Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Смоленская область
  2. Домашнее насилие в Российской империи и Российской Федерации

Домашнее насилие в Российской империи и Российской Федерации

Татьяна Бородай
Татьяна Бородай
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Это не научная и не исследовательская статья. Мы лишь хотим сравнить современные случаи домашнего насилия и свидетельства очевидцев о домашнем насилии в XIX веке.

«Жизнь Ивана», О. Семенова-Тян-Шанская

Вообще замечено, что более всего бьют жен пьяницы: бьют либо за то, что жена скажет что-нибудь «поперек» (упрекнет, напр., в пьянстве: «опять нализался» или «нажрался кобель»); бьют из ревности. Бьют и палкой, и рогачом (ухват), и сапогами, и ведром, и чем попало — кулаками, пинком. Таскают за косы (через порог), так что голова только «ту-ту-ту».

По поводу битья: бьют не только жену, но иногда и старого отца. В одной деревне молодой парень убил своего отца оглоблей (так бил, что он умер от побоев). В селе Мураевне был один случай, что пьяница муж убил свою жену за «гульбу». Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену до тех пор, пока она не впала в бессознательное состояние, в котором через день и умерла, не приходя в себя.

Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал жену.

Юридический вестник, Я. И. Лудмер, 1884

Ни одно судебное учреждение не может в пределах нашего законодательства оградить женщину от дурного и жестокого обращения с нею . И только тогда, когда «терпеть нет уже моченьки», когда уже на ней, как говорится, нет ни одного живого места, она, избитая и изможденная, нередко с вырванной мужем косой в руках, плетется к мировому судье в надежде, что он защитит ее если не формально, то хоть своим авторитетом. 

Спойлер: у мирового судьи не было реальных инструментов для защиты женщин от домашнего насилия.

«Дневник писателя», Ф. М. Достоевский, 1876 год

Пьяный муж пришел к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и потребовал водки, и стал бить ее, чтобы вымучить еще водки, а несчастная каторжная работница (вспомните женский труд и во что он у нас пока ценится), не знавшая, чем детей прокормить, схватила нож и пырнула его ножом. Это случилось недавно, и ее будут судить. И напрасно я рассказал об ней, ибо таких случаев сотни и тысячи, только разверните газеты.

Из письма императору Александру II, Юлия Гревс, первая жена Айвазовского, 1870 год

Однажды муж мой бросил меня оземь в присутствии нашего управляющего; дети мои меня подняли, но от падения и нравственного потрясения кровь пошла у меня горлом. Другой раз он вывихнул мне руку, о чем может свидетельствовать вправивший ее пользовавший меня врач Эргардт и таврический вице-губернатор Солнцев, посетивший меня вслед затем.

С угрозой меня зарезать, он бросился на меня, больную женщину, с бритвой, я успела с силой, которую дает иногда отчаянье, вырвать ее из его рук и выбросить в открытое окно.

В припадке бешенства он другой раз схватил меня за горло, и я была освобождена из его рук сестрой доктора Эргардта, которая в то время находилась у нас в доме, но долго я носила на шее знаки от этого насилия. Этот последний поступок мужа моего вынудил меня послать за феодосийским полицмейстером Пасынковым, который при спросе о том должен будет подтвердить, как это, так и многое другое, хотя он потворствует во всем моему мужу.

С. Г. Рыбаков

В кочевке Казаккуловой, расположенной в 50 верстах от г. Верхнеуральска, в июле 1893 г. некто Магафур, вернувшийся со свадьбы домой, приказал своей жене поставить самовар. Та подчинилась с неохотой, сетуя на поздний час и нетрезвое состояние своего мужа. В ответ последовали один за другим удары. Не останавливало расходившегося мужа и то, что жена его была беременной. Услышав вопли и причитания женщины, сбежались соседи, и лишь их вмешательством в драку, а также брата Магафура, драке был положен конец. При этом окружающие, хотя и не одобрили поступок Магафура, но, и жена не смела перечить мужу, считали они. Поэтому она сама виновата в том, что с ней случилось, муж имеет право поступать с женой так, как посчитает нужным. 

Ю. А. Иликеева

Башкирка Кашфуллина Сания из деревни Красный Яр Булекей-Кудейской волости Уфимского уезда в прошении в Оренбургское Магометанское духовное собрание писала, что уже после года совместной жизни «жизнь с моим мужем, кажется мне не человеческой, а зверской. Мало того, мой жестокий муж еще позволяет бить меня свекру». А «лучшие» старики деревни удостоверили следствие, что с Санией обращаются хуже, чем с самою злою собакой: бьют и в бане, и в избе, и на дворе, и на улице. Свекор бил Санию до крови каждый день. На упрек же односельчан за жестокое обращение с женой муж и свекор сказали: «На то она взята, чтобы бить». На основании всех выше сказанных показаний брак их был расторгнут.

Всероссийский поместный собор Русской православной церкви 1917–1918 гг. принял определение «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» в числе которых было и «посягательство на жизнь, здоровье и честное имя супруга». Доклад «О поводах к расторжению церковных браков» вызвал бурную дискуссию на заседаниях Собора. Противники расширения поводов к разводу (к ним принадлежали прежде всего крестьяне и миссионеры) считали, что принятие доклада совершенно недопустимо, так как это приведет к уничтожению семьи. Они считали, что развод противоречит Евангелию и поэтому его невозможно и не нужно допускать, к тому же грубое обращение с женщиной в деревне является-де «устойчивым обычаем».

Как сказал по этому поводу член Поместного собора крестьянин из Ярославской губернии Н. Г. Малыгин: «Не губите деревни принятием этой статьи; там эта статья совершенно неприменима. Если принята будет эта статья, то в деревне хоть каждый день разводись».

16 (29) декабря 1917 года советская власть выпустила декрет о расторжении брака, теперь для этого достаточно было заявления одного из супругов. Но дало ли это женщинам защиту от домашнего насилия в России?

Настоящее время

11 декабря 2017 года Маргарита Грачёва села в машину к своему мужу Дмитрию, предложившему подвезти. Грачёв отвез ее в лес. Там мужчина привязал жертву к дереву и измывался над ней больше часа, пытаясь выбить признание в измене. Перетянув туго жгуты, Грачев пустил в ход топор и отрубил руки Рите. За месяц до этого он уже угрожал ей ножом, и Маргарита сообщала об этом в полицию. Никаких мер профилактики принято не было.

*

Жителя Чувашии, 45-летнего Александра Ануфриева отправили в тюрьму на 15 лет за убийство (часть 1 статьи 105 УК РФ) жены. Ануфриев задушил веревкой 37-летнюю Анну Овчинникову. После этого он вывез ее тело в сумке на такси и закопал, сообщает «Медуза».

Анна Овчинникова обращалась в полицию за месяц до убийства, поскольку супруг ей угрожал. Он уже пытался ее задушить, а в конце 1990-х его судили за двойное убийство. Полиция отказалась завести дело. Сотрудников, которые приняли такое решение, не стали судить по статье о халатности.

*

«Она вернулась домой, я сидел на кухне, она начала идти к себе в комнату, и я ударил ее кулаком в лицо, она упала на пол. Я ударил еще несколько раз, у нее пошла кровь изо рта, и она начала просить меня уйти. Я не ушел, лол. Я начал ее душить. Во время этого она все еще продолжала говорить что-то похожее на "уйди". В один момент она явно потеряла сознание, но сердце продолжало биться» (Артем Исхаков об убийстве Татьяны Страховой, 2018).

*

27 июля 2018 года в Москве в своей квартире был убит безработный отец-одиночка Михаил Хачатурян. СК предъявил обвинение в убийстве группой лиц по предварительному сговору трем его дочерям: Крестине, Ангелине и Марии. Хачатурян долгое время применял насилие к своим жене и детям, выгнал из дома мать и старшего брата девочек за несколько лет до своей смерти, часто препятствовал девочкам в посещении школы, избивал их и насиловал двух старших. Суд над Марией уже идет, над двумя старшими сестрами начнется в октябре 2020 года.

Законопроект о профилактике домашнего насилия до сих пор не рассматривается парламентом. Он поступил туда в ноябре прошлого года

Без традиционных ценностей общество деградирует, и мы должны к ним вернуться (В. Путин).

Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры (Стратегия национальной безопасности России, 2015).


Источники:

Как мужья обращались с женами в рамках традиционных семейных ценностей. Россия в конце XIX века: https://valkiriarf.livejournal.com/1276313.html

Отрывки из книги Ольги Петровны Семеновой-Тян-Шанской про жизнь русской женщины в XIX веке: https://wolfs-eyalash.livejournal.com/156330.html

Домашнее насилие в России. Самые громкие случаи за год: https://polit.ru/article/2019/10/24/domashnee-nasilie-v-rossii/

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
28 июля 2020
Морена Морана
Морена Морана
Чем домашнее насилие отличается от обычного?
Мнение
13 марта
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Из училища, вокруг которого был скандал из-за условий проживания курсантов, уволили рассказавшего об этом воспитателя
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияФеминизм