Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Из Красноярска в Дудинку. Плавание по Енисею на рейсовом теплоходе «Валерий Чкалов»

Из Красноярска в Дудинку. Плавание по Енисею на рейсовом теплоходе «Валерий Чкалов»

Георгий Красников
Георгий Красников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Рейсовые теплоходы в наше время - очень редкая роскошь. Особенно это касается речного флота. В мире осталось очень мало мест, где можно вот так плыть по несколько дней по реке, наслаждаться видами берегов из каюты. Асфальтовый каток наступает все активнее, и там, куда еще вчера нельзя было добраться на колесах, сегодня спокойно доезжают автобусы и фуры. В 2013 году мы так плавали по Амазонке, но, блин... Есть же речные кораблики и поближе.

К счастью, в России много диких мест, и регулярное пассажирское судоходство благополучно сохранилось и до наших дней как минимум на четырех реках. В 2016 году мы плавали на теплоходе "Родина" по Иртышу и Оби, а теперь пришла очередь Енисея! Маршрут Красноярск - Дудинка.

На линии два корабля: "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов". В пути вниз по течению они идут четыре дня, обратно - шесть. Интервал отправлений между рейсами выходит шесть суток. Навигация длится с июня по начало октября. Билеты можно купить на сайте компании. Про то, какие есть каюты и как корабль устроен, мы поговорим в отдельном посте.

Тогда на "Родине" восхищало, что это корабль 50-х годов выпуска. Построенный в ГДР, он сохранил аутентичные родные интерьеры, каюты, коридоры, кают-компании и прочее. Я думал, что это что-то невероятно уникальное и таких теплоходов совсем немного. Оказалось, что енисейские корабли точно такие же аутентичные и прикольные внутри. Конкретно "Валерий Чкалов" был построен вообще в 1953 году. При этом он значительно больше "Родины": четырехэтажный/трехпалубный с двумя ресторанами и 140 каютами.

Давайте представим, как оно проходит. Из Красноярска корабль уходит рано - в 8:00. Посадка начинается с 7:00. Перед ней нужно, согласно современной эпохе, пройти досмотры.

Плаванье на корабле - та самая ускользающая от нас романтика, та атмосфера, которую сложно передать, ее надо самому прочувствовать. Особенно когда этот корабль такой старинный и атмосферный, а вокруг по берегам невероятные места. Когда вокруг вода, когда под "Прощание славянки" теплоход отчаливает от речного вокзала и еще около часа проплывает мимо районов Красноярска и прочих портов. В глушь, в тайгу, в тундру, где нет цивилизации, интернета, вообще ничего нет, кроме медведей и ягод.

В 8:00 сигнал к отправлению. Под "Прощание славянки" теплоход плавно отчаливает от причала красноярского речного вокзала и берет курс на север! Первые полтора часа под аккомпанемент песен уже про сам теплоход мимо нас проплывают пейзажи самого Красноярска. Те самые, по которым гулял в предыдущие дни.

По левому борту остается пароход-музей "Святитель Николай, на котором плавал Николай II, а позже в ссылку плыл Ленин.

Спальные районы Краснояска, заводы и ТЭЦ.


Ближе к северным окраинам Красноярска начинаются огромные речные порты. Обеспечивающие северный завоз в регионы и принимающие от этих самых регионов древесину.

Часа через два подплываем к бункеровочной станции и начинаем бункеровку. Или по-нашему — заправку топливом.

В первый день цивилизации еще довольно вдоль берегов. Постоянно то на одном, то на другом берегу какие-то деревни, поселки. Здесь остановок не делается.

Плыть по Енисею куда интереснее, чем по Иртышу: особенно в первый день, когда за бортом скалистые берега, покрытые тайгой. По пути вам в мегафон рассказывают всякие интересные факты про проплываемые места.

В отличие от морского плаванья, тут всегда есть что посмотреть за окном - пейзажи так или иначе меняются. Уже просто приятно сидеть на палубе, дышать свежим северосибирским воздухом и созерцать их.

Через несколько часов начинаются Казачинские пороги. В этом месте уровень воды понижается на несколько метров, а корабль должен аккуратно лавировать, чтобы не сесть на мель. В обратную сторону ему иногда подняться непросто.

Для помощи на берегу всегда дежурит специальный буксир. Туер "Енисей" с дизель-электрическим мотором. Работает здесь уже более 50 лет, с 1964 года. До этого тут вытягивал суда вверх по течению через порог его предшественник, туер "Ангара", аж с начала XX века. Интересно, что это чуть ли не последний туер в мире - в других местах такую технологию для прохождения порогов уже давно перестали использовать.

К вечеру проплываем место впадения Ангары. Темно, но можно разглядеть, что вон она, там. Через некоторое время крупная остановка - город Енисейск. Старинный, интересный. К сожалению, прибываем в Енисейск мы в темноте с опозданием, и посмотреть его даже мельком нет возможности.

Енисейск - последнее место, куда еще можно добраться по автомобильной дороге. В 40 км к югу от него есть город Лесосибирск, куда ведет даже железная дорога из Ачинска. Дальше начинается полная сибирская таежная глухомань!

На второй день нам встречается наш коллега "Александр Матросов", идущий обратным рейсом. Капитан предусмотрительно сообщил об этом по громкой связи, предложив пассажирам поприветствовать корабль.

Если в первый день плавания еще попадалась мобильная связь с быстрым интернетом, то после Енисейска она закончилась окончательно. На полустанках и в деревнях слабый сигнал, позволяющий только отправить эсэмэску. Даже в Туруханске и Игарке не было 4G. Три дня мы плыли без какого-либо интернета, и, скажу вам, это было просто прекрасно! Ничто не отвлекало от наслаждения енисейскими красотами.

После полудня приплываем в село Ярцево.

Тут стоянка полчаса, и около пристани образовывается стихийный рынок. Можно купить ягод, варенья, рыбы, картошечки, вязаных варежек, и много всего другого.



Еще через несколько часов такое же село - Ворогово.

Тут рыночек поменьше. Но тоже можно много чего купить. Село, кстати, известно еще с 1613 года. Интересно, что причалы практически на всех станциях выглядят однотипно.


К вечеру на Средний Енисей приходят роскошные закаты!


А теплоход проплывает интересные места - скальные острова Кораблик и Барочка. Назвали их так, что они имеют формы корабля и баржи соответственно.

Возвышающиеся на 100–150 м над водой, они, по мнению многих, пожалуй, самые живописные места на Енисее. Кстати, сюда когда-то ссылали монахов из располагавшегося неподалеку Спасского монастыря.

К концу второго дня мы проплываем устье первой Тунгуски - Подкаменной. Обидно, конечно, что все эти места мы должны были проходить днем, но из-за опоздания проходим в сумерках. Но что-то более-менее разглядеть можно.

В устье Подкаменной Тунгуски находится одноименный поселок. В него теплоход не заходит. Но на другой стороне Енисея расположился поселок Бор - довольно крупный по местным меркам. Здесь живет 2,5 тыс. жителей.

В Бор, помимо нашего теплохода, еще также плавает катер из Енисейска. Идет от семь-восемь часов, ходит ежедневно.

После Бора идут многочисленные мелкие деревни: Бахта, Чулково, Верещагино, Верхнеимбатск, Костино, Сургутиха. Во всех них живет совсем мало народа и даже нет пристани! Теплоход останавливается прямо посреди реки, после чего к нему подплывают лодочники, чтобы посадить одних пассажиров и забрать других. Погрузка проходит прямо из лодок - зрелище феерическое!

Нужно успеть как можно быстрее: очередь сзади большая, да и теплоход торопится. Для лодочных пассажиров матросы специально выставляют лестницу. Обычно у всех приезжающих в эти деревни с собой очень много вещей. Оно и понятно: этот корабль для многих жителей - фактически единственная возможность что-то доставить сюда с Большой земли.


В отдельных деревнях еще интереснее: тут своих лодочников нет, и, чтобы доставить пассажиров к берегу, матросы спускают спасательную шлюпку.


Забавно наблюдать, как ее с помощью тросов и специального механизма спускают из пазлов и обратно потом ставят их. Матросы при этом грузятся до спуска на воду, шлюпка опускается уже вместе с ними.

К вечеру третьего дня "Валерий Чкалов" прибывает в Туруханск. Город в устье еще одной реки Тунгуски - Нижней. Снова типовой причал.

Туруханск уже сильно на севере, тоже довольно старинный город, с которого начиналось освоение северной Сибири еще в XVII веке. Город не очень хорошо сохранился, сейчас это небольшой поселок. Хотя, по местным меркам, прямо-таки мегаполис! 4,5 тыс. жителей. Кстати, известен Туруханск тем, что тут отбывал ссылку будущий генералиссимус Иосиф Сталин.

А к утру следующего, уже четвертого, дня мы приплываем в Игарку. Это уже полноценный город с многоэтажками. Однако население Игарки с советского времени сократилось аж в несколько раз! И сейчас оно уже стало меньше, чем в Туруханске (притом что в 1989 году здесь проживало 18 тыс.).

Одно расстраивало - из-за опоздания стоянки в Туруханске и Игарке были сокращены с часа до 20 минут. За такое время никуда от причала не уйдешь особо. И час-то - не очень много. А хотелось бы город осмотреть. В Игарке есть, кстати, музей вечной мерзлоты. Слышал, что в обычных условиях есть возможность взять такси, съездить в него, посмотреть за 40 минут и вернуться обратно на корабль.

В Игарку должна была прийти железная дорога - та самая 503-я стройка, или Трансполярная магистраль, строившаяся заключенными ГУЛАГа в конце 40-х — начале 50-х. Чуть выше по течению, в районе села Ермаково, есть даже место, где была построена станция и были привезены паровозы. Но со смертью Сталина стройка была остановлена и заброшена.

Последний, четвертый день - Енисей уже стал очень широким. Еще бы - в него влились Ангара, две Тунгуски и еще куча речек поменьше.

Корабль преследуем чайками.

Места тут совсем глухие! Иногда, конечно, попадаются отдельные домики, являющиеся, скорее всего, даже не населенными пунктами, а какими-нибудь специальными сторожками.

За четвертый день лишь одна остановка - в Потапове. Тут тоже нет пристани, но поток пассажиров очень большой. И перед теплоходом выстраивается целая кавалькада моторных лодок. Посадка растягивается минут на 30.


Потом севшие в Потапове пассажиры штурмуют корабельную кассу.

Прибытие в конечный пункт - в город Дудинку - по расписанию должно было быть вечером, в 21:00. Однако начавшееся в первый день двухчасовое опоздание стало в последствии только растягиваться. И к концу пути оно умудрилось вырасти до семи часов! Таким образом, приплыли мы в Дудинку в 4:00 к концу четвертых суток плавания. Команда дала возможность поспать до 7:00.

На рассвете в иллюминаторе появился крупный порт, а на телефоне - связь 4G и куча сообщений, копившихся за три дня плавания.

С одной стороны, конечно, из-за этого опоздания многие интересные пункты не удалось посмотреть. С другой - решен был вопрос с ночевкой в Дудинке. Не пришлось искать гостиницу, тратить деньги на нее и т. д. Вот такой скромный посадочный зал в крупном портовом заполярном городе.

Сразу после прибытия к другому борту "Чкалова" пристал круизный корабль "Максим Горький". Он шел по схожему маршруту, но в круизном формате - с длительными остановками, культурной программой и прочим.

И вот мы в Заполярье - город Дудинка, 69-я широта. Мы сходим на сушу, а корабль "Валерий Чкалов" уже спустя несколько часов отправляется обратно на юг, в Красноярск.

Так что советую. Цена вопроса 12 тыс. за место в каюте на нижней палубе. Можно и подороже взять в более красивой. Корабли ходят раз в шесть дней: помимо "Чкалова", есть еще точно такой же "Александр Матросов". Окажетесь в Дудинке, на Крайнем Севере, посмотрите по дороге глубинные уголки нашей необъятной. Говорят, "Чкалова" скоро хотят списать, уже ему даже замену строят. 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
11 октября 2020
Георгий Красников
Георгий Красников
Осеннее путешествие по Северному Кавказу — как оно было
Мнение
9 октября 2020
Алексей Жирухин
Алексей Жирухин
Чем удивил и понравился Магадан
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ТуризмФото