Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Ключевые выводы из доклада «Голоса» об итогах регистрации кандидатов в заксобрания и на местных выборах 13 сентября

Ключевые выводы из доклада «Голоса» об итогах регистрации кандидатов в заксобрания и на местных выборах 13 сентября

Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

11 ключевых выводов из доклада «Голоса» об итогах регистрации кандидатов в заксобрания и на местных выборах 13 сентября:

1. Качественного улучшения законодательства и правоприменительной практики в части регистрации кандидатов и защиты их прав в сравнении с ЕДГ-2019, когда происходили массовые протесты из-за недопуска оппозиционных кандидатов в Москве и Санкт-Петербурге, не произошло. Уровень отсева кандидатов наглядно показывает чрезвычайную сложность зарегистрироваться по подписям в тех случаях, когда кандидат не согласован с администрацией. На наиболее крупных выборах (в региональные парламенты и советы административных центров) у партий-льготников отсев кандидатов составляет всего 2%, у кандидатов-самовыдвиженцев ⅔, а у партий без льгот — доходит почти до 90%. Исключение, как правило, составляют «технические» кандидаты и партии-спойлеры.

2. Наиболее распространенные основания для отказа в регистрации не изменились с прошлого года. Это расхождение персональных данных избирателей в подписных листах с базами МВД или ГАС «Выборы» и признание подписей избирателей недостоверными (проставленными другим лицом) почерковедами. При этом зачастую подозрения в фальсификации документов возникают как раз в отношении тех, кто должен проверять подписи. Как и год назад, известны случаи, когда недостоверными признавались подписи избирателей, которые затем подтверждали их достоверность в суде.

3. Невозможность зарегистрироваться через сбор подписей без благосклонности избиркома приводит к тому, что на важнейших выборах доля выдвинутых кандидатов от партий, имеющих право выдвижения без сбора подписей, составляет ⅔, а на выборах регионального уровня доходит до ¾.

4. Избирательные комиссии и кандидаты регулярно оказываются под административным и иным давлением. Они подвергаются неправомерному воздействию со стороны администраций, работодателей, правоохранительных органов и даже собственных однопартийцев.

5. В условиях введения специальных санитарно-эпидемиологических норм, вызванных пандемией коронавируса, сбор подписей оказался дополнительно затруднен. Значимой проблемой ряд кандидатов назвал опасения избирателей заразиться коронавирусом. В результате они зачастую не давали свои паспорта в руки сборщиков подписей, а диктовали свои данные или заполняли самостоятельно, поэтому стало сложнее не только «достучаться» до избирателей, но и избежать ошибок в подписных листах.

6. Нововведение, позволяющее собирать часть подписей избирателей электронно — посредством портала «Госуслуги», — практически не используется. На выборах депутатов оно было реализовано лишь в одном регионе — Челябинской области. При этом система такого сбора оказалась технически неготовой не только к моменту формального старта избирательной кампании, но даже к моменту заверения первых списков. На протяжении всего периода сбора подписей она работала с существенными сбоями. Система не смогла защитить избирателей от проблем с недостоверными паспортными данными, содержащимися в государственных системах МВД и ЦИК России. Кроме того, избирательная комиссия Челябинской области практически не информировала граждан о возможности поставить электронную подпись. В результате «вклад» электронного сбора подписей оказался несущественным — система не выполнила поставленных перед ней задач.

7. Избирательные комиссии продолжают использовать малосущественные формальные придирки для отказов в регистрации неугодных власти кандидатов. При этом одной из технологий стало слишком позднее сообщение информации об ошибках в документах. Хотя по закону у кандидатов должно быть как минимум три дня на исправление ошибок, в реальности комиссии сообщали о них уже тогда, когда даже теоретических шансов эти ошибки исправить не оставалось.

8. Одним из видов недобросовестной политической конкуренции можно признать противодействие регистрации кандидатов со стороны конкурирующих партий, которые заявляют, что тот или иной кандидат является их членом. По закону член одной партии не может выдвигаться от другой. Однако документы о членстве находятся в руках самих партий, которые могут этим злоупотреблять, фактически принуждая граждан оставаться их членами.

9. Показатель формальной конкуренции среди партийных списков на региональных выборах вырос в сравнении с предыдущими годами. Это напрямую связано с предстоящими в следующем году выборами депутатов Государственной думы — партиям необходимо обеспечить себе «парламентскую льготу», а администрации президента — протестировать разные партийные конфигурации. Именно этим объясняется та скорость, с которой «новые» партии прошли все необходимые регистрационные процедуры. В то же время уровень формальной конкуренции среди региональных одномандатников - один из самых низких за последние годы.

10. Новым партиям создаются преференции при регистрации списков. Из четырех новых партий (которым везде нужно было собирать подписи) две прошли без потерь: «За правду» (в восьми регионах) и «Зеленая альтернатива» (в двух регионах). Партия «Новые люди» выдвинула списки в шести регионах, зарегистрированы в четырех; у Партии прямой демократии зарегистрированы списки в трех регионах из четырех. Легко преодолевают регистрацию и некоторые традиционные партии-спойлеры (например, КПСС). Среди старых малых партий без потерь прошли регистрацию на региональном уровне РППСС (зарегистрированы списки в девяти регионах), Партия Роста (в пяти регионах) и КПСС (в четырех регионах, все по подписям).

11. Среди «новых» партий две («Зеленая альтернатива» и Партия прямой демократии) оказались малоактивны. Более явно себя проявляют партии «За правду» и особенно «Новые люди». Однако и относительно этих партий есть сомнения в наличии у них сильного местного актива. Несколько выделяются лишь «Новые люди», которые попали в группу из шести наиболее активных малых партий (вместе с «Коммунистами России», «Родиной», Российской партией пенсионеров за социальную справедливость, Партией Роста, «Яблоком»). Партия заняла пятое место (сразу за «парламентской четверкой») по числу выдвинутых кандидатов. При этом, в отличие от остальных «новых» партий, «Новые люди» стараются активно участвовать в выборах местного уровня (админцентры), что свидетельствует о наличии амбиций, минимально необходимой оргструктуры и финансовых ресурсов.

Полный текст доклада доступен по ссылке.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
17 августа 2020
Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
Размещены обновленные материалы для подготовки к наблюдению за выборами
Мнение
7 августа 2020
Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
ЦИК отреагировала на заявление «Голоса» об экстренно внедряемой новой системе интернет-голосования
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВыборыГолос*