Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Что из себя представляет народная инициатива по возвращению выборов мэров?

Что из себя представляет народная инициатива по возвращению выборов мэров?

Владислав Постников
Владислав Постников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

За последний месяц в информационную повестку в Свердловской области прочно вошла тема с народной инициативой по возврату прямых выборов мэров. Подобная инициатива была зарегистрирована впервые в истории нашего региона, да и в масштабах страны стала одной из первых. 

Как один из инициаторов, рассказываю, как все происходило на самом деле.

Как возникла народная инициатива?

Истоки этой народной инициативы следует искать в прошлогодних событиях в сквере. Одним из главных последствий тех событий я считаю усиление гражданского общества в Екатеринбурге, а именно налаживание горизонтальных связей между различными городскими сообществами и активистами (лично я со многими участниками инициативной группы познакомился как раз в сквере). Разрозненные до этого группы городских общественников и активистов стали чаще общаться и взаимодействовать друг с другом, выдвигать различные предложения, искать варианты решения насущных городских вопросов. Одним из таких вопросов является проблема местного самоуправления. Я скажу больше – деградировавшее местное самоуправление является корнем многих проблем. Городская власть, которая сейчас, скорее, представляет собой не местное самоуправление, а своеобразных наместников от губернатора, не слушает и не слышит людей. Вспоминая тот же сквер, было понятно, что общественное мнение против его застройки, но, несмотря на это, мэр Александр Высокинский не раз повторял, что вопрос со строительством был решен и никаких обсуждений уже быть не может. А что еще ему было делать, когда де-факто назначивший его губернатор (здесь нужно оговориться, что формально мэр избирается депутатами гордумы, но мы все прекрасно понимаем, что решение о том, кто станет мэром, принимается задолго до того, как его кандидатура выставляется на носящее лишь символический характер голосование в гордуме) был одним из инициаторов стройки? Иного мнения у назначенца быть не могло. Мнение горожан для него было вторично, потому что они его не избирали. И это мы видим не только на примере сквера, но и на примере других городских кейсов. Поэтому все сошлись на том, что нужно возвращать прямые выборы глав городов. С 2014 года порядок их избрания определяется региональным законодательством, так что для возврата прямых выборов было необходимо менять областной закон.

Одна группа активистов, объединившихся на фоне событий в сквере под флагом Комитета спасения сквера, решила инициировать референдум о возвращении выборности мэров и стала предпринимать попытки зарегистрировать инициативную группу в облизбиркоме. Общественник из Нижнего Тагила Василий Рыбаков предложил идти другим путем — под названием народная инициатива. Не имея ничего против тех, кто стал добиваться референдума, я все же посчитал, что этот путь более перспективный.

Что такое народная инициатива?

Народная инициатива – это не просто красивые слова, это официальный механизм, прописанный в региональном законодательстве. В случае народной инициативы субъектом законодательной инициативы выступает не депутат или фракция в Законодательном собрании, а непосредственно граждане. То есть любые, самые обычные люди. В статье 3 Конституции указано, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Так вот народная инициатива – это один из способов непосредственного осуществления власти народом, этакая форма прямой демократии. Форма редко используемая. Честно признаться, до прошлого года я и сам о ней не знал. В Свердловской области она регулируется статьями 48-52 закона №4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области». Там прописано, что народную инициативу может выдвинуть инициативная группа численностью от 20 человек, которая должна заручиться поддержкой 10 тыс. зарегистрированных на территории региона избирателей. Их подписи при этом должны быть собраны в течение 60 дней. От региона к региону эти условия разнятся. Например, в Тверской области на сбор подписей инициативной группе от 50 человек отводится 90 дней, а само число подписей равно 5 тыс., в Иркутской области нужно собрать 2 тыс. подписей за 30 дней, есть самые разные вариации.

В отличие от референдума, народная законодательная инициатива вносится не в избирком, а в Законодательное собрание. В случае с народной инициативой немного легче выйти на этап сбора подписей, хотя требования к оформлению самих подписей такие же, как в избирательном законодательстве. Почему важно выйти именно на сбор подписей? Потому что это уже само по себе значимое действо и возможность вести в легальном поле общественную кампанию, масштаб и резонанс от которой и является, по моему мнению, ключевым фактором для итогового успеха. Именно поэтому лично я посчитал данный путь перспективным.

Формирование инициативной группы

Осенью 2019 года мы с Василием Рыбаковым, адвокатом Алексеем Кочневым и еще несколькими общественниками сели изучать законодательство о народной инициативе и начали думать, как формировать инициативную группу. Однако в это же время аналогичный законопроект – только о возврате прямых выборов главы Екатеринбурга – внес в Законодательное собрание депутат Вячеслав Вегнер. Мы решили подождать рассмотрения этого законопроекта, а заодно проследить его путь на всех этапах, чтобы не повторять ошибок, ведь многие вещи при выдвижении законопроекта депутатом и в порядке народной инициативы совпадают – как минимум это требования к тексту законопроекта и пояснительной записке. Так же как и в случае, когда субъектом законодательной инициативы выступает депутат, народный законопроект проходит профильный комитет и три чтения в парламенте.


Председатель комитета ЗакСО по региональной политике и развитию местного самоуправления Михаил Ершов утверждал, что в России прямые выборы мэров есть только в городах федерального значения

Я посетил заседание комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления ЗакСО, где рассматривался законопроект Вегнера. Комитет в итоге рекомендовал законопроект не принимать. Заседание произвело удручающее впечатление. Председатель комитета депутат Михаил Ершов в ходе него заявил, что в России нигде нет прямых выборов глав городов, кроме как в городах федерального значения (на самом деле это далеко не так). А член комитета Михаил Голованов в качестве аргумента за назначаемость мэров привел браки на Северном Кавказе – дескать, жен там назначают, и при этом семьи самые крепкие. Следовательно, мэра тоже нужно назначать. Аргументация поразила своей нелепостью. Из всех членов комитета лишь депутат от КПРФ Александр Ладыгин выступал за прямые выборы.

Рассмотрение законопроекта в самом ЗакСО было назначено на 24 декабря – время, когда в предновогодней суете люди по минимуму интересуются политической повесткой. Он был отклонен большинством голосов – преимущественно депутатов от «Единой России», и эта новость прошла практически незаметно. Не могу ничего утверждать, но лично у меня сложилось впечатление, что все это было сделано намеренно, чтобы «слить» острую тему, и депутат Вегнер лишь сыграл роль громоотвода. К слову, вскоре Вегнер официально стал сторонником «Единой России».

Но тема от этого менее острой не стала – екатеринбуржцы в подавляющем большинстве хотят выбирать главу города именно на прямых выборах, таковы традиции нашего города. Согласно соцопросу, проведенному в конце 2019 года, однозначно за прямые выборы выступало 73% горожан, в то время как за нынешнюю систему назначения – лишь 6%. Не последним фактором стало и недовольство действующим главой Екатеринбурга Александром Высокинским, отметившимся рядом скандальных решений и высказываний.


Заседание инициативной группы в офисе "Открытой России", 08.02.2020

К началу 2020 года задумку выдвинуть законопроект в порядке народной инициативы поддержали представители екатеринбургского отделения Российского социалистического движения, Национально-демократической партии и еще ряд активистов из различных городских сообществ. К нам присоединились общественник Алексей Беззуб, активистка «Парков и скверов» Екатерина Лахтикова, депутат гордумы Асбеста Наталья Крылова, председатель реготделения партии «Яблоко» Сергей Хоренженко, проректор Народного университета российского конституционализма Егор Николаев и другие. Набрав достаточное число сторонников, 8 февраля этого года в екатеринбургском офисе «Открытки» мы провели первое заседание инициативной группы. Поскольку в нее вошли представители областных городов, было решено выдвинуть законопроект о прямых выборах во всех городских округах Свердловской области.

Первое наше ходатайство о регистрации народной инициативы отклонили по причине наличия ошибок в документах – были допущены опечатки в паспортных данных, также аппарат ЗакСО не устроила комплектность пакета документов. Признаюсь, часть этих ошибок была допущена по моей вине – человеческий фактор. После того как мы исправили недочеты, ходатайство вновь отклонили уже по другим основаниям. Такое крючкотворство чиновников откровенно раздражало. После нескольких критических постов в адрес представителей ЗакСО в соцсетях нам удалось вывести спикера Людмилу Бабушкину на диалог.


Встреча со спикером и главой аппарата Законодательного собрания, 28.02.2020

Уполномоченные инициативной группы – я, Василий Рыбаков и Екатерина Лахтикова — встретились в конце февраля с Бабушкиной и главой аппарата Заксобрания Сергеем Демаковым. Встреча прошла в конструктивном ключе, и представители ЗакСО пообещали не создавать искусственных препятствий.

В марте мы вновь провели заседание инициативной группы, на этот раз в Нижнем Тагиле и уже другим составом. Заявка, сформированная по итогам тагильского заседания, также была отклонена – на этот раз из-за якобы не актуальных адресов регистрации трех членов инициативной группы (все они были тагильчанами). Затем наступил период коронавирусных ограничений, и народная инициатива была поставлена на паузу ввиду нежелательности собраний большого количества людей. Отказ регистрации тагильской заявки мы оспаривать не стали.


Заседание инициативной группы в нижнетагильском горкоме КПРФ, 21.03.2020

Но взаимодействие между общественными силами в это время не прекращалось, о народной инициативе узнавало все больше людей, идея обрастала новыми сторонниками. В последний момент к нам присоединились екатеринбургский штаб Навального и депутат гордумы Андрей Пирожков, который также привел людей из молодёжного движения «Выбор!». Таким образом, в составе инициативной группы оказались представители самых разных политических взглядов, порой диаметрально противоположных, а также городские активисты, не относящие себя ни к каким политическим организациям. Но всех нас объединяло стремление вернуть прямые выборы. 33 члена инициативной группы, фамилии которых указаны в свидетельстве, выданном Заксобранием, это лишь формальное число, на самом деле сторонников инициативы гораздо больше, просто проблематично было собрать всех в одно время в одном месте. Особенно сторонников из отдаленных городов области, которых у нас уже скопилось немало.


Заседание инициативной группы 27.06.2020

Ошибки, допущенные во время предыдущих подач, были учтены, документы отточены до идеала, и ходатайство о регистрации народной инициативы, поданное по итогам третьего заседания инициативной группы 27 июня, было зарегистрировано Законодательным собранием. Что было дальше, вы знаете – затягивание публикации в «Областной газете», начало сбора подписей, внезапный разгром наших кубов полицией и МОБ. Подробно на этом останавливаться не буду, в СМИ и так уже много написано.


Свидетельство, выданное нам, имеет номер 1 – это первая в истории народная инициатива, зарегистрированная в Свердловской области

Кто финансирует кампанию?

Лучше расскажу о том, откуда у нас деньги. Сразу скажу, что крупных спонсоров у нас нет, так же как нет и единой организующей силы. Забавно читать в Telegram-каналах конспирологические версии о богатых покровителях. Ничего подобного. Инициатива по-настоящему народная. Каждый вкладывает сколько может, и каждый делает, что может. Поначалу расходы несли члены инициативной группы, и эти расходы превышали поступления. После того как наши кубы разгромила полиция, нам стали больше жертвовать и удалось расходы скомпенсировать. Впрочем, и сейчас больших денег у нас нет – самое крупное пожертвование на данный момент составляет 20 тыс. руб. Второе по величине — 6666 руб. В основном жертвуют 500–1000 руб. Всего нам поступило около 200 тыс. руб., потратили мы порядка 210 тыс. О всех расходах мы регулярно отчитываемся в наших соцсетях, которые можно найти по словам «Народная инициатива. Свердловская область». Основные статьи расходов – это баннеры и оснастка для кубов (и так получилось, что именно это у нас и изъяла полиция).


Изъятие кубов сотрудниками полиции, 04.08.2020

При этом огромная часть работы держится на волонтерском труде. Деньги идут только на расходные материалы. Наши сборщики не получают оплаты за подписи (у этого есть и свои плюсы – например, у них нет никакой мотивации делать «рисовку»). Мы интересовались, сколько будет стоить сбор подписей на профессиональной основе. – за 10 тыс. подписей выставили прайс в 757 тыс. руб. Таких средств у нас, конечно, нет, поэтому решено было обойтись силами волонтеров. Логотип и символику для мерча нам тоже разработали бесплатно дизайнеры из числа друзей членов инициативной группы.

Как без спонсоров нам удается успешно вести кампанию?

Тема возврата к прямым выборам прочно вернулась в повестку, кампания развивается, темпы сбора подписей хорошие, мы уже собрали более 10 тыс. подписей и продолжаем сбор, параллельно ведя проверку и отбраковку. Мы уверенно движемся к следующему этапу – рассмотрению законопроекта в Заксобрании. Многие не верили, что этого можно добиться без серьезных денег.


Евгений Ройзман часто приходит на пункт сбора подписей в сквер у драмтеатра, чтобы поддержать нас

Причина успеха (а я считаю, что это уже определенный успех), думаю, в следующем. Во-первых, я бы хотел лишний раз отметить, что Екатеринбург – особенный город. Он всегда славился большим числом ярких личностей, общественных деятелей, высоко профессиональных экспертов. Не в каждом городе имеется политик федерального уровня, как Евгений Ройзман. Не в каждом городе есть такой эксперт по антикоррупции, как Екатерина Петрова. Не в каждом городе есть такой опытный эксперт по подписным кампаниям, как Александр Грезев. К слову, все трое участвуют в народной инициативе. Ройзман с момента регистрации инициативной группы стал нас активно поддерживать в медийном плане, а Александр Грезев вообще согласился помогать с внутренней проверкой подписей на бесплатной основе, хотя эта работа трудоемкая и в рыночных условиях высокооплачиваемая. И это далеко не весь список. Не в каждом городе есть федеральное СМИ как, например, Znak, которое в период разбирательства с «Областной газетой» опубликовало наш законопроект и подогрело интерес к инициативе. Не в каждом городе столько творческой интеллигенции, причем активно участвующей в общественно-политической жизни. Народная инициатива – это тот случай, когда, задействовав все общественные ресурсы Екатеринбурга, можно получить синергетический эффект. Именно так я себе ее и представлял, и именно так пока и получается. К нам присоединились даже люди из ЛДПР — такие как правозащитница Евгения Чудновец. Ну и, конечно же, главную роль сыграли обычные горожане с активной гражданской позицией, вносящие свой вклад в общее дело. Еще одним немаловажным фактором успеха стало то, что народная инициатива не вызывает отторжения у горожан, поскольку не ассоциируется ни с одним из политических объединений (ведь каждое из них имеет среди определенной части населения свой антирейтинг). Была достигнута договоренность, что ради достижения общей цели никто не будет выпячивать свой бренд – ни «РСД», ни «Открытка», ни штаб Навального, ни «Выбор!», никто другой.

Профессиональные демотиваторы

После того как стало понятно, что народная инициатива набирает значительную популярность, мы увидели противодействие со стороны властей. Такое ощущение, что они не ожидали такого размаха кампании и поэтому поначалу не воспринимали нас всерьез, открыв нам дорогу, а потом спохватились и решили вставлять палки в колеса.

Явно неожиданным для них стал активный сбор подписей по городам области. Причем это выразилось не только в атаке министерства общественной безопасности и полиции, которых 12 дней устраивала работа подписных пунктов, а потом они вдруг углядели нарушение закона о митингах. Это выплеснулось и в медиапространство. В информационном поле мы наблюдаем это со стороны чиновников, провластных общественников и журналистов. То они говорят, что у нас законопроект непроходной, то подписной лист якобы неправильный. На самом же деле все эти претензии надуманные. С законопроектом никаких проблем нет. Мы брали за основу тексты аналогичных законопроектов, внесенных ранее депутатами, изучили законы о порядке избрания глав городов в других регионах. То же самое с пояснительной запиской. Можно сказать, что все эти документы уже проходили согласование комитетов и комиссий ЗакСО, мы там меняли лишь отдельные фразы. То, что в законопроекте не прописано, возглавляет ли избранный глава думу или администрацию (сделать так было моим решением), не является критичным пунктом – этот выбор остается муниципальным образованиям, которые могут предусмотреть соответствующее положение в своих уставах. Но даже если представить, что этот пункт был бы критичным, законопроект народной законодательной инициативы, согласно тому же закону о правовых актах, рассматривается в общем порядке, а общий порядок предполагает внесение поправок во втором и третьем чтении. То есть в случае чего все можно исправить. У нас в ЗакСО куда более сырые законопроекты зачастую вносятся, и в итоге все равно принимаются. Да что там говорить – в федеральном законе о поправках к Конституции вообще одни статьи противоречили другим – и ничего, приняли. А теперь думают, как это все встроить в существующее законодательство. Что касается формы подписного листа, то она утверждена постановлением Законодательного собрания и мы строго следуем ей. Также мы учли опыт других регионов, изучив формулировки в подписных листах аналогичной народной инициативы, выдвигавшейся в 2017 году в Тверской области.


Текст законопроекта составлен на основе аналогичных законопроектов, уже проходивших согласовательные комитеты в ЗакСО

Затем Людмила Бабушкина стала пугать потенциальных подписантов, что их паспортными данными могут незаконно воспользоваться. Правда, каким образом, не уточнила. Впрочем, этого делать и не надо было – ведь главной целью было бросить фразу, чтобы отпугнуть горожан от проставления подписи. От себя могу сказать, что никуда кроме как в ЗакСО эти данные передаваться не будут. Да и паспортные данные, к слову, в подписной лист вносятся далеко не все – лишь номер паспорта и адрес регистрации. Контактные данные же, которые мы берем у подписантов, мы еще «на берегу» внутри группы договорились не использовать нигде кроме как в кампании народной инициативы – в базу рассылок «Открытой России» или штаба Навального они не попадут. Поэтому было решено хранить их у члена инициативной группы, которому все доверяют и который не имеет отношения к политическим организациям.

Сейчас еще стали звучать речи о том, что с принятием поправок к Конституции наша инициатива якобы вообще не имеет смысла. Подобные заявления были и от Бабушкиной, и от экс-мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Но хотелось бы напомнить, что самостоятельность местного самоуправления зафиксирована в 1-й главе Конституции, имеющей приоритет над 8-й главой, в которую были внесены поправки о «публичной власти». Поэтому, как ни крути, но даже измененная Конституция на нашей стороне.


Очередь к кубу в Нижнем Тагиле, 03.08.2020

От некоторых журналистов и блогеров слышу мнения и о том, что выборы в России нечестные и поэтому даже если их вернут, то на них все равно победит кандидат от власти. Но практика показывает, что это не всегда так. В Новосибирске и Якутске кандидаты от «Единой России», поддержанные региональными властями, проиграли прямые выборы мэров, причем в Якутске мэром вообще избралась представитель несистемной оппозиции – самовыдвиженка Сардана Авксентьева. И, кстати, много сделала полезного для города. А вот Екатеринбург сейчас даже теоретически лишен такой возможности ввиду отсутствия прямых выборов. И, кстати, Свердловская область – один из последних регионов России, где еще не вошли в практику массовые фальсификации. Считают голоса у нас относительно честно. Поэтому на прямых выборах у сильного независимого кандидата будут все шансы на победу.

Еще представители действующей власти любят говорить, что прямые выборы не нужны, потому что на них изберется популист, что повышается риск выбрать некомпетентного человека, непрофессионала. Это несостоятельный аргумент, и я ниже еще расскажу почему. Да и по такой логике выборы депутатов тоже нужно отменять, но это же абсурд.

Конечно, ни одна из систем – выборы это или назначение – не дает 100-процентных гарантий получить в кресле мэра наилучшего руководителя. Но давайте посмотрим на соседний Челябинск. За последние пять лет там сменились четыре мэра — все назначенцы, и никто положительно себя не проявил. На двоих экс-мэров Челябинска завели уголовные дела, еще один запомнился нелепыми высказываниями и быстро ушел в отставку, не справившись с возложенными на него обязанностями. И где этот хваленый отбор профессионалов? Нет его по факту. Конкурсная комиссия, а затем и лояльная гордума банально одобряли кандидатуру, определенную в результате кулуарных договоренностей, невзирая на личные и профессиональные качества.

Зачем нужны прямые выборы мэров и при чем тут Хабаровск?

Во-первых, как коренного екатеринбуржца меня даже в какой-то мере оскорбляет, что жители Москвы и Санкт-Петербурга могут выбирать себе главу города, а жители Екатеринбурга не могут. Мы чем-то хуже? Глупее? Ну ладно, вы скажете, Москва и Санкт-Петербург — это города федерального значения, но ведь прямые выборы мэра кроме них есть в Новосибирске, Хабаровске, Томске, Абакане, Якутске, Улан-Удэ, а также массе городов, не являющихся столицами субъектов федерации. Я считаю, что жители Екатеринбурга и других городов Свердловской области никак не меньше заслуживают того, чтобы им доверили самим выбирать мэра.


Сбор подписей в сквере у драмтеатра, 01.08.2020

Во-вторых, недавно было опубликовано подробное исследование Комитета гражданских инициатив, где проанализирована работа мэров российских городов за последние 11 лет, и авторы пришли к однозначному выводу, что избираемые мэры эффективнее назначаемых. Они превосходили их по большинству критериев. Оно и неудивительно, ведь назначают в первую очередь удобных, покорных, но никак не эффективных хозяйственников и управленцев. И отрицательная селекция в последнее время только прогрессирует.

В 2014 году в ряде городов Иркутской области открыто признали ошибочность системы назначаемого сити-менеджера, которую ввели за несколько лет до этого. Так прямые выборы мэра вернулись в Братск, Усолье-Сибирское и еще в ряд городов. По этой же причине в 2018 году прямые выборы мэра вернули в Улан-Удэ.

Отмена прямых выборов обусловлена исключительно политическими мотивами, а не стремлением получить в руководстве городов лучших специалистов.

И еще касаемо назначения мэров конкурсной комиссией. В Белоярском районе у нас нашелся сторонник – депутат думы Белоярского округа Иван Десятков. Он сам еще недавно был председателем конкурсной комиссии, которая избрала главу Белоярского. И на личном примере убедился в порочности данной системы. Сейчас он выступает за прямые выборы. Объяснение простое – шесть человек обмануть гораздо легче, чем обмануть весь городской округ. С его слов, у них вышло именно так. Представленный им глава не оправдал ожиданий, а снять его, вопреки муссируемым домыслам, ничуть не легче, чем избранного.


Депутат Белоярской городской думы Иван Десятков (второй слева) был председателем конкурсной комиссии по назначению главы, но сейчас твердо убежден в необходимости прямых выборов

В России сложилась политическая культура, в которой люди привыкли идти за харизматическими лидерами. Избиратели у нас доверяют конкретным личностям и редко объединяются вокруг каких-либо идей или даже групп. Так же и ответственным за город люди привыкли видеть конкретного человека. Нынешняя система, когда главу выбирают депутаты, чужда избирателю. Такого мэра всегда будут воспринимать как назначенца. А это ведь подрывает и стабильность самой власти. Она оказывается в ситуации, когда горожане к главе города относятся как к чужаку, он не обладает авторитетом перед людьми. А кто будет считаться с властью, не имеющей авторитета? Вспомните, что кричала толпа Александру Высокинскому, когда он пришел в сквер? «Мы тебя не выбирали!», «В отставку!», и т. п. Не в последнюю очередь это было из-за того, что он не прошел через фильтр выборов.

Прямые выборы способствуют прохождению во власть именно харизматических лидеров, от этого и доверие к власти повышается.

А еще мэр-назначенец, лишенный поддержки избирателей, начинает прибегать к различным способам имитации народной поддержки – например, ни для кого не секрет, что на администрацию Екатеринбурга в настоящее время работает целая сетка ботов в соцсетях и на популярных новостных порталах. Все это финансируется из бюджета по расходным статьям на пиар. Поэтому можно сказать, что так часто звучащие из уст чиновников разговоры о экономии бюджетных средств за счет отмены выборов – тоже от лукавого. В развитых странах даже вопрос так не стоит – регулярные конкурентные выборы в конечном счете ведут к более эффективному расходованию бюджетных средств. Ущерб от всеобъемлющей коррупции в условиях самовоспроизводящейся власти гораздо больше, чем расходы на печать бюллетеней. А, кроме печати бюллетеней, дополнительных расходов возврат выборов не принесет – ведь выборы мэров, как правило, совмещены с выборами в муниципальные думы, а значит, расходы на работу избирательных комиссий там уже заложены.


Сбор подписей в Краснотурьинске – после претензий полиции и изъятия баннеров пришлось ограничиться лишь навесом

Сейчас на всю Россию гремит Хабаровск. Но при этом мало кто знает, что в Хабаровском крае менее года назад произошло то, чего сейчас добиваемся мы, – там вернули прямые выборы глав всех городов и районов края. В самом Хабаровске прямые выборы и не отменяли, а вот в краевых городах их долгое время не было. Но в октябре 2019 года их вернули. Причем сделано это было с подачи губернатора Сергея Фургала – он лично внес соответствующий законопроект, и Законодательная дума Хабаровского края его приняла. У нас же, наоборот, лично губернатор Куйвашев в 2018 году вносил в ЗакСО законопроект, отменяющий последние прямые выборы, – в Екатеринбурге. Какую поддержку заработал у жителей Хабаровского края Сергей Фургал, мы все прекрасно видим. Уверен, он ее получил в том числе из-за этого шага. Это в довесок к тому, насколько прямые выборы способствуют возникновению доверия к власти у простых людей.

Почему нужно поддержать нашу народную инициативу?

Люди в России редко когда мобилизуются сами по себе. Обычно выступления снизу возникают в ответ на какое-то действие властей. Это может быть решение построить мусорный полигон или застроить парк, арест известной личности, принятие непопулярного закона. Либо это происходит в период предвыборных кампаний, когда явно ущемляются чьи-то избирательные права.

В Екатеринбурге и области же в этом году не было каких-то одиозных действий властей, нет выборов (кроме небольших локальных довыборов). И в это политическое межсезонье нам удалось внятно сформулировать и выдвинуть инициативу и заручиться широкой народной поддержкой. Мы сами задаем повестку и вынуждаем власть реагировать. Ситуация нетипичная и наверняка неожиданная для власти. Это дорогого стоит, и этим уже можно гордиться. Может быть, это пафосно звучит, но на наших глазах сейчас формируется гражданское общество.


Точка сбора подписей на набережной у драмтеатра, 02.08.2020

Я не преследую личные интересы, я в первую очередь болею за родной город, который при своем огромном потенциале попал в руки неэффективных управленцев и, мягко говоря, непорядочных людей. А назначение мэра вместо прямых выборов впадает в диссонанс с его духом свободного, вольного города. Мне хочется добиться в моем городе положительных изменений. Если губернатор Куйвашев внесет на рассмотрение в Законодательное собрание аналогичный законопроект, как это сделал Фургал, и перехватит инициативу, я буду только рад. Для меня главное – реализация идеи, а не самопиар.

Мы прекрасно понимаем, что правда на нашей стороне. Да и во властных кабинетах это понимают. В конце прошлого года 73% екатеринбуржцев выступало за прямые выборы мэра, сейчас вот вышел свежий опрос, где таковых уже 82%. Запрос на прямые выборы растет. Новое поколение хочет участвовать в политике, и я это вижу по тем, кто приходит к нам ставить подписи: очень много молодых людей 18–25 лет. Нарастает и недовольство действующей властью.

Но власти, конечно, будут пытаться искать повод, чтобы закон не принимать, или забраковать наши подписи. У нас есть заготовки на случай всех вариантов. Если аппарат ЗакСО вновь начнет крючкотворствовать, мы припомним им все их ошибки, которые мы фиксировали в течение последних месяцев. Там уже есть на что обратить внимание прокуратуре, но пока мы не видим от них явной враждебности, мы действуем «по-мирному».

Поэтому важно, чтобы как можно больше людей подписалось под законопроектом. Чем больше людей поддержит народную инициативу, тем тяжелее будет им игнорировать наши подписи. Верхнего порога нет, поэтому мы можем сдать хоть 15, хоть 20 тыс. подписей. Сейчас собрано около 6 тысяч.

Что еще важно. Подписываясь под народной инициативой, вы ставите подпись не под какой-то неофициальной петицией. Все подписывающиеся становятся в прямом смысле причастными к законотворчеству. К первой в истории региона зарегистрированной народной инициативе, без преувеличения исторической.

Да, знаю, что у нас многие люди не спешат ставить подпись, потому что не верят, что что-то можно изменить. «Синдром выученной беспомощности» - распространенное на постсоветском пространстве явление. Но давайте признаемся честно — кто верил, придя в сквер 13 мая 2019 года, что стройку удастся остановить? Мало кто. Но мы это сделали. Так почему не верить в то, что можно заставить областных депутатов вернуть прямые выборы? Сейчас, особенно когда механизм уже запущен, очень многое зависит именно от нас.

Мы ведь не пытаемся добиться чего-то невозможного. Посредством народной инициативы мы лишь оформляем в более четко выраженную форму уже сформировавшиеся народные настроения. Правильность которых подтверждается и теорией, и практикой. Если чиновники и депутаты и дальше будут игнорировать народные настроения, переламывать через колено общественное мнение, ничем хорошим это не кончится. Знаете, сколько я слышу в очередях к нашим кубам разговоров в духе «Ну когда уже у нас выйдут так, как в Хабаровске?» Люди готовы выходить на улицы, им не хватает только триггера. И им, к слову, может стать безосновательный отказ в рассмотрении народного законопроекта.

Мне будет приятно, если Екатеринбург вновь станет флагманом, даст пример другим. И в других регионах тоже начнут использовать инструмент народной инициативы. Можно ведь разрабатывать законопроекты не только касаемо порядка избрания мэров, но и, например, в социальной сфере. И продвигать их в порядке народной инициативы. Простор для народного законотворчества огромен. А сам инструмент, как я уже говорил, удобен тем, что позволяет вести вполне официальные общественные кампании.

В настоящий момент сбор подписей продолжается. Точка в сквере у драмтеатра будет работать до 10 сентября ежедневно с 13:00 до 20:00, другие места сбора можно будет узнать в наших соцсетях, которые можно найти по словам «Народная инициатива. Свердловская область».

* В материале упомянута организация Штаб Навального, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
25 августа 2020
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
В России в сфере управления людей часто ставят на места не за трудолюбие и опыт, а за лояльность и по блату
Мнение
17 августа 2020
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Зачем «нерентабельным жителям» независимые депутаты?
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.

А какие требования к подписным листам?

В областном законе идёт отсылка к 67-ФЗ. То есть собственноручно подписант должен заполнять ФИО, подпись и дату. Остальные графы может заполнять член инициативной группы. Сама форма подписного листа напоминает лист в поддержку выдвижения кандидата/партии на выборах, с незначительными изменениями. Она утверждена Постановлением Законодательного собрания Свердловской области № 676-ПЗС

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Гражданская инициативаОбщество