Горизонтальная Россия
Собирается ежемесячно 51 544 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Музейная конференция в трамвайном парке, или Вопросы реставрации ретротехники

Музейная конференция в трамвайном парке, или Вопросы реставрации ретротехники

Георгий Красников
Георгий Красников

26 апреля в трамвайном парке им. Леонова, или в Музее электрического транспорта, прошла конференция "Популяризация технического наследия в музее". Пара десятков музейных работников собрались среди ретротрамваев, чтобы обсудить ситуацию в отрасли. Вышло, надо сказать, занятно.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Давно уже известно, что музеи старого формата а-ля "чучела мамонтов" с пыльными стендами и тетками-смотрительницами уже мало кому интересны. Мир идет вперед, и сейчас никуда без интерактивности. Я сам бывал во многих музеях мира и поражался порой, как их технически оснащают всякими инновационными инсталляциями: все сверкает, кликает, можно в автоматах выбирать разные опции... В общем, экспозиция всячески взаимодействует с посетителем. Такие музеи я видел и в Швейцарии, и в Бразилии, и даже в Саудовской Аравии!

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

В общем-то, наши музеи стараются тоже идти в ногу со временем, и про это шла дискуссия.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Нина Борисова из музея Связи Санкт-Петербурга рассказала, как они привлекают детей и молодежь и как популяризируют науку.

Большинство экспонатов в них интерактивные, можно потрогать, запустить, провести физические опыты.

Выступила и хозяйка помещения Александра Филюкова, директор трамвайного музея. Очень познавательный рассказ про ситуацию с реставрацией вагонов и троллейбусов.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Реставрация — дело очень сложное и дорогое, часто упирающееся не столько в деньги, сколько в отсутствие нужных деталей и чертежей. Кроме того, не всегда понятно, на какой момент восстанавливать вагоны — ведь их вид тоже менялся со временем. На момент выпуска с завода или на момент окончания эксплуатации, которое могло быть спустя 30–40 лет, когда трамваи кардинально переделывались изнутри и снаружи.

Но концепция питерского музея (за которую мы его очень и любим) — реставрировать технику так, чтобы она могла ездить. При этом музей сейчас готов выпускать технику только на парады и киносъемки и отказался от покатушек и сдачи в аренду (как было раньше). Слишком быстро после такого трамваи ломаются, и долго и муторно потом выходит их чинить.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Хотя, конечно, "двигаться" ретротранспорт может тоже по-разному. Если там старый двигатель, то он аутентично урчит и кряхтит, но современные агрегаты уже не будут издавать тех звуков.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Для покатушек на базе музея произведены две "реплики" — с нуля воссозданные копии вагонов ЛМ-33, удовлетворяющие современным требованиям безопасности. Но об этом позже.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Другая проблема — это современные технические требования. Старые вагоны не подходят под сегодняшние стандарты безопасности (по тормозам, салону и всему), и официально на многих из них пассажиров просто нельзя возить. Музей может рисковать попаданием на штраф от какого-нибудь Ростехнадзора. Приходится вносить изменения в конструкцию, а это уже ведет к утере аутентичности. И иногда проще действительно собрать новый, просто похожий вагон.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Коллега Александры из Москвы Оксана Бондаренко. В отличие от Северной Столицы, Москва вот уже много лет не может похвастать музеем транспорта. Экспонатов много, но все они стоят на территории разных парков, и лишь изредка часть из них выгоняют на парады. Идея музея назрела уже давно, и вот в 2023 году он должен открыться на месте четвертого автобусного парка. У Оксаны действительно замечательные идеи, как сделать место ярким и интересным, вписать транспорт в антураж города в формате этого музея.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Но есть, правда, некоторые нюансы. Территория маленькая, и поместятся туда далеко не все экспонаты. На баланс будет передан лишь 61 агрегат.

Музейной техники в Москве намного больше. Остальное планируется в отдаленном будущем поставить на специальное хранилище с возможностью выезжать по особым случаям.

Да и многие эксперты и общественники высказывают опасение за сохранность большинства этих экспонатов.

Другая проблема — формат музея не позволит находящимся в нем транспортам выезжать. Они там навечно замрут и уже не смогут участвовать в парадах. Это тоже большой недостаток.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Выступали представители политехнических музеев. Питерского и московского. Белиоглова Мария рассказала о ситуации с московским политехом, как он сейчас уже много лет из-за ремонта здания базируется на каком-то складе, но проводит экскурсии и даже успешно пережил ковид-эпоху. Чтобы посетители не забыли о политехническом музее, работники сделали онлайн-игру.

Потрясающий рассказ от работника музея Алексея Гонтарева, в котором мы находились, о том, как они восстанавливали троллейбус ЯТБ-2.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Они нашли кузов на каком-то дачном участке, выкупили, привезли его в музей, полностью собирали-разбирали, искали по всему миру стекла, двери, сидения — в общем, все.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Послушаешь и понимаешь, насколько это убийственно муторное и героическое дело — реставрировать ретровещи. Всю душу надо вложить.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Еще один докладчик, которого я знаю заочно очень давно, — Фёдор Черноусов. Фёдор уже много лет занимается покупкой старых автобусов и их реставрацией. В его послужном списке есть и несколько ЛиАЗ-677, и ЛАЗ-695, и Икарус-55.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

У Фёдора свой проект RetroBus, за которым я давно слежу. Я тоже когда-то пытался с друзьями заниматься подобным, мы даже покупали старые 677-е примерно в те же времена, когда Фёдор и начинал. Но у нас ничего не вышло из-за отсутствия опыта, усидчивости и понимания какой-либо концепции. А Фёдор смог, он молодец!

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Фёдор тоже рассказывал, как они реставрировали ЛАЗ-695, и про все трудности, с которыми им пришлось столкнуться! Отсутствие старых запчастей, отсутствие аутентичного материала для пола и сидушек. Даже пружины нужной песочночасовой формы в сидушки они специально искали повсюду. Так им хотелось максимально близко воссоздать облик автобуса даже в самых мелочах.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Поэтому когда они перешли к Икарусу-55, то уже не стали так заморачиваться, а сделали репликацию.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Виктория Поликарпова из центра профориентации Петербургского метрополитена рассказала о своем центре, состоящем как из музея, так и из залов, где экспонаты интерактивно показывают современную работу метро.

Под конец выступил Михаил Бурцев, генеральный директор "Пассажир-ТВ" с рассказом о проекте "Туристический трамвай". В Питере уже с прошлого года действует туристический маршрут Т1, а с этого года еще появляется новый — Т5.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

В планах компании всего сделать пять-шесть туристических маршрутов на трамваях и автобусах, связать их в единую сеть, запустить общие билеты и абонементы,

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

На этот новый маршрут Т5 и отправились участники конференции по ее окончании. Маршрут классический: Васильевский остров — Тучков мост — Кронверкский — Троицкий мост — Садовая — площадь Тургенева и назад. Помнится, парады ходили именно таким маршрутом.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

На линии та самая "реплика" вагона "Американка" (ЛМ-33). Это полностью воссозданный с нуля вагон, повторяющий антураж и вообще все. Попадая внутрь, конечно, хорошо ощущаешь, что "не то". Все новое (камеры, USB-розетки, материалы).

С другой стороны, послушав лекцию, понимаешь уже, насколько сложно пустить настоящий ретровагон, и относишься к такому куда терпимее.

В музее также была мини-выставка, посвященная памяти Григория Егорова. Григорий был любителем и исследователем транспорта, собрал большой интересный архив. В конце прошлого города он скончался, ему было всего 32 года...

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Спасибо Горэлектротранспорту Санкт-Петербурга за интересную и полезную конференцию. Сохранять культурное наследие важно для будущих поколений. Очень хорошо, что в обществе повышается интерес к техническому наследию и понимание нужности его сбережения. Картины и античные предметы — тут все понятно. Но ведь все эти трамваи, телефоны и прочие аппараты были неотъемлемым атрибутом жизни тех эпох, окружали жителей и были встроены в их быт. Сохраняя и воссоздавая ретровагоны, мы можем приблизительно смоделировать хотя бы частично образ жизни наших бабушек и дедушек.

Конференция про музеи среди ретро-трамваев. Насколько трудно реставрировать старинную технику?

Так что пожелаем всем музеям процветания и хороших посетителей. А работникам музейной сферы — успешной реставрации экспонатов! Это реально героическая работа, всяческой вам в ней поддержки!

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
27 апр
Дмитрий Бородин
Дмитрий Бородин
Вилла «Айнола» в Зеленогорске и встреча новой теплоэлектрички
Мнение
23 апр
Пётр Балабанов
Пётр Балабанов
Путешествие по узкоколейке в Каринторф
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ТранспортИсторияФотоКультура

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!