Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Основания возможного использования российских силовиков в Беларуси

Основания возможного использования российских силовиков в Беларуси

Павел Чиков
Павел Чиков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Беларуси много дней идут протесты против узурпации власти Александром Лукашенко. Он несколько раз проводил телефонные переговоры с Владимиром Путиным о готовности оказать силовую поддержку. Накануне появились свидетельства возможной переброски российских силовиков к границе с Беларусью. Нужно прояснить несколько моментов.

Россия и Беларусь связаны Договором о создании Союзного государства. Обеспечение безопасности указано одной из целей создания союза. При этом никакие полномочия и процедуры по использованию правоохранительных и иных силовых органов государства-партнера Договором не определены. Союзное государство не предусматривает полномочий по использованию силы.

РФ и РБ также входят в состав Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это некий антипод НАТО на постсоветском пространстве. В нее кроме упомянутых входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения (не поэтому ли Никол Пашинян поторопился поздравить Лукашенко с победой на выборах?). Путин в 2017 году заявлял о готовности противодействовать цветным революциям в странах ОДКБ. Договор содержит положение, что «в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности одного или нескольких государств-участников государства-участники вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам-участникам в целях устранения возникшей угрозы». Принятию таких мер предшествует приведение в действие механизма совместных консультаций. 

Звонки Лукашенко Путину с просьбой о помощи — это именно такой механизм. Однако при любом применении коллективных сил на региональном уровне нужно поставить в известность Совет Безопасности ООН, так как к нему отнесена исключительная компетенция по поддержанию мира и безопасности. Даже если Россия как постоянный член СБ ООН не уведомит (что вряд ли), чрезвычайное заседание может инициировать любой иной член Совета. В отсутствие поддержки силовых действий на уровне ООН операция ОДКБ рискует оказаться вне правового поля.

Кроме того, решение об использовании сил и средств ОДКБ принимается главами государств-участников. Склонить глав Кыргызстана, Казахстана и Армении к созданию прецедента введения российских войск в страну ОДКБ будет непросто. 

В соответствии с положениями Военной доктрины России, Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных сил и других войск для поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности.

Решение об использовании вооруженных сил РФ за пределами РФ принимает Совет Федерации по обращению президента РФ (так было с аннексией Крыма). Собственно, именно эта сложная формальная и прозрачная процедура, схожая с актом объявления войны, и привела к широкой практике использования российскими властями за рубежом так называемых частных военных компаний, именуемых в СМИ боевиками и наемниками. Для них специальных решений парламента не требуется.

К слову, Закон о войсках национальной гвардии не запрещает использование Росгвардии за пределами РФ. Наоборот, он содержит пространные формулировки, например «иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента РФ». Кроме того, на Росгвардию может быть возложена задача оказания содействия пограничным органам ФСБ в охране госграницы. 

Таким образом, юридически при соблюдении процедуры препятствий для вовлечения российских силовиков в подавление беспорядков в Беларуси нет. Обязательным основанием при этом служит приглашение от белорусских властей. Более того, взаимного согласия достаточно. Именно таким способом легитимировано присутствие российский военных в Сирии.

Проблема только в том, что никаких беспорядков в Беларуси нет. Вне зависимости от оценки итогов выборов Лукашенко — де-юре все еще действующий глава государства и вправе исполнять полномочия. Ограничения применения российских силовиков лежат главным образом в политической плоскости.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
17 августа 2020
2
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Беларусь должна иметь возможность разобраться сама в своих внутренних делах
Мнение
17 августа 2020
1
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
В Беларуси происходят исторические события. Все должно решиться в ближайшие дни
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьПолитикаПротесты в БеларусиПутин