Горизонтальная Россия
Собирается ежемесячно 39 355 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Почему в городе вообще не нужно строить дороги

Почему в городе вообще не нужно строить дороги

Георгий Красников
Георгий Красников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Каждый раз, когда я ужасаюсь тому, какие безумные средства выбрасываются на совершенно ненужные и даже вредные дороги, появляются комментаторы, удивляющиеся такому подходу. Мол, дороги-то строить нужно же, мы же хотим бороться с пробками. Мне казалось, что тупиковость такого пути в 2020 году очевидна всем, но нет.

Итак, вот у вас большой мегаполис, весь стоящий в пробках большую часть дня. Логичное, на первый взгляд, решение – построить побольше дорог. Будет много дорог, тогда всем хватит места. В большинстве российских городов так, увы, и делают при возможности. Правильно?

Основная ошибочность этого подхода в том, что число выезжающих на дороги машин принимается за константу. Что если сегодня выехало 500 тыс., то и завтра при любых условиях выедут те же 500 тыс., и послезавтра. В реальности же число машин не то что не константа и зависит не только от роста города, но в первую очередь ПРЯМО зависит от имеющихся дорог. Не обратно, а именно прямо!

Почему в городе вообще не нужно строить дороги

Работает это так: построив дорогу, мы получаем небольшое улучшение дорожной ситуации. Так мы получили реакцию, обратную связь, говорящую нам, что якобы дороги строить нужно. Но вместе с нами узнали про это и те люди, кто до этого момента не ездил на машине, потому что было долго, и выбирали общественный транспорт. Раз стало меньше пробок, можно быстрее доехать, они достают свои автомобили из гаража или идут их покупать. Конечный итог – пробок становится примерно столько же. Но на дорогах суммарно ездит немного больше машин. Важно, что незначительно больше: скажем, было 500 тыс., а стало ездить 510.

Почему в городе вообще не нужно строить дороги

То же самое с расширением имеющихся дорог. Очевидное же решение – если улица стоит в пробках, ее надо просто расширить и она не будет стоять. И оно реально работает… Только первые несколько месяцев, максимум – год. Пока туда не приедут те машины, которые вчера были в гаражах и автосалонах. Это хорошо видно на уже "расширенных" Северо-Западной хорде, Ленинградском проспекте, МКАДе, Третьем транспортном кольце и прочих подобных дорогах.

Любимая шутка урбанистов на такое: "Ещё одна полоса - и всё поедет".

Любимая шутка урбанистов на такое: "Еще одна полоса - и все поедет".

По этой логике выходит, что если мы уже построенные дороги закроем, то станет меньше пробок, что ли?... ДА! Конечно, не сразу. Но спустя несколько месяцев, а то и год после закрытия или сужения ситуация вернется к той, которая была до них. Это, кстати, можно хорошо наблюдать на примере центра Москвы. Кто-то, конечно, перестал пользоваться машиной, ну так это и правильно. В принципе, если бы в свое время не построили Третье транспортное кольцо, то было бы... примерно так же, как сейчас. Теперь же оно большую часть дня все равно простаивает в пробках. А так бы все эти водители на метро бы поехали.

Почему в городе вообще не нужно строить дороги

Так ты что, хочешь сказать, что вообще никаких дорог не нужно строить? В целом да. Единственные исключения – это обходы городов для грузового транспорта. Скажем, МКАД и ЗСД стоило бы оставить, а вот полезность всего остального весьма сомнительна. Нужны городские улицы в сложившейся среде, с нормальными наземными переходами и светофорами. Возможно, стоит повышать связность улично-дорожной сети там, где районы разорваны рекой или железными дорогами. Хотя, думаю, и тут бы стоило в первую очередь строить трамвайные линии и пеше-/велодорожки. Так бы было больше стимула не пользоваться машиной.

Сторонники безудержного дорожного строительства любят упирать на тот факт, что плотность нашей УДС (улично-дорожной сети) намного меньше европейской. Во-первых, это не совсем так, поскольку в ней не считаются дворовые проезды, с которыми цифры вполне сравнимы. Но даже дело не в этом. А в том, что ничего в этом страшного нет! Основная задача города – повысить общую мобильность населения. Сделать так, чтобы любому человеку можно было легко и быстро добраться из любой точки города в любую другую. Мобильность населения – это важно, она развивает бизнес, экономику, а значит, ведет страну к процветанию.

Безудержное строительство дорог не повышает мобильности. Точнее, повышая ее немного в одном месте, оно существенно снижает ее в другом. Хайвеи в городской среде разрубают районы, режут сложившиеся пешеходные связи. Это тоже косвенно повышает уровень автомобилизации, кстати, – у жителей этих двух районов будет больше поводов поехать друг к другу именно на автомобиле, потому что иначе неудобно... Показательный пример - Ленинградский проспект. Как из вполне приличного городского проспекта сделали какое-то полное бессфетофорное безумие, разорвав связи между районами, загнав пешеходов в подземники и надземники, уничтожив трамвай. Что показательно, пробки там как были, так и остались.

Но главное тут, что любая такая скоростная дорога делает неудобными все остальные способы перемещений: пешеходный, велосипед, общественный транспорт. Выходит полный абсурд - чтобы несколько сотен машинок в час смогли проехать быстрее, тысячи и десятки тысяч пешеходов, велосипедистов и пользователей общественного транспорта вынуждены терять время, силы, терпеть неудобства, стоя в объездах или ходя крюками по лестницам надземных и подземных переходов... Не кажется ли вам, что это неправильно?

Почему в городе вообще не нужно строить дороги

Поэтому единственный путь – это развивать все остальные виды мобильности, кроме дорожной: велоинфраструктуру, пешеходные проходы и, конечно же, общественный транспорт. Причем как внеуличный, так и наземный – важность удобства последнего у нас до сих пор не очень хорошо понимают. Это же будет выгодно и самим автомобилистам – т. е. тем, кто жизни не за рулем себе не представляет. Если мы пересадим на ОТ и велосипеды всех, кому не принципиально, на чем ехать, вам же проще и будет, на дорогах станет свободнее. А любая новая дорога, особенно скоростная, только провоцирует общее увеличение автомобилей и новые пробки там, где их до этого не было.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
4 июл 2020
Георгий Красников
Георгий Красников
Собянин продолжает строить автомагистрали вместо трамвайчиков
Мнение
25 янв 2020
Георгий Красников
Георгий Красников
По национальному парку собираются провести скоростную автотрассу
Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Так
10 ноя 2020 17:07

Хочешь иметь железного коня - живи в деревне, а въезжая в город - оставляй коня на платной стоянке и пересаживайся на общественный транспорт.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
БлагоустройствоДороги

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!