Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Тамбовская область
  2. Семья — хранительница традиций и культуры народа

Семья — хранительница традиций и культуры народа

Игорь Мартынов
Игорь Мартынов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Семья – одна из важнейших ценностей человечества с самых древних времен. И каждая семья на протяжении многих поколений вбирает в себя историю, культуру, традиции и обычаи, без которых трудно представить себе ее жизнь именно сейчас.

В богатой традициями истории казачества среди основ уклада казачьей общины главной ценностью всегда была крепкая семья. Семья – святыня брака! Семья – основа казачьего общества!

Семья казака — хранительница традиций и культуры народа

Самое важное в казачьей семье – авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь рода, личная ответственность родителей за воспитание детей. И нравственные устои не были придуманы искусственно, а складывались веками вместе с народными традициями, с помощью которых создавались основы трудового и морального, умственного и физического, эстетического и религиозного воспитания. Семейный союз у казаков пользуется большим уважением.

Глава семьи – отец, с него спрос за все! В случае его смерти главенство в доме переходит к матери. В казачьем обществе к женщине относились с таким уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Кто бы ни была женщина, надо было беречь и защищать ее, ибо женщина – будущее народа. Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почетом, он считался носителем традиций и семейной памяти, и неуважение к старикам было прегрешением.

Семьи казаков были большие, существовали трех-четырехпоколенные семьи; одна семья могла насчитывать 25 человек, а то и более. Этому способствовали особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, относительная замкнутость семейного быта.

Богаты казаки и традициями, в число которых входили совместные трапезы. Проводились они после окончания промысловых работ, во время проводов на службу или встреч с нее. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу».

Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на Масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. Так же, как и сегодня, наиболее значительными православными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого, у донского казачества – Покров Пресвятой Богородицы.

Семья и рождение ребенка

Рождение ребенка – всегда радостное событие для всей большой семьи. Воспитание детей – это отдельная традиция, становление характера начиналось практически с самого рождения, с приобретением основных навыков и знаний.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца и матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крестных кровные родители заботились заранее, подходили к этому очень серьезно и ответственно. Крестного подбирал отец – это должен был быть человек надежный (кунак, односум, побратим и т. п.), у которого можно многому научиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. Крестную подыскивала кровная мать из числа своих подруг, желательно хотя бы немного старше ее возраста.

Если в семье рождался казак, то основная нагрузка ложилась на крестного – он делал из казака воина, и спрос с него был зачастую больше, чем с отца! Задача крестной – воспитание в нем отношения к девушке-казачке как к жене, матери и хозяйке.

Если же рождалась казачка, то основную роль в воспитании играла крестная, формируя в девочке женщину-казачку, заботливую жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крестный в этом случае прививал отношение девушки к казаку как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика, оно праздновалось широко, громко. Рождение мальчика – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, «разорительница».

До семилетнего возраста казачок жил на женской половине дома. Мать вкладывала в сына любовь к родной земле, к истокам, чувство гордости за свой род; приучала с малых лет к труду, уважению и почитанию дедов, совместно с которыми казачкá обучали верховой езде, стрельбе, кулачному бою, владению нагайкой. Все, что давалось казачонку, формировало его личность воина, любящего свою Родину, защитника своей земли, семьи, рода.

Характер казачонка формировался благодаря тому, что он видел в семье, отношению взрослых друг к другу: о чем они говорят, о чем поют, какие поступки совершают. И это все настоящее, и так же будет поступать он сам.

Формировали характер будущего воина и игры со сверстниками. Они были таким же наследием и традициями, направленными на воспитание и развитие казачат. Проходили они под присмотром станичных стариков, которые присматривали за детьми и строго за ними следили, наставляя и направляя на нужный путь. В такие игры казаки играли почти всю свою жизнь.

После семи лет казачка забирали на мужскую половину дома, и за воспитание будущего воина принимались отцы, братья, опытные казаки. Боевые приемы, стрельба на скаку, рубка лозы шашкой, преодоление препятствий, владение пикой – вот лишь немногое из того, чему обучались казачки и чем они должны были овладеть до службы в армии.

Маленькую казачку воспитывали иначе. Рождение девочки праздновали не так широко, как рождение мальчика. Однако появление на свет маленькой казачки тоже было радостью – девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. В честь рождения девочки отец или дед сажал иву, и дерево росло вместе с девочкой на родимом подворье и как бы опекало новоявленную казачку.

В будущей жене и матери развивали женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость, формируя настоящий женский характер, внушая, что самое главное в жизни – это крепкая семья и достаток. Девочек-казачек рано приучали к ремеслу и рукоделию, в игровой форме – обшивали кукол, а учились на всю жизнь. При этом девочки с ранних лет привыкали к тяжелому труду по хозяйству, но была и особая работа – нянчить младших. Годовалого младенца могла нянчить трехлетняя девочка! Пятилеток-то уже в няньки «в люди» отдавали. Семья — хранитель традиций и культуры народа. Казачья семья.

К братьям девочки относились с огромным уважением, и не зря: случалось, что пятилетние братья уходили с отцами в военные походы, а возвращались домой через десяток лет закаленными бойцами. Важную роль в казачьей семье, в том числе в воспитании девочки, играла бабушка: муж на службе, жена на работе, и поэтому воспитание молодого поколения лежит на плечах бабушки. Личный пример нравственности, религиозности, умения вести домашнее хозяйство – все это давала девочкам-казачкам бабушка.

Ну а когда девочка становилась девушкой, то покупали ей серебряное колечко и вручали с наставлениями, что она теперь «не дите, а барышня» и вести себя должна иначе: на нее «женихи смотрят». Юных казачек учили выглядеть красиво и с достоинством, всегда держать спину прямо, следить за своими движениями, не гримасничать и не жеманиться. Истинная казачка должна была быть доброжелательной, отзывчивой, уважительной по отношению к старшим, целомудренной. Колечко на левой руке означало, что перед нами «хваленка» – пускай еще «не на выданье», но о ней уже можно думать как о невесте. С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством.

Муштры в воспитании девушек не было, тем не менее казачки могли постоять за себя, многие из них умели обращаться с конем и оружием, при случае помогая казакам в боях. Юные казачки росли в относительной свободе, даже жениха они часто могли выбрать себе сами, разумеется, если тот был из казаков, и против воли дочерей замуж не отдавали.

Как же происходил обряд сватовства и брака у донцов?

Обычно сначала бывали смотрины, когда жених с двумя-тремя родственниками под благовидным предлогом появлялся в доме невесты. Сидели, беседовали о разном, потихоньку разглядывая невесту. Если она приходилась по душе старшим, то через несколько дней после смотрин к родителям невесты засылались сваты. Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.

За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое. Потом до свадьбы происходил «сговор», во время которого веселились, пили вино и танцевали.

Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была еще одна работница.

За день до свадьбы смотрели приданое, празднуя, как говорили казаки, «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха – легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Родня жениха во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.

В день выданья жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.

К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетенной косой, она сидела за столом, а братья с нагайками в руках не пускали жениха к сестре. Дружка, набивая цену, проводил выкуп невесты, после чего брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом – в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель…

А на следующий день происходила раздача каравая. Дружка подводил молодых сначала к родителям, и они дарили подарки: отец сыну – коня с седлом на службу, а мать – телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых. Те благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе». Так играли свадьбы на Дону, но в каждом хуторе и каждой станице были свои особенности.

В наши дни в некоторых хуторах и станицах играют свадьбы с элементами старинного обряда – с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами и пением свадебных песен. И именно такие «семейные» старинные обряды, передаваемые из поколения в поколение, сохраняя истинные жизненные ценности, делают все казачьи роды единой большой семьей!


«7x7»: Задумывались над тем, что такое и зачем нужен брачный договор? Брачный договор - это соглашение лиц, вступающих в брак, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его прекращения.

Материалы по теме
Мнение
10 ноября 2020
1
Игорь Мартынов
Игорь Мартынов
Казаки в литературе
Мнение
13 октября 2020
Валерий Розанов
Валерий Розанов
О проблемах казачества
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КазакиКоренные народы