Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Какой может быть Привокзальная площадь в Кирове

Какой может быть Привокзальная площадь в Кирове

Максим Копылов
Максим Копылов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вместо предисловия.

Знаете, за свою жизнь я на личном опыте понял, в частности, три вещи:

1. Затевая ремонт или реконструкцию чего-либо, главное — не сломать то, что и так работает, и не испортить то хорошее, что у вас есть.

2. Все должно быть ко времени и к месту. Так, конечно, круто иметь антикварный белый рояль, и у вас даже хватит денег на его покупку, но какой в этом смысл, если вы живете в "однушке" на городской окраине?

3. Перед тем как что-то сделать, сперва стоит обдумать не только, как это может отразиться на вас в ближайшей перспективе, но и какие это будет иметь последствия в дальнейшей жизни, через год, пять или 10 лет.

Все это, в особенности нужно учитывать, когда дело касается городского пространства, где необходимо принимать во внимание интересы различных групп населения (будь то заядлые автомобилисты, дети или пожилые люди), "внешние" факторы (будь то наличие денег в бюджете, технический прогресс или планы по развитию города / региона / страны), а также учитывать то, что любая городская территория, как правило, совмещает в себе несколько функций, порой "плохо сочетаемых".

Функции Привокзальной площади

 

Привокзальная площадь - место уникальное и особо значимое для города Кирова, а по количеству выполняемых ежедневно функций она, пожалуй, будет даже важнее Театральной - центральной площади города Кирова.

Во-первых, как не сложно догадаться, здесь расположен железнодорожный вокзал - главные городские "ворота" (ну или одни из главных). Через эти "ворота" ежедневно проходят сотни пассажиров, которые, сойдя с поездов и электричек, пересаживаются на Привокзальной площади на такси, автомобили, общественный транспорт или проходят ее насквозь, чтобы добраться до автовокзала, расположенного неподалеку.

Именно с Привокзальной площади гости города начинают свое знакомство с ним. Сейчас оно ограничивается лишь встречей с "тремя вятскими китами", чьи вывески ярко горят на крыше дома, напротив вокзала (это "Система Глобус", "Вятский квас" и "Вятка-банк"), что, впрочем, уже вводит некоторых в ступор, ведь они ехали в Киров, а тут Вятка… И это нужно исправлять.

Во-вторых, на площади пересекается часть улиц, связывающих центр города с активно застраивающимися районами Чистые пруды, Дружба, через Привокзальную площадь часто прокладывают маршрут те, кто пытается выбраться из южной части городского центра на Советский тракт или в аэропорт, да и маршрутов общественного транспорта здесь также проходит немало.

В итоге эта площадь приобретает черты крупного транспортного узла со своими особенными функциями по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. И именно эти функции будут являться основными для этого городского пространства, но…

Но Привокзальная площадь еще и является локальным центром для жителей района, куда они приходят не только для того, чтобы отправиться на работу на подошедшем автобусе или троллейбусе, но и, например, за покупками ("спасибо" за это тем, кто решил построить здесь в последние годы несколько торговых центров). И для жителей района (в отличие от пассажиров) на первый план выходит комфортность площади для повседневного досуга, а не ее транспортно-пересадочные возможности (хотя они так же важны).

Почему проект именно такой

Все это разнообразие функций, нюансов, а также существующих проблем я попытался учесть при разработке своего проекта, который в итоге свелся к реконструкции пешеходной части парковки, расположенной в центре площади (шириной 14 и длиной 30 м), и "косметическим" изменениям остального парковочного пространства, и вот почему:

1. Такие изменения, с одной стороны, значительно улучшают как внешний облик площади, так и комфортность передвижения по ней горожан и гостей города (по сравнению с текущей ситуацией), параллельно решают задачу "знакомства с городом", но при этом кардинально не меняют существующего уклада и сложившихся транспортных потоков, т. е. не ломают то, что и так работает.

2. Проект предусматривает возможность поэтапного благоустройства Привокзальной площади и относительно простую замену одного функционала отдельных ее частей на другой при развитии города Кирова.

В частности, сохраняется возможность перепрофилирования парковки (слева и справа от пешеходной части) в зависимости от изменений в городской жизни.

Например, в случае изменения маршрутной сети общественного транспорта (в т. ч. сокращения дублирования маршрутов, появление "пересадочного тарифа" и т. п.), потребность в чем давно назрела, одна из парковок быстро и без значительных изменений может быть переделана под ТПУ (аналогичного ТПУ у м. «Китай-город» в Москве). Либо при появлении в бюджете города достаточного количества средств (скажем, если в овраге Засора выкопают сотни бочонков золота, спрятанного ушкуйниками) или силы воли у местной власти, которые позволят создать под площадью подземную парковку или многоуровневый паркинг на месте ТЦ "БУМ", наземная парковка может быть превращена в сквер / площадь и т. п. с сохранением как центральной пешеходной части, так и озеленения вокруг парковки.

3. Основные изменения можно осуществить в короткие сроки, а значит, можно успеть подготовиться к юбилею города Кирова, который будет в 2024 году.

Главная цель проекта

Главная же цель всего проекта - это попытка передать символы и смыслы современного Кирова (но не прямо, "в лоб", а в виде определенного намека, задачки, которую хотелось бы решить) и чувство домашнего уюта. Так, цветная плитка, выложенная в "шахматном порядке", - это некая отсылка к лоскутному одеялу (ассоциация с теплом, уютом, например, бабушкиного дома), на котором будто ребенок раскидал игрушечные кубики и собрал из них в центре площади два имени города. Это и отсылка к самому городу, дескать, он строился по кирпичику (кубику), не все шло ровно, "но стоит и не падает".

 

Кстати о кубах. Спор о том, как должен называться город, Киров или Вятка, не утихает последние десятилетия и, в принципе, может стать определенной "фишкой" города. Города "с двумя именами". К тому же при смене названия кубы можно просто повернуть другой стороной к вокзалу, чтобы с одной стороны гости города понимали, куда они приехали, с другой - заинтересовались его историей, да и те, кому ближе прежнее наименование, были не в обиде. В идеале же можно и вовсе предусмотреть механизм, который бы поворачивал кубы (каждый куб в свою сторону), например, раз в час, меняя расположение имен города местами (по аналогии, например, с памятником Кафке в Праге).

Цветовое решение плитки - это отсылка к основному бренду Вятки, Дымковской игрушке.

Для удобства гостей города на пешеходной части также предусмотрено размещение интерактивного терминала с сенсорным экраном, содержащего, помимо справочной информации (карты города, схемы маршрутов общественного транспорта, информации о достопримечательностях и др.), также кнопки вызова экстренных служб и точку доступа к wi-fi. Одно такое табло, в принципе, может заменить целую будку туристского центра.

Решение проблем с парковкой

Что касается парковки. До того момента, пока у вокзала не появится подземного / многоуровневого паркинга, парковка в центре площади самая удобная и должна быть сохранена. Потому что, во-первых, все прибывающие / отбывающие пассажиры и встречающие их лица попадают на перроны и выходят с них в город через центральный вход вокзала (в связи с требованиями безопасности другие выходы закрыты), и эта парковка становится самой близкой. Во-вторых, людям не приходится подниматься / спускаться с сумками по крутым лестницам (что очень неудобно). В-третьих, идти до парковки (или с нее) с большими сумками через остановки общественного транспорта, мешая горожанам, ожидающим автобус или троллейбус. А одна из основных функций этого городского пространства - обеспечение удобной пересадки с одного вида транспорта на другой.

Да, сейчас основная проблема площади состоит в том, что она вся заставлена машинами. Парковочные места предусмотрены даже на крыше ТЦ "Лето", который втиснули на место газона и широкой лестницы. И несмотря на это, приезжая вечером к вокзалу, чтобы сесть на "Вятку", практически нереально найти парковочное место поблизости. Парковка здесь бесплатная. И это главная проблема, поскольку вместо того, чтобы ею пользовались те, кто встречает/провожает кого-то на поезд, она забита нелегальными перевозчиками, "бомбилами" и теми, кто приехал не на вокзал, а в ТЦ поблизости. Решается эта проблема достаточно просто - введение почасовой платы за стоянку автомобиля как на самой парковке, так и на близлежащих улицах, что и предусмотрено в проекте. А чтобы сгладить неприятное впечатление от вида десятков припаркованных автомобилей вокруг парковочных площадок, предусматривается высадка сплошного ряда кустарника высотой до 1 м. Он, кстати, еще и функции забора будет выполнять. И практично, и красиво.

 

Что еще?

А еще здесь предусмотрены вроде небольшие, но важные для качественного городского пространства элементы:

- скамейки со спинками (чтобы было удобно сидеть);

- дождеприемники ("ливневка") на пешеходной части и парковке, о которых часто забывают даже в Москве;

- столбы с двойным светодиодным освещением, выкрашенные в темно-серый цвет (так они меньше привлекают к себе внимание);

- урны (предусматривающие раздельный сбор мусора, чтобы город был чистый);

- кубы 1×1 м (на которые можно навалиться, поставить тяжелую сумку или использовать как стол);

- кубы 0,4×0,4 м у проезжей части и выходов на парковки (в качестве защиты от наглых, глупых или пьяных автомобилистов и т. п.);

- пешеходный переход, приподнятый над уровнем проезжей части (для комфортного передвижения маломобильных групп граждан, пассажиров с сумками и мамочек с колясками);

- деревья (которые не только украшают, но и создают тень в жаркие летние дни), корни которых спрятаны в приствольные решетки;

- велосипедная парковка (занимающее парковочное место одного автомобиля позволяет оставить в безопасности 12 велосипедов).

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
22 октября 2020
Анатолий Курбатов
Анатолий Курбатов
Привокзальная площадь в Кирове. Что с ней не так и как должно быть
Мнение
15 ноября 2019
Максим Копылов
Максим Копылов
Было бы неплохо преобразить Привокзальную площадь к 650-летию Кирова
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
БлагоустройствоКировКировская областьФото