Собирается ежемесячно 46 912 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. Наследница казанской царицы Сююмбике живет в Рязани

Наследница казанской царицы Сююмбике живет в Рязани

Валерий Розанов
Валерий Розанов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Царица Сююмбике – одна из первых мусульманских правительниц в мировой истории. Правительница Казанского ханства (1549–1551 гг.). Дочь ногайского бия Юсуфа.

В исторической памяти татарского народа ее судьба символически переплелась с судьбой Казанского ханства, Крымского и Касимовского ханств. Личность Сююмбике, ее удивительная судьба нашли отражение в народном эпосе («Сююмбике баете»), в творчестве русских, татарских и турецких писателей и публицистов.

Она являлась примером служения своему народу. Сююн-бике пожертвовала личным счастьем ради счастья других. Она соединяет воедино все татарские народы и символически считается Матерью - Великой Царицей всех татар и тюркского мира.

Образ Сююмбике в русских исторических драмах предстает романтической натурой, в облике «восточной» женщины, которая приносит политические расчеты в жертву своим чувствам («Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки, 1806 г.; «Иоанн, или Взятие Казани» М. С. Рыбушкина, 1814 г.).

В татарских произведениях (Ф. Амирхан, Ш. Ахмадиев и др.) был создан идеализированный образ татарской правительницы. Ф. Амирхан, размышляя о переплетении судеб татарского народа и Сююмбике, называл ее «матерью нации», «дочерью народа».

Через татарскую литературу образ Сююмбике вошел в произведения турецких авторов (И. В. Наурузхан, Л. Каран и др.), и она стала олицетворением национальных качеств татарского народа.

Свои последние годы царица жила в г. Касимове (Мещерский городец), считается, что ее потомков не осталось, по другой версии, по политическим мотивам тех времен ее потомки жили инкогнито и под другими фамилиями.

Кочевое окружение ханов, которые всегда после 1518 года были пришлыми, и местная казанская знать воспринимали друг друга как чужаков; отношения между ними были всегда напряженными. Это неудивительно – основой конфликта между пришлым окружением царственной особы – потомка Чингисхана – и давно оседло живущей в Казани знати являлась не только (и не столько) разница в образе жизни и привычках, сколько их цели, сильно отличавшиеся друг от друга. Если для местной элиты это было сохранение того, что она уже имела, за собой и в дальнейшем — стабильность, то для пришедшего с ханом окружения важно было скорейшее обогащение за счет «земли», что не могло не приводить к разному видению одних и тех же ситуаций.

Браки на дочерях ногайских мирз имели действенное внешнеполитическое влияние и являлись стабилизирующим фактором на пространстве Золотой Орды и после ее распада. Женщины, символизировавшие «землю», были той нитью, которая связывала людей и государства воедино. Сююн-бике связала собою как Ногайскую Орду, откуда она была родом, так и родные ей Казанское и Касимовское ханства, а также и Московскую Русь.

Проводя исследования по истории Мещерского и Рязанского казачества, Касимовский краевед в архивах Посольского приказа 1626 года нашел упоминание о семье Сююн-бике. В письме местного (касимовского) чиновника на имя посольского думного дьяка говорилось о необходимости повышения денежного содержания на семью потомков татарской царевны и казаков, тайну их охраняющих.

Далее исследования уже велись по расходным книгам царского двора, вплоть до самой революции 1917 года, можно было отследить, что потомки царицы Сююн-бике продолжали жить и средства для их жизни продолжались отпускаться. Оставалось самое трудное — установить их судьбу и фамилии под которыми они жили.

По расходным отчетам было видно, что потомки царской семьи Сююн-бике не сидели в заточении, они бывали в Крыму, Будапеште, Стамбуле и др. Возможно, они принимали участие в неофициальных переговорах с турками как потомки великой династии Чингизов.

- Конечно, мы надеялись найти нынешних потомков великой татарской царевны - принца или принцессу по современным понятиям, - рассказывает депутат Касимовской городской думы казачий генерал Валерий Камшилов.

Наши поиски продолжались более четырех лет в разных уголках России и мира, благо казаки есть везде.

На Урале и в Тобольске огромную архивную работу провел генерал ФСК, атаман Уральского казачества Геннадий Ковалёв.

В Казане помогал Ринат Гильманшин.

В Крыму - атаман Ордынских и Мещерских казаков ахунд ЦФО Танай бек-Чолханов. Он же по нашей просьбе ездил в отдел Центрального городского архива города Будапешта (Budapest Főváros Levéltára). Благодаря этому нам удалось установить фамилию, под которой представители царской династии Сююмбике прибыли в Будапешт.

- Мы установили прапраправнучку царевны Сююмбике, на данный момент мы не готовы обнародовать ее имя, - комментирует Танай бек-Чолханов. Несмотря на то, что это будет радость для всего татарского и даже тюркского мира, геополитически мы пока не представляем, как может изменить мир появление настоящей татарской принцессы, представительницы рода Чингисхана, по существу объединительницы всех татар.

Неслучайно даже в советское время ее происхождение и фамилию усердно скрывали, только в 30 годы ее прабабушке было выдано три свидетельства о рождении на разные фамилии, и это только то, что сохранилось в архиве у принцессы. Для нее самой было открытием, узнать о своем происхождении, она сама пока не готова кардинально менять свою жизнь, стать публичной фигурой и даже номинально исполнять представительские функции царской династии.

Просто объявить ее имя невозможно, это и вопрос безопасности, который тут же возникнет, и вопрос внутренней и внешней политики - она уже не сможет жить прежней жизнью обывательницы, так или иначе на нее упадет большой груз ответственности как представителя династии и своего народа. Безусловно, с ней захотят встретиться на только российские лидеры татарского народа, но и мировые лидеры тюркского мира. Все очень сложно.

Мы можем сказать только, что девушке 30 лет, она живет в Рязани, знает пять языков.

Валерий Розанов, координатор ЦФО по связям казачества со СМИ

Материалы по теме
Мнение
8 ноя 2020
Валерий Розанов
Валерий Розанов
Город Касимов — глоток Европы в центре России
Мнение
2 ноя 2020
Валерий Розанов
Валерий Розанов
Рязанские казаки наметили стратегию развития
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРязань
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!