Горизонтальная Россия
Собирается ежемесячно 20 409 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
Георгий Красников
  1. post
  2. Горизонтальная Россия

Последний год московского троллейбуса. Хронология уничтожения системы

Георгий Красников
Георгий Красников
Добавить блогера в избранное

Чтобы понять масштаб случившейся катастрофы и совершенного вредительства, просто достаточно оглянуться в прошлое. На год назад, например...

На момент конца сентября 2019 года в Москве еще насчитывалось 36 троллейбусных маршрутов!

На линию ежедневно выходило 660 машин. Которые выпускало пять транспортных предприятий. Конечно, не сравнить с тем, что было даже за пять лет до этого, но даже это на самом деле очень много! Это вторая по размерам система в России после Питера и третья - в СНГ после Минска! Даже Киев на тот момент слегка не дотягивал.

С одной стороны, система была сильно покромсана погромами. С другой - даже в таком виде она работала довольно эффективно и слаженно. Пассажиры перевозились, подвижной состав был в надлежащем техническом состоянии, сходов с линии было значительно меньше, чем у трамваев и даже у автобусов! Про электробусы вообще молчим. За предыдущие годы контактная сеть была существенно обновлена, так что сходы штанг и заторы стали явлением крайне редким. Водителей обучили пользоваться автономным ходом, так что уже к тому моменту вереницы стоящих троллейбусов при ДТП и обрывах ушли в прошлое. Подвижной состав весь низкопольный, довольно молодой: 2010–17 годов выпуска, много машин с кондиционерами.

Ни одной сколь-либо логической причины не было это брать и тупо уничтожать. Да, когда-то были у троллейбуса объективные проблемы, но к 2019 году они уже были решены. В принципе, мы видим, что до 2017 года и Ликсутов, и Собянин еще как-то объясняли, почему снимают троллейбус, а после они стали просто отмораживаться и прятаться от таких вопросов или обещать электробусный рай в будущем.

Да, хорошо, допустим, даже мы примем, что электробусы лучше троллейбусов (что на самом деле не так ни разу, ну ладно) и что мы будем развивать их. Отлично, давайте плавно заменять одно на другое. Как придет много новых электробусов, а троллейбусы выкатают свой пробег, так их заменим. Система могла вполне себе так продержаться и эффективно работать как минимум до 2025–27 годов, когда бы подошел к концу срок службы самых новых машин СВАРЗ-МАЗ и БКМ.

Но реальность такова, что спустя всего год все практически полностью уничтожено. Не уверен, что были где-то в мире закрытия таких крупных систем за такой короткий срок. Мне кажется, что даже в годы трамвайных погромов в США в 30-е это было как-то более плавно по времени размазано.

В сентябре 2019 было принято тайное постановление, по которому к сентябрю уже этого года от троллейбуса не должно не остаться ничего... Я не верил, что они осилят, но видим, что у них это получилось

2 ноября 2019 года. Закрыт маршрут №53.

Сразу после нового года появляется план ликвидации конкретных маршрутов. Его публикация вызвала некий ажиотаж и скандал. В итоге погром шел совсем по другому плану, да и даже не по плану. Закрывали маршруты левой пяткой - какие под руку подвернутся.

1 февраля. Закрыта линия №24 "Красные Ворота - Авиамоторная". Новокосинская сеть топологически рвется - 22-й маршрут остается на несколько месяцев изолированным.

14 февраля. Спустя всего две недели мы попрощались с 66-м троллейбусом. Появившимся второй раз при том самом мэре, который его уничтожил. Зверюшки в зоопарке осиротели.

10 мартаперестали действовать маршруты 6, 70к. К ним вдогонку 16 марта присоединился и 11к. Последний троллейбус ушел из Бирюлёва, о чем сообщили уже постфактум. А спустя пять месяцев маршрут исчез окончательно даже в автобусном формате.

18 марта был переведен на автобусы самый короткий маршрут Москвы - 58-й (м. «Речной вокзал» - Беломорская улица). Никогда не понимал, зачем такой короткий маршрут нужен. Но забавно то, что даже он выходил длиннее того, что запустили нам на утешение сейчас!

21 марта исчезает 54-й. Не стало целого куста - линии по Шмитовскому и Большой Филёвской. Одновременно с этим строится временный разворот у Казанского вокзала для 22-го троллейбуса. Небольшая радость, которая кажется странной, - зачем строить, если понятно, что это совсем ненадолго? Но четыре месяца он успел подействовать, 22-й ездил почти до самого конца.

27 марта. Прошел последний рейс 75-го маршрута: "Ивановское - Новокосино". Маршрута, который не только появился при Собянине, но еще в момент начавшегося погрома, в конце 2016 года. Еще тогда уже грустно на форумах шутили: "Сколько ждать Т75?" Прямо классика: "Я тебя породил, я тебя и убью". А линия в Новокосине снова стала технической.

30 апреля. В апреле из-за ковида было не до погромов. Только в конце выпилили.

Последний год московского троллейбуса. Как уничтожили огромную систему всего за несколько месяцев. Хронология

81-й маршрут, связывавший Беляево и Ясенево. Погромы наконец добрались до юго-запада, до 8-го парка, который до этого момента крепко держался.

Тем не менее до середины мая скорость выпиливания троллейбусов была не очень высокая. Еще держался проспект Маршала Жукова с пятью маршрутами. На то были объективные причины - поставки автобусов и электробусов задерживались, а оставлять пассажиров без выпуска было страшно. Казалось, что уж такими темпами троллейбус дотянет до нового года. Хотя Москва продолжала раздавать направо-налево подвижной состав, в том числе так ушел музыкальный "Синий троллейбус".

Но грозная дата в виде сентября 2020 года с окончательным решением вопроса уже маячила на горизонте. Поэтому в мае начало все меняться в худшую сторону. Оставшиеся маршруты начали грохать пачками.

14 мая нас покинул 35-й маршрут "м. „Краснопресненская“ - ул. Маршала Тухачевского". Последний маршрут Красной Пресни. С ним же была закрыта площадка "Ходынская", или легендарный пятый троллейбусный парк имени Артамонова. Троллейбусы перестали пересекать Краснопресненский путепровод, что над Белорусской железной дорогой.

21 мая. Спустя всего неделю на автобусы были переведены два маршрута в Зюзине: 40 и 52. Известно об этом стало накануне вечером. Казалось, что такой подход к информированию - это уже совсем за гранью, но самое дно то было еще впереди.

Кстати, примерно в эти же числа были отстранены от работы последние сочлененные троллейбусы. В самый разгар пандемии, между прочим.

1 июня. Сентябрь был все ближе и ближе, а рогатых засранцев было еще очень много. Поэтому июнь оказался очень жестким на потери. Сразу шесть маршрутов в разных частях города в один день были заменены автобусами! Включая весь юго-восточный куст (27 и 74), а также легендарный серебряноборский 21-й.

12 июня. 40-й маршрут "Велозаводская улица - Аннино". Который уже один раз ради "Магистрали" воскресал.

16–18 июня. В эти три дня были отменены еще четыре линии в разных частях города. В том числе легендарная «восьмерка». Так вот только за июнь они уничтожили целых 11 маршрутов!

13 июля. Убиты 4-й и 65-й.

20 июля. 85-й.

3 августа. Добивают 22 в Измайлове и 70 - в Тушине. На тот момент еще не было известно, что спустя месяц по кусочку трассы 22-го все же пойдут снова троллейбусы. Одновременно с этим происходит провал грунта на проспекте Маршала Жукова, из-за чего автобусной становится и «двадцатка». Кажется, что уже все.

17 августа. «Двадцатку» вернули, но лишь для того, чтобы ее окончательно прикончить спустя полторы недели.

25 августа. Без какого-либо предварительного объявления были уничтожены оставшиеся шесть маршрутов: М428, 59, 60, 64, 72. В этот день впервые с 15 ноября 1933 года на улицы Москвы не вышел ни один троллейбус (ну, конечно, если не считать химкинские маршруты, формально проходящие по территории Москвы). Фактически это была точка в его истории, но будет ли она с запятой или без, зависит от нас.

4 сентября. Спустя 11 дней полной бестроллейбусности запущен музейный маршрут "Т" вокруг Казанского вокзала. На линии две машины СВАРЗ-МАЗ 2017 года выпуска. Троллейбус в Москве остался, но только формально.

Сразу с закрытием движения по всему городу начинается снятие контактной сети. Оно проходит абсолютно незаконно по беспределу, с кучей нарушений, но правоохранительные органы не особо реагируют на жалобы жителей. Оно продолжается и до сих пор.

Примечательно, что абсолютно все эти маршруты в момент отмены были переведены на автобусы. Лишь один М4 сразу перевели на электробусы, но с одновременным сокращением трассы. Да, парочку (т21 и т61) перевели на батарейки чуть позже, ну и еще несколько ранее отмененных троллейбусных маршрутов (т7, т34, т88) обэлектробусили. А остальная прорва маршрутов - это дизель-дизель-дизель. Большая их часть не увидит никаких электробусов ближайшие несколько лет - в НАТП, например, они не запланированы даже, а их поставка в бывший 8-й парк - пока под большим вопросом.

Чем такие замены обернулись для самих автобусов, я уже рассказывал. Значительная их часть стала ходить заметно реже, многие некогда популярные маршруты стали вообще призраками.

Почему я взял год? Сейчас мне кажется, именно тогда была точка невозврата, во время которой был шанс остановиться и переосмыслить отношение к троллейбусу. До этого был целый 2018 год вообще фактически без погромов, а в 2019-м он был один, связанный с "Моей улицей" на Киевском вокзале. Можно было одуматься, не становиться посмешищем на весь мир своими дремучими взглядами в разгаре XXI века и сохранить хотя бы такую сеть из 36 маршрутов. Тогда бы Собянин остался в истории в первую очередь как мэр-строитель (МЦК, метро и т. д.), а не как дикарь и разрушитель. 26 декабря прошел круглый стол в Мосгордуме, где было довольно убедительно показан абсурд таких действий. Но Собянин решил и сам опозориться на весь мир, и еще опозорить Москву! Весь транспортный мир смотрит на это и недоумевает: КАК? Как можно было уничтожить такую великую, сложную, высокоорганизованную сеть? Строившуюся десятилетиями, поколениями! Большинство городов мира и мечтать не могло о таком ценнейшем ресурсе, а у нас он просто был. 

Вся эта история наводит на очень грустные мысли о непостоянстве мира... Уж если смогли самую крупную и работающую систему с новыми машинами уничтожить всего за несколько лет (а фактически - за год) только по желанию левой пятки лишь одного человека, то значит это может случиться с любой другой. Любая другая система в России меньше, и подвижной состав там старее, значит, если что, и она в зоне риска. Кроме того, Москва всегда являлась законодателем мод, и многие смотрят на нее и делают также. Раз в Москве снимают троллейбус, значит это правильно - и нам тоже надо. Они же не понимают, что это с мэром нам не повезло, они не вникают в детали... Уже под угрозой этого электробусного лобби находится немало систем, а надо понимать, что износ подвижного состава там высокий.

Так что теперь задача, чтобы эта антитроллейбусная напасть дальше по стране не пошла. А там, глядишь, и вернем в Москву его.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
20 сен
Георгий Красников
Георгий Красников
Первые последствия уничтожения троллейбуса в Москве: автобусы по всему городу ходят реже и хуже
Мнение
18 сен
Георгий Красников
Георгий Красников
Троллейбус для галочки. Что осталось от некогда крупнейшей сети мира
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Транспорт

Власть

Фото

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности