Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Рязанская область
Собирается ежемесячно 39 355 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. Наследница казанской царицы Сююмбике живет в Рязани

Наследница казанской царицы Сююмбике живет в Рязани

Валерий Розанов
Валерий Розанов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Царица Сююмбике – одна из первых мусульманских правительниц в мировой истории. Правительница Казанского ханства (1549–1551 гг.). Дочь ногайского бия Юсуфа.

В исторической памяти татарского народа ее судьба символически переплелась с судьбой Казанского ханства, Крымского и Касимовского ханств. Личность Сююмбике, ее удивительная судьба нашли отражение в народном эпосе («Сююмбике баете»), в творчестве русских, татарских и турецких писателей и публицистов.

Она являлась примером служения своему народу. Сююн-бике пожертвовала личным счастьем ради счастья других. Она соединяет воедино все татарские народы и символически считается Матерью - Великой Царицей всех татар и тюркского мира.

Образ Сююмбике в русских исторических драмах предстает романтической натурой, в облике «восточной» женщины, которая приносит политические расчеты в жертву своим чувствам («Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки, 1806 г.; «Иоанн, или Взятие Казани» М. С. Рыбушкина, 1814 г.).

В татарских произведениях (Ф. Амирхан, Ш. Ахмадиев и др.) был создан идеализированный образ татарской правительницы. Ф. Амирхан, размышляя о переплетении судеб татарского народа и Сююмбике, называл ее «матерью нации», «дочерью народа».

Через татарскую литературу образ Сююмбике вошел в произведения турецких авторов (И. В. Наурузхан, Л. Каран и др.), и она стала олицетворением национальных качеств татарского народа.

Свои последние годы царица жила в г. Касимове (Мещерский городец), считается, что ее потомков не осталось, по другой версии, по политическим мотивам тех времен ее потомки жили инкогнито и под другими фамилиями.

Кочевое окружение ханов, которые всегда после 1518 года были пришлыми, и местная казанская знать воспринимали друг друга как чужаков; отношения между ними были всегда напряженными. Это неудивительно – основой конфликта между пришлым окружением царственной особы – потомка Чингисхана – и давно оседло живущей в Казани знати являлась не только (и не столько) разница в образе жизни и привычках, сколько их цели, сильно отличавшиеся друг от друга. Если для местной элиты это было сохранение того, что она уже имела, за собой и в дальнейшем — стабильность, то для пришедшего с ханом окружения важно было скорейшее обогащение за счет «земли», что не могло не приводить к разному видению одних и тех же ситуаций.

Браки на дочерях ногайских мирз имели действенное внешнеполитическое влияние и являлись стабилизирующим фактором на пространстве Золотой Орды и после ее распада. Женщины, символизировавшие «землю», были той нитью, которая связывала людей и государства воедино. Сююн-бике связала собою как Ногайскую Орду, откуда она была родом, так и родные ей Казанское и Касимовское ханства, а также и Московскую Русь.

Проводя исследования по истории Мещерского и Рязанского казачества, Касимовский краевед в архивах Посольского приказа 1626 года нашел упоминание о семье Сююн-бике. В письме местного (касимовского) чиновника на имя посольского думного дьяка говорилось о необходимости повышения денежного содержания на семью потомков татарской царевны и казаков, тайну их охраняющих.

Далее исследования уже велись по расходным книгам царского двора, вплоть до самой революции 1917 года, можно было отследить, что потомки царицы Сююн-бике продолжали жить и средства для их жизни продолжались отпускаться. Оставалось самое трудное — установить их судьбу и фамилии под которыми они жили.

По расходным отчетам было видно, что потомки царской семьи Сююн-бике не сидели в заточении, они бывали в Крыму, Будапеште, Стамбуле и др. Возможно, они принимали участие в неофициальных переговорах с турками как потомки великой династии Чингизов.

- Конечно, мы надеялись найти нынешних потомков великой татарской царевны - принца или принцессу по современным понятиям, - рассказывает депутат Касимовской городской думы казачий генерал Валерий Камшилов.

Наши поиски продолжались более четырех лет в разных уголках России и мира, благо казаки есть везде.

На Урале и в Тобольске огромную архивную работу провел генерал ФСК, атаман Уральского казачества Геннадий Ковалёв.

В Казане помогал Ринат Гильманшин.

В Крыму - атаман Ордынских и Мещерских казаков ахунд ЦФО Танай бек-Чолханов. Он же по нашей просьбе ездил в отдел Центрального городского архива города Будапешта (Budapest Főváros Levéltára). Благодаря этому нам удалось установить фамилию, под которой представители царской династии Сююмбике прибыли в Будапешт.

- Мы установили прапраправнучку царевны Сююмбике, на данный момент мы не готовы обнародовать ее имя, - комментирует Танай бек-Чолханов. Несмотря на то, что это будет радость для всего татарского и даже тюркского мира, геополитически мы пока не представляем, как может изменить мир появление настоящей татарской принцессы, представительницы рода Чингисхана, по существу объединительницы всех татар.

Неслучайно даже в советское время ее происхождение и фамилию усердно скрывали, только в 30 годы ее прабабушке было выдано три свидетельства о рождении на разные фамилии, и это только то, что сохранилось в архиве у принцессы. Для нее самой было открытием, узнать о своем происхождении, она сама пока не готова кардинально менять свою жизнь, стать публичной фигурой и даже номинально исполнять представительские функции царской династии.

Просто объявить ее имя невозможно, это и вопрос безопасности, который тут же возникнет, и вопрос внутренней и внешней политики - она уже не сможет жить прежней жизнью обывательницы, так или иначе на нее упадет большой груз ответственности как представителя династии и своего народа. Безусловно, с ней захотят встретиться на только российские лидеры татарского народа, но и мировые лидеры тюркского мира. Все очень сложно.

Мы можем сказать только, что девушке 30 лет, она живет в Рязани, знает пять языков.

Валерий Розанов, координатор ЦФО по связям казачества со СМИ

Материалы по теме
Мнение
8 ноя 2020
Валерий Розанов
Валерий Розанов
Город Касимов — глоток Европы в центре России
Мнение
2 ноя 2020
Валерий Розанов
Валерий Розанов
Рязанские казаки наметили стратегию развития
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРязань

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!