые складывались в ласкавшую его слух фразу – в полный титул его отца, основателя булычевского пароходства: «Потомственный», «Почётный», «Гражданин», «Филипп Булычёв».

Пароход «Филипп», один из пароходов флота Тихона Булычева.
Пароход «Филипп», один из пароходов флота Тихона Булычёва

Вятские гимназисты называли Булычёва за глаза «Дон Кихот» в честь легендарного героя Сервантеса, с которым купец имел некое внешнее портретное сходство. Из воспоминаний судового механика К. И. Бердникова вырисовывается такой внешний облик купца: «…высокого роста, худощавый, с острой бородкой». А. А. Прозоров отмечает, что Булычёв выделялся среди вятского общества нестандартными манерами. Например, он никогда не носил с собой наличных денег. Все его капиталы хранились в конторе речного пароходства, когда же пришла советская власть и национализировала эти деньги, то Тихон Филиппович остался буквально совсем ни с чем.

А. А. Прозоров писал, что когда Булычёв уехал из города, в кармане у него было всего каких-то 100 руб. Среди вятского общества Булычёв считался любителем различных технических новинок. Известно, что электрическое освещение вятчане впервые увидели в начале 1890-х гг. именно на пароходе «Ф. Булычёв». Первый в Вятке телефон тоже появился у Булычёва в собственном доме рядом со Стефановской церковью. В 1885 г. телефонная линия связала контору Т. Ф. Булычёва со складом керосина на берегу реки Вятки.

В Вятке количество легенд, слухов и баек про Булычёва исчислялось сотнями

Вообще же в Вятке количество легенд, слухов и баек про Булычёва исчислялось сотнями. Притчей во языцех стала личная жизнь владельца Вятско-Камского пароходства, его якобы неудачный брак и ссора с любимой дочерью, которой претила провинциальная атмосфера губернского города и нравился столичный светский лоск. Дочь мецената проживала в Петербурге, отец же мечтал, чтобы она вернулась на Вятку. По легенде для этого Булычёв решил построить на улице Николаевской свой знаменитый особняк, в народе называемый «Красный замок». Однако, несмотря на все красоты здания, ни дочь, ни жена, ни дочь к Булычёву не вернулись.

Дом инвалидов и сирот Великой войны в бывшем особняке Булычева. г. Вятка. 1915 г.

Дом инвалидов и сирот Великой войны в бывшем особняке Булычева. г. Вятка. 1915 г.
Дом инвалидов и сирот Великой войны в бывшем особняке Булычёва. Г. Вятка. 1915 г.

Офис ФСБ в бывшем доме Булычева. г. Киров. 2017 г.
Офис ФСБ в бывшем доме Булычёва. г. Киров. 2017 г.

Впрочем, до сих пор доподлинно не известно, было ли связано строительство здания каким-либо образом с дочерью Булычёва. Всего же у него в браке с Екатериной Александровной было четверо детей: Александра (1874 г.), Валентина (1878 г.), Николай (1888 г.), Вера (1890 г.). Валентина умерла в 1887 г., Вера и Александра, конечно, могли иметь гипотетическое отношение к легендарному зданию. Что касается жены, то тут история печальна своей прозаичностью – Булычёв рано овдовел и, по воспоминаниям А. А. Прозорова, вел «уединенную жизнь».

Что точно нам известно, так это судьба наследника Булычёва – рожденного в 1888 г. сына Николая. Вполне возможно, что разгадка истории строительства «Красного замка» лежит именно в плоскости взаимоотношений отца с сыном. По версии уже упомянутого А. А. Прозорова, Булычев хотел подарить замок сыну с только что родившей супругой. Но в дачном доме, где жил наследник купца, произошел пожар, и только пришедшей в себя после родов супруге Николая Булычёва пришлось спускаться при содействии акушерки со второго этажа горящего дома. В результате этого происшествия женщина испытала такой шок, что наотрез отказывалась дальше жить в здании, где больше двух этажей. Именно поэтому роскошный дом Булычёва на улице Николаевской и стоял совершенно пустым посредине города.

На даче Тихона Булычёва (1994 г.) На видео — уникальная съемка у легендарной дачи (Заводская ул., д. 11а) вятского пароходовладельца Тихона Булычёва.

Высшим пилотажем харизмы любого человека всегда считается вхождение в литературное произведение

Литературоведы долгое время придерживаются мнения, что именно Тихон Булычёв послужил писателю А. М. Горькому прототипом образа главного героя в пьесе «Егор Булычёв и другие». Интересно, что сам Горький не раз бывал на булычевских пароходах в качестве пассажира. 23 июля 1895 г. писатель опубликовал критическую заметку в «Самарской газете», где отзывался о вятском пароходовладельце как о «безобразном хозяине реки Вятки», которая оказалась «в его полном и бесконтрольном распоряжении».

Горький критиковал Булычёва за то, что его пароходы ходят все время перегруженные, в связи с чем пассажиры испытывают определенные неудобства. Так что литератор был действительно осведомлен о Булычёве и его деятельности. К тому же, как указывал краевед Е. Д. Петряев, писатель в начале прошлого века бывал в Вятке и мог получить и дополнительную информацию об интересовавшем его человеке.

Вятчане на палубе парохода «Наследник» товарищества Вятско-Волжского пароходства на пристани у города Вятки. г. Вятка. 1914 г.
Вятчане на палубе парохода «Наследник» товарищества Вятско-Волжского пароходства на пристани у города Вятки. Г. Вятка. 1914 г.

Как часто бывает в России, никто, даже самый богатый человек, не застрахован от обнищания в любую минуту. Так случилось и с некогда «хозяином Вятки» Булычёвым. В 1918 г. после национализации флота Булычёв разом потерял все капиталы. Одно время он сидел в большевистском концлагере – заложником за сына, воевавшего у белых. После гибели Николая Тихона Филипповича выпустили, репрессии и смерть сына сильно надломили моральное и физическое здоровье Булычёва. Он, когда-то слывший англоманом и щеголем, обнищал, много молился, из милости его подкармливали бывшие сотрудники. Умер Булычёв в 1926 г. в возрасте 82 лет.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
6 апр
Антон Касанов
Антон Касанов
Отделения полиции и суды вместо исторических зданий. Как менялась улица Молодой Гвардии
Мнение
30 мар
Антон Касанов
Антон Касанов
Коллизии вятского театра
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Кировская областьКировИстория

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!