Горизонтальная Россия
Собирается ежемесячно 16 309 из 50 000
  1. post
  2. Горизонтальная Россия

Как москвичи прощались с троллейбусом

Георгий Красников
Георгий Красников
Добавить блогера в избранное

В ночь с 24 на 25 августа была окончательно закрыта троллейбусная система в Москве. Уничтожена она была подло и мерзко - последние шесть маршрутов закрыли втихушку, даже не дав нормально попрощаться москвичам с любимым видом транспорта. Новость про закрытие уже появилась на следующий день, когда темное дело уже было сделано. Впрочем, об этом мы говорили.

К счастью, сарафанное радио работает, а скрыть в наш век интернетов и соцсетей что-то крупное очень сложно. Поэтому информация о том, что 24-е - последний день системы, распространилась по соцсетям за день-два довольно быстро. Любители транспорта быстро организовали прощальную поездку.

Тот самый случай, когда в зябкую полночь 100 твоих пассажиров и матросов твоих приходят на помощь. В общем, пророчество маэстро сбылось. В последний раз в истории, когда могло сбыться, к сожалению, помощи оказалось недостаточно...

Ребята проехали по парковому рейсу маршрута М4 от метро Октябрьская до 7-го парка, а потом приветствовали все заезжавшие, чтобы больше никогда не выехать, в парк троллейбусы аплодисментами. Ну и всякая импровизация по ходу дела с песнями, хороводами, выступлениями. Я, к сожалению, не смог присутствовать, поскольку был в эти дни в Норильске, поэтому делаю отчет по фотографиям участников.

В идущих в парк троллейбусах случился реально аншлаг!

По данным очевидцев, собралось проводить троллейбус в последний путь более 100 человек. И это - в ночь на будний день с анонсом за сутки! Это потрясающе, конечно. Сколько бы народу пришло, будь это известно заранее..? Что важно, приехали далеко не только транспортные фанаты - в компании были люди из совершенно разных сфер, многие из них весьма далеки от транспорта.

Как бы кто к троллейбусу ни относился, думаю, что каждый из вас признает, что событие эпохальное. Московская сеть была не только самой крупной в мире. С нее начался весь отечественный троллейбус в принципе. А теперь 86-летняя эпоха подошла к концу.

Были и импровизированные выступления от преподавателя МИИТ Алексея Колина, вице-президента МАП ГЭТ Александра Морозова и бывшего водителя, а потом - замдиректора одного из московских троллейбусных парков Дениса Фролова.

Пару раз приезжала полиция, но никого не задерживала, а просто просила участников прощания с троллейбусом потише вести себя, поскольку жильцы соседних домов жаловались на шум. Участники с пониманием отнеслись и не шумели.

Любители троллейбуса дарили водителям цветы на прощание.

Как я уже говорил, все было организовано очень-очень подло. Утром еще не было никакой информации, что этот день последний, водители выезжали на маршруты как ни в чем не бывало. Уже только ближе к вечеру им стали приходить уведомления, что с рейса надо следовать не в действующий парк, а в 7-й - площадка на Нагатинской, где собираются троллейбусы для отправки в регионы. На 59-й маршрут даже выписали наряды на вторник, но утром уже на маршруте (продленном до Сербора) вышли автобусы. Поэтому я, например, до последнего не верил, что это таки случится - ну не могут же они даже расписания до последнего момента не выкладывать? Оказывается, смогли...

Закрывала движение московского троллейбуса машина 8341. Кстати, она же закрывала в свое время движение по 74-му маршруту и всему юго-восточному кусту - я как раз тогда на ней проехал.

На этот раз вокруг нее устроили настоящий хоровод! Оно, кстати, попало даже в сюжет первого канала!

"Вот долбанутые клоуны и фрики", - подумают некоторые из вас. А знаете - пускай! Как говорил Мюнхгаузен: "Я не боялся казаться смешным, это не каждый может себе позволить".

Полное видео мероприятия. Вообще, многие друзья мои знают, что мало что в этом мире может пронять до слез такую циничную скотину, как я. Но вот у автора видео получилось... Посмотрел 40 минут на одном дыхании... Сидел, больше часа приходил потом в себя от нахлынувших эмоций. Думаю, что, может, и к лучшему, что я не попал туда: наблюдать вживую, как полностью заканчивается то, что тебе с детства было так дорого, что было частью твоей жизни... Хотя, конечно, компания классная, с ними бы было легче в этом хороводе. Большие молодцы все, кто приехал!

Московский Троллейбус, воспетый в песнях, сегодня твой последний рейс!
Служил ты нам чуть меньше века верой, правдой, и иногда было в тебя не влезть.
Москве ты стал вернейшим другом, и помогал ты ей всегда.
В 40-е годы был под прицелом дула, но не останавливался ты никогда.
Ты развит был самым масштабным в мире, стал символом Москвы на долгие года…
Любимый транспорт, сердцу милый, мы не прощаемся с тобою навсегда.
Тебя поспешно назвали устаревшим, сказали: «Нет места на дорогах для тебя»,
И обвинили, что ты не маневрен, что пробки создаешь и все беды от тебя.
А ты, как мог, ты продолжал работу, без шума и вибраций, без выхлопов во внешнюю среду,
Снабдился даже автономным ходом, умеешь объезжать препятствия, ты не в долгу…
Твои собратья из Петербурга, Берна, Будапешта и Шанхая смотрят, и вопрошающе кричат: «За что?»
Смотрите, «а мы ведь тоже проводные», но нам не говорят, что «мы - не то».
Да, закрывали массово троллейбус в мире – в 60–70-ые – давно!
Но вот приходит время ренессанса, Берлин и Прага натягивают провода
А ты безжалостно гоним куда-то в бездну и отправляешься зачем-то в никуда…
Прости, наш дорогой троллейбус, за то, что у тебя последний рейс.
Мы не прощаемся, ты к нам опять вернешься, и всем докажешь, что у тебя есть новый «кейс»!


А. Колин

Троллейбус, ВОЗВРАЩАЙСЯ!

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
26 авг
Георгий Красников
Георгий Красников
Москва отказалась от троллейбусного движения
Мнение
30 июл
Георгий Красников
Георгий Красников
Троллейбус М4 — один из лучших наземных маршрутов Москвы!
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Размышления

Транспорт

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности