Собирается ежемесячно 52 487 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Кому бюджет, а кому — «дырка от бублика»

Кому бюджет, а кому — «дырка от бублика»

Сергей Щеглов
Сергей Щеглов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

У жителей Йошкар-Олы, да и не только, много нареканий по благоустройству города. И начинается это сразу с выхода из подъезда — тебя ждет либо лужа, либо ухабина с ямой. Состояние большинства дворов плачевное. Спортивных площадок нет. Немногие детские площадки, сделанные напоказ, требуют восстановления. В редком дворе имеется скверик с удобными лавочками и беседкой. Это не прихоть жителей, а норма жизни, которую мы можем наблюдать только с экранов телевизоров. Отдельная история с уборкой дворовых проездов. Вот и этой весной застарелая болезнь дает себя знать. И не сказать, что ничего не делается. На их уборку, а это примерно 300 км, в городском бюджете ежегодно выделяется 13 млн руб. Но, как очевидно, нужно больше в разы. Вот только по заявлению мэра Е. В. Маслова вопрос об увеличении выделения бюджетных средств не стоит. Причина — в бюджете недостаточно собственных средств. Ситуация по сложившейся традиции выезжает на терпении горожан.

Разрешить эту и другие городские проблемы можно только через увеличение собственных средств города. Сейчас таких на все про все, только около 1800 млн руб. Из них почти половина — отчисления от собранного налога на доходы физических лиц жителей города согласно бюджетному распределению: 15% в бюджет города, а остальные 85% в бюджет республики. Это соотношение республиканский парламент может изменить путем уменьшения республиканской части и увеличения городской соответственно. Например, пропорция 20/80 даст увеличение собственных доходов города почти на 300 млн руб. Правда, при этом доходы республики уменьшатся на те же 300 млн руб. А с учетом требования Бюджетного кодекса РФ такая же пропорция будет и для других двух городов республики: Волжск получит дополнительно 150 млн руб. и Козьмодемьянск — 100 млн руб. Так что «потери» республиканского бюджета составят почти 450 млн руб. Но эти деньги останутся в республике и будут работать на республику в городах.

Так, комфортная городская среда выглядит преимуществом для представителей бизнеса эпохи «Индустрия 4.0». Уже сегодня в Йошкар-Оле работают 114 компаний информационных технологий благодаря сильной профессиональной базе (одной из лучших школ в стране) наших учебных заведений. Правильная политика в благоустройстве города может увеличить их число до 1 тыс., а полученный от них налог на прибыль полностью компенсирует выпавшие доходы республиканского бюджета. Деятельность в сфере IT-технологий очень привлекательна и для города не только своей положительной перспективой и стабильностью, но и созданием высококвалифицированных рабочих мест. При этом, «Индустрия 4.0» не создает городу экологических проблем, а наоборот, способствует решению уже имеющихся.

Есть и еще ряд аргументов в пользу перераспределения НДФЛ. Вот одно из них. Как известно, в экономике города более половины оборота занимают малые и средние предприятия, но которые практически не вовлечены в крупные проекты национальных программ, которые финансируются через городской бюджет. Хотя на этих предприятиях работает большинство горожан и им требуется поддержка. При наличии достаточных собственных средств в городском бюджете появится возможность поддержать средние и малые предприятия с помощью муниципальных заказов по ремонту школ и детских садов, установке освещения во дворах, оборудовать наконец-то спортивные и детские площадки, привести в надлежащий вид площадки для мусора и остановки общественного транспорта — многое, до чего сегодня не доходят руки городских служб.

Поэтому 21.10.2020 г. в собрание депутатов был внесен проект решения о внесении соответствующих изменений в республиканский закон «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл». Но эта инициатива КПРФ не нашла своей поддержки у городской власти. Мэр Е. В. Маслов посчитал проект нецелесообразным в связи с отсутствием полномочий по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ и почему-то связал его с дополнительным нормативом отчисления НДФЛ, который вызовет неравенство бюджетной обеспеченности и необходимость дотировать другие муниципальные бюджеты. Однако проектом решения внесение каких-либо изменений в Бюджетный кодекс РФ и не требуется, а предлагается Государственному собранию Республики Марий Эл воспользоваться своими полномочиям для установления норматива отчисления НДФЛ, уменьшив его для республиканского бюджета с 85% до 80% и увеличив для городских округов с 15% до 20%. Этот проект касается всех городов республики, а значит, предлагаемый норматив 20% является основным, а не дополнительным для Йошкар-Олы и не вызовет неравенство бюджетной обеспеченности по сравнению с другими городами. Даже если бы и так, что тут плохого, если другие местные бюджеты поднимутся?

В свою очередь глава города В. М. Кузнецов, не выразив желания содействовать данной депутатской правотворческой инициативе (как это предусмотрено уставом города), предложил автору обратиться за заключением в прокуратуру города и республики, а также управление министерства юстиции. Первый отзыв прокуратуры республики был отрицательный: «Законопроект в изложенной редакции противоречит требованиям ст.ст. 56, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации». После обжалования этого заключения прокуратура сделала только замечания юридико-технического характера, дополнительно сообщив, что «для внесения законопроекта в Государственное Собрание заключение прокуратуры не требуется». А вот Управление Минюста России по Республике Марий Эл отметило: «Рассмотренный проект не содержит положений, противоречащих федеральному законодательству».

Наконец, в начале марта проект поступил на рассмотрение постоянной комиссии по законности, как головной по этому вопросу, но был ею отклонен. Для принятия решения требовалось четыре голоса за, а их было только два. Остальные два против и двое воздержались. Единственное замечание сделал председатель комиссии А. Л. Бастраков, что вступление закона в силу будет несвоевременным. По сути, комиссия должна была рассмотреть проект и заключения к нему для выяснения соответствия законодательству и направить на рассмотрение других комиссий. А в случае необходимости при этом вносятся поправки в проект. Но этого не случилось, даже признав членами комиссии положительного интереса к законопроекту.

Чтобы понять эту историю, надо посмотреть в ее суть — кому достанутся бюджетные деньги. Кто будет ими распоряжаться и в чьих интересах? Республика, которая озабочена мегапроектами и финансирует их через городской бюджет в интересах крупного бизнеса, или город со своими скопившимися «тараканами», многочисленными мелкими, но очень важными заботами своих жителей, поддерживая малые и средние предприятия? Только с жалобами на благоустройство городской территории в прокуратуру поступает до 74 обращений в день!

Сегодня в законопроект внесено изменение о вступлении закона в силу в более поздний срок с 01.01.2022 г., и он по-новому внесен в собрание депутатов. Борьба продолжается.

Материалы по теме
Мнение
30 мар
1
Сергей Щеглов
Сергей Щеглов
Публичное не значит общественное
Мнение
2 мар
3
Сергей Щеглов
Сергей Щеглов
Дела городские
Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Обыватель
6 апр 20:59

Перераспределение НДФЛ это дело не благодарное. Да и неправильно все это. Мы живем на одной территории - в РМЭ. И жители республики не виноваты в том, что концентрация рабочих мест происходит в городских образованиях, а в большинстве иных муниципалитетах имеется только одно-два более-менее крупных предприятия, которые нормально функционируют. Выход для городского округа только в том, что надо увеличивать доходную часть бюджета как за счет увеличения сбора НДФЛ (увеличение рабочих мест, поднятия уровня заработной платы, ликвидация серых схем оплаты труда) так и за счет эффективного использования имущества, адекватной арендной платы, продажи земли под застройку только комплексно и заранее подготовленную в плане инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры. Не должен быть НДФЛ камнем предкновения для удовлетворения социальных потребностей горожан и достойного выполнения муниципальных функций администрацией.

Извиняюсь, но перераспределение НДФЛ это дело всё же благодарное, т.к. в любом случае деньги остаются в республике. А суть вопроса - перечитайте предпоследний абзац. Ваше предложение "увеличивать доходную часть бюджета", как изложено - это что, недоверие профессионализму администрации города? Администрация не дорабатывает? Так это другая история - совершенству предела нет. Согласен, что "не должен быть НДФЛ камнем предкновения для удовлетворения социальных потребностей горожан" - НДФЛ должен работать в первую очередь на первичные потребности жителей, которые платят НДФЛ, а затем уж можно подумать и о более высоком.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Марий ЭлЭкономика
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!