Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Наш ответ компьютерным стратегиям, или Два дня в XV веке

Наш ответ компьютерным стратегиям, или Два дня в XV веке

Елена Баякина
Елена Баякина
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Про деловую игру «Общественный договор „Собрать Русь“», которую придумали молодые сыктывкарские предприниматели

Часть I. Куда идем

Как я была боярыней

Позвольте представиться: боярыня Людмила Юрьевна Патрикеева. Верная супруга и соратница думного боярина Ивана Юрьевича, указом князя Иоанна Васильевича назначенного глашатаем, а впоследствии претендовавшего на должность тайного советника.

Замуж я вышла по воле случая: вытянула конверт с фамилией супруга своего, боярина Аксакова, ан он уже женат был — объявилась его законная половинка и потребовала воссоединения. Пришлось мне смириться и за Ивана Юрьевича пойти, о чем и не жалею ныне. А владения у нас были добрые: с одной деревни Коломны мы собирали подати 5 тыщ рублей, да с другой, Алексино, еще 5 тыщ ежегодно...

Вот таким персонажем была я все два дня игры «Общественный договор „Собрать Русь“». Организаторы провели ее 1–2 августа на территории клуба «Ратник» в Нювчиме. На крытой веранде — таверна, еще четыре шатра для зала политики и сражений, купечества и церкви, боярские палаты, зал для князя и комнаты для идеологов.

В игре — весь цвет Московского княжества XV века: восемь бояр с «женами» и Великий князь с княгиней Софьей Палеолог, купечество, митрополит, три идеолога (нестяжатель Нил Сорский, просветитель Захарий Скара и сторонник прогресса, инженер Аристотель Фиораванти) и их помощники — а-ля журналисты.

"Знать" — в красных платочках

"Купцы" на инструктаже

Мудрецы

Внешние силы (вольные Тверь, Рязань, Великий Новгород, Великую Пермь и Вятку, Великую Орду, Крымское ханство, княжество Литовское, Прибалтику и Швецию) представлял Мастер игры — ее идеолог и создатель Игорь Киселёв.

Игорь Киселев и часть его команды

Кто какую роль хотел сыграть, решали заранее, на самой игре состоялась только жеребьевка — кто чей «супруг» и какие у купцов предприятия.

Перед игрой «супруги» заполнили анкету, каким они видят русское государство: какое в нем политическое устройство, каково влияние церкви, развитая ли экономика, какие отношения с другими государствами и так далее. Мы с «супругом» моим, боярином Патрикеевым, решили не гадать, что будет в конце игры, и — мечтать так мечтать! — проголосовали за сильную Русь и мир во всем мире.

 
 
 

Время правления Ивана III — это историческая развилка, когда решалось будущее страны: соперничество идеологий, разрозненность русских земель, разные модели политического устройства (Новгородская республика и монархия), слабое положение на внешнеполитической арене — любое решение становилось судьбоносным.

Не буду рассказывать правила игры — их много, они детальные, их лучше осваивать в процессе. Важно вот что: тут все как в жизни. Люди совершенно разных взглядов, с которыми нужно учиться договариваться, неожиданные ситуации, когда вынуждают быстро принимать решения, а последствия этих решений наступают стремительно и влияют на судьбу государства. Самое главное — живые люди! Не программы с заданными алгоритмами, а люди со своими чувствами, обидами, планами (и хотя мы на время становимся персонажами, чего лукавить — мы играем сами себя). Ни одна машина такое не просчитает. 

Решения и последствия

Событий — водоворот, времени на действия мало, даже поесть не успеваешь сбегать. Пока «мужья» заседали в думе, жены укрепляли семейное благосостояние (собирали снабжение для своей небольшой армии, строили рынки и часовни, «рожали» детей, чтобы увеличить влияние семьи и дать ей возможность совершать важные политические действия). Я попутно на собранные со всего мира средства возводила Успенский собор, чтобы Москва стала Третьим Римом и объединились русские земли. На демоигре, которую проводили в июне, чтобы «обкатать» технические моменты, мы были в шаге от создания Московской патриархии, на этой игре дело застопорилось: наш «митрополит» повел себя весьма загадочно и «добро» не дал. Собор стоит, в семье мир и лад, «муж» — влиятельный боярин, купцы богатеют, а радости нет.

Земли не объединили, Русь стала республикой и оказалась на пороге гражданской войны, наш Великий князь подписал Унию с Литвой, что уводило государство под крыло католической церкви. Уже после игры мы узнали, что среди бояр были сторонники Литвы и Орды, которые должны были выстраивать свою политику так, чтобы прийти к своей цели и остаться живым, не казненным за измену. Первый победил безоговорочно, воспользовавшись смутным временем. Очень важный персонаж, про который еще не упомянула, — Дух русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Этот «демон» по имени Владимир угощал всех свежим кофе и носился по лагерю из конца в конец, плетя интриги. Шансов объединить Русь было очень мало.

 
 
 

Неделя прошла после игры, а все, с кем удалось пообщаться, до сих пор в ней. Я вела дела так, как в жизни, и это помогло мне снова увидеть мои «шоры» и иллюзии. Наблюдала за другими, было очень интересно. Самое, пожалуй, главное — я почувствовала всю меру ответственности, как любое слово, любое действие может стать спусковым механизмом глобальных процессов.

Например, после покушения на князя мы с боярами сообща, по довольно веским, но косвенным, подозрениям в измене, «казнили» боярина Аксакова. Он изначально шел против решения князя: настаивал на силовом присоединении земель и заявлял, что для него победа в игре на первом месте. Много было попыток с ним поговорить, надо было еще одну предпринять, но мы сдались, поддались эмоциям. Вернувшийся в игру через «год» Аксаков (точнее, как бы его сын), охваченный жаждой мести, возглавил бунт. Вечный выбор: идти войной или договариваться, мстить или проявить милосердие, наживаться или развиваться так, чтобы выгодно было всем.

Как идти к единству, когда большинство тянет одеяло на себя? Ответа на этот вопрос у меня нет. Разве что ждать, когда наберется критическая масса людей, для которых служение на первом месте.

Мы получили тот результат, который получили, к которому шли вместе, находясь в одном поле игры. Мы не умеем договариваться, ставить на первое место общее благо и на второе — свое эго, свои корыстные цели. Все как в жизни. Возможно, кто-то в этой игре победил для себя, но это не победа, а временная выгода. Неинтересно, мы там, в корысти и эгоизме, уже были, тысячи лет своей истории были. Так, может, попробовать, как может быть, когда мы «вместе»? Я убеждена, что эта игра может дать людям это осознание.

Часть II. От создателя игры

Деловых игр и тренингов много. Чаще всего это чей-то коммерческий проект. «Общественный договор „Собрать Русь“» для участников был абсолютно безоплатным. Организаторы заручились поддержкой «ОПОРЫ России», нацпроекта «Мой бизнес», выиграли конкурс по программе популяризации предпринимательства и на свои и грантовые деньги провели эту игру. Кто-то из игроков сильно удивился, когда узнал, что эта игра — не франшиза, что ее придумали сыктывкарские предприниматели — Игорь Киселёв и его друзья. С Игорем мы пообщались уже после игры.

«Люди, которым не все равно»

Ты говорил, что игру вы создали за два года. Как это случилось, что произошло два года назад?

— Идея создания игры была частью моей, можно сказать, инициации, когда я «проснулся» от вечной рутины «утро, дом, работа, вечер, сериалы» и прочего поверхностного и повседневного. Пять лет назад, уже после университета, я задумался о том, как устроена жизнь, попробовал широко посмотреть на вещи. Как это часто бывает, захотелось и других тоже «разбудить».

Я в то время увлекался ролевыми играми, но меня смущали очень неглубокая проработка и отношение участников к этому прежде всего как к развлечению. Но я чувствовал, что у этого есть потенциал, что эти игры можно поставить на службу большому делу, чтобы был глубокий эффект для развития личности игрока, его навыков и способностей.

Меня очень интересовал экономический процесс, как правило, он слабо реализован на таких мероприятиях, поэтому изначально я разрабатывал экономическую модель, которую можно было бы применять на разных ролевых играх. Затем возникла идея создать целостную большую игру, моделирующую общество. Но такой проект невозможно было бы сделать в одиночку. Идея осталась бы только идеей, если бы в 2018 году не «нашелся» мой друг Иван Робанишвили — творческий, активный, честный, мы совпали с ним во взглядах. С тех пор мы стали придумывать игру вдвоем, изучали книги по экономике, политике, социологии, облачали все в правила игры.

Екатерина Казначеева и Игорь Киселёв подводят итоги среди бояр

Кто еще в вашей команде? Как она сложилась?

— Случайные (если верить в случайности) цепочки событий приводили к нам людей, у которых были схожие мысли, идеи.

Есть люди, которым не все равно, у них есть духовный запрос. Как правило, они одиноки в этом мире, и нужно некое стержневое начало, некий проект, совместный труд, который бы их объединил. Может быть, мы ради этого и начинали этот проект, чтобы постепенно формировался круг друзей-единомышленников.

У нас было такое намерение. Каждый, кто к нам присоединился, внес свою лепту. Без команды мы бы не смогли так все организовать.

То есть эта игра — первое, что вы делаете в таком составе?

— Да.

Когда вы с Иваном придумывали эту игру, вы изучали опыт в России? Может, есть уже что-то подобное?

— Мы пытались, но ничего не нашли. Вполне возможно, что мы придумали что-то новое. Насколько знаю, чем-то подобным занимается Агентство стратегических инициатив. Полагаю, подобные игры проводятся, но, как правило, это вещи строго запатентованные, широко не тиражируемые, литературы и пособий по ним нет. Вообще я считаю, что у социального моделирования как технологии большое будущее, оно в начале своего развития, поэтому пока цельной системной теории не разработано. Отдельные мастера иногда публикуют свои записи, мысли, но не более.

Вы тоже будете получать патент на игру?

— Да, это нужно делать, нам понадобится юрист по патентному праву. Идею игры украсть всегда можно, но в реализации эта вещь весьма сложная. В принципе, сама идея простая: создать симулятор жизненных обстоятельств, поставить людей в условия, когда они вынуждены принимать решения.

Маленькое Московское княжество и большие соседи

«Иван III сделал очень много, но можно сделать лучше»

После игры я тебя спросила, представляете ли вы всю глубину ее потенциала, ты тогда ответил «да». Спросила не случайно, потому что для меня на игре случились откровения, иначе не назовешь. Это настоящая трансформация.

— Да. Человек растет личностно, когда он делает сложный выбор, преодолевает трудности. У одного из наиболее уважаемых мной теоретиков управления, доктора Ицхака Адизеса, есть цитата: «Человек велик настолько, насколько велики проблемы, которые он решает, к которым он сопричастен». Игра сжимает время. Огромное количество ситуаций, где нужно делать выбор, человек имеет возможность этот выбор сделать и через несколько часов увидеть результат. Ты играешь не против компьютерной программы, ты не пишешь ЕГЭ, где надо выбрать правильный ответ. Тут все — живые игроки, целая социальная система, и она дает ответ, а человек сам приходит к выводу, правильным был его выбор или нет.

Игра побуждает к стремительному росту. В этом секрет ее трансформационного эффекта. Люблю повторять такую фразу, она является своего рода девизом проекта: в ситуацию попадает персонаж, решение принимает игрок, а опыт остается с человеком.

По структуре игры. У вас изначально была такая модель: бояре, купцы, мудрецы?

— Да. Общество делится на страты, они живут в разных мирах, с разными целями и критериями успеха. Современные люди часто не чувствуют эту разницу. Страты — это древняя история. Есть воины, земледельцы, купцы, правители и так далее. Задача была сделать правдивую игру, показывающую, как устроено общество.

Почему именно период Ивана III?

— В истории немного таких периодов, которые можно с ним сравнить. Конец XV века — так называемая точка бифуркации для российской истории, тот момент, когда определялось будущее на столетия вперед. Можно было взять другие моменты истории, когда чаша весов колебалась: французская революция или период Юлия Цезаря и преобразование Римской республики в империю. Но мы решили, что, помимо моделирования социальных процессов, нужно учить свою историю. Выбрали период, когда формировалось русское государство, в котором мы живем до сих пор.

Великий князь Иван III прекратил раздробленность, положил конец вассальной зависимости от Орды, создал единый свод законов, объединил Русь под рукой Москвы. Он — гениальный правитель-реформатор, таких у нас было не так много. С другой стороны, нужно было показать развилку идеологических проектов: в то время в Москве в схватке за будущее сошлись жидовствующие, нестяжатели и сторонники прогресса. Я досконально изучил этот период истории. До 70–80% управляющей элиты было охвачено так называемой ересью жидовствующих, еретиками их назвали позже. Сами они считали себя просвещенными людьми. Перед Иваном III стояло множество вызовов. Интересно было посмотреть, смогут ли участники повторить подвиг, который удалось совершить государю.

У нас было мало времени.

— Да, и у него было мало времени. Большую часть из перечисленного он сделал за 10 лет. В игре было девять игровых лет, девять циклов.

Сам ты в игру не играл ни разу?

— Я бы очень хотел. Как только мастерская команда будет достаточно сильна, чтобы без меня справиться с проведением игры, я обязательно в ней поучаствую.

В качестве кого?

— Думаю, что в качестве представителя политической элиты или даже государя. Интересно, смогу ли я организовать процесс управления страной эффективно. На вызов Ивана III было бы интересно ответить.

Справа — прозорливейший мастер политики Иван. К нему бегала вся знать повышать свое влияние и заказывать покушения на соперников.

Принципиален ли в игре финал — собрать Русь, как это сделал Иван III?

— Прежде всего, нужно уметь отличать победу от поражения. 

То, чем закончилась эта игра 1–2 августа, — это, безусловно, поражение русского государства. Если продолжить линию, к которой игроки пришли к финалу, это гражданская война с религиозным характером и окончательная потеря суверенитета. На мой взгляд, произошло это прежде всего из-за недостатка воли у руководства, отсутствия единства, слабого управления процессами и еще массы причин. Но это хороший урок.

Люди почувствовали, как сложно управлять государством с огромным количеством разнонаправленных интересов, насколько близок может быть развал государства. Ряд неправильных решений и серьезных ошибок власти может привести к гражданской войне — и это не что-то существующее в другом измерении, это правда жизни.

Любая игра дает позитивный опыт, даже если это опыт «как не надо делать». Но хочется, конечно, чтобы была победа, чтобы люди нашли правильный путь, но не искусственно, а преодолев все сложности в виде иностранного влияния и Духа русского бунта. Мы не можем списывать эти факторы со счетов: что, как не этот дух, витает сейчас над Хабаровском? Всегда есть деструктивная сила в душах людей, которая работает на раскол.

Мы не воспринимаем то, что было в истории, за эталон. Иван III сделал очень много, но можно сделать лучше! Можно написать более справедливые законы, можно развить государственно-частное партнерство. И совершенно не обязательно, чтобы формой правления была монархия, — это вполне может быть республика или иная, более изощренная форма. Рецептов может быть много. Главный результат — общественное благо. Единство Руси, потому что раздробленность — всегда плохо. Тирания и репрессии — тоже плохо.

Хорошо, когда государство, а вместе с ним и народ, развивается, богатеет материально и духовно, а республика или монархия — дело десятое, это вопрос инструментов.

 
 
 

Сначала — тренировка, потом — моделирование

Какие выводы из игры вы сделали, как планируете ее развивать?

— Сейчас игра — это система Московского княжества, которую представляют игроки, взаимодействующая с мастером, который играет за весь внешний мир. Мы хотим это перестроить, чтобы была система игроков против системы игроков, то есть ввести еще одну группу, представляющую, например, Новгородскую республику. Один из судьбоносных выборов той эпохи — политическое устройство государства: авторитарное управление, перенятое Иваном от Орды, или олигархически-демократический путь Новгорода. Москва и Новгород были равновеликими, они соперничали, в нашей истории это соперничество завершилось победой Москвы. Было бы интересно воплотить это соперничество на игре: сделаем еще одну политическую элиту для Новгорода и больше купцов, чтобы они могли выбирать, в каком государстве им больше нравится вести бизнес. Потом, может, таких систем будет три вместе с Ордой или даже четыре — вместе с Литвой.

Это увеличит количество игроков в несколько раз: два государства — 100 человек, три — 150. Представляешь игру на 150 человек? Три государства — в каждом должно быть минимум пять локаций. Но это мы сможем не раньше, чем через год. Надо пока обкатать игру с одним государством. Надо совершенствовать компьютерную программу, которую мы сами писали для игры (если ты заметила, все мастера вносили данные в эту программу, она сама считала доходы купцов, влияние знати, уровень общественного порядка и так далее). В общем, чисто техническая шлифовка.

Как ты планируешь масштабировать проект? Он будет коммерческим?

— Проведение игры недешево. Взнос с игрока был бы очень дорогим. Поэтому мы решили, что источниками будут либо корпоративные клиенты, которые заказывают игру для развития руководящего состава (среднего и высшего звена), либо гранты. На эту игру нам дали деньги: мы выиграли конкурс по федеральной программе популяризации предпринимательства. Плюс мы с командой вложили свои средства на стадии подготовки: солдатики для сражений, карточки, баннеры, карты, весь антураж. Наша доля — примерно треть денег. Это не считая нашего времени.

Стране нужны лидеры и предприниматели. Это люди, которые сами создают рабочие места, поддерживают экономическую активность. У них уровень мировосприятия другой, иной подход к жизни, чем у человека, который всегда работал на начальника. Государство сейчас это понимает и выделяет деньги на популяризацию предпринимательства.

Можно заплатить эти деньги лекторам, они будут собирать людей и читать им лекции о том, что предпринимательство — это классно. Я в эффект от этого не верю, это разбазаривание средств. Как быть? Мне кажется, деловые игры — тот самый рецепт.

Из тех, кто у нас играл в роли купцов, у многих случились инсайты. Кто-то решил открыть дело, кто-то во время ковида прогорел и решил бросить бизнес, а сейчас у него появились новые идеи. По сути, мы реализовали с помощью игры государственную задачу. Мы благодарны министру экономики Константину Плехову и руководителю центра «Мой бизнес» Сергею Жеребцову за то, что они поверили в наш проект.

Идея оказалась рабочей, теперь сомнений в этом нет. Так что у нас есть все шансы на дальнейшие гранты, чтобы мы могли проводить игру бесплатно для людей и развивать проект.

А как двигать на Россию... Я думаю, будет расти группа единомышленников, будет увеличиваться потенциал мастерской команды. Надо начинать с Республики Коми, хотим провести игру в Ухте. Постепенно про нас будут узнавать, найдутся те, кто этим занимается, будем обмениваться опытом. Бизнес-плана и четкой стратегии пока нет. До прошлых выходных было неясно, придумали мы что-то дельное или нет. Сейчас ясно, что дельное.

Вечерние хороводы

Ты сам предприниматель, и знаешь, что бизнес должен приносить прибыль. Из твоих слов следует, что игра «Общественный договор» — не бизнес, так?

— Это некоммерческий, общественный проект, который мы придумали, чтоб помочь оздоровиться нашему обществу, послужить стране. Это большая идея. Такие замыслы не могут быть коммерческими.

Конфуций говорил: «Благородный человек знает долг, а низкий — выгоду». Люди долга и люди выгоды, мещанство и антимещанство, эгоизм и альтруизм, — эта проблема сейчас в центре повестки человечества. Если мы ценим блага, бумажки (а сейчас даже не бумажки, а нолики на счетах) больше, чем честь, совесть, человеческое достоинство, у нас никакого будущего нет вообще.

Технический прогресс нарастает по экспоненте, а люди не меняются ни фига. Эта проблема меня беспокоит не на шутку. Поражают темпы, которыми мы идем к нашему дивному новому миру: снятый 20 лет назад фильм «Матрица» уже напоминает реальность. Посмотрите на образы, которые заложены в антиутопических фильмах. Фильмов про светлое будущее нет — в них если будущее, то темное.

Игра и то, как мы с командой к ней относимся, — это наш долг. Мы делаем то, что мы можем на своем уровне. Десятилетия нам всем предстоят, мягко говоря, непростые. Проспать этот момент нам никак нельзя, можно так проспать, что и народа не будет, и человечества. Запросто. Это серьезный вызов. Чтобы на него ответить, нужны люди, способные принимать решения и осознавать свою ответственность. Так что в первую очередь игра будет тренировать управленческие навыки. А после мы задумаемся о том, каким вообще должно быть общество, и попытаемся с помощью игровых технологий смоделировать то, чего нам не хватает, выстроить общественный договор, близкий к идеальному.

Мы на отборе перед игрой спрашивали участников про идеальное будущее России. Люди меняются на глазах, когда думают о чем-то таком большом. И об этом надо думать. Одна из целей, которую ставит игра, — чтоб люди подумали, чего хотим-то, что строим, куда идем.


Я буду очень рада, если мой рассказ поможет этому проекту. У этой игры большое будущее. Команда "Общественного договора" — мое открытие: творческие, искренние, неравнодушные, деятельные, им действительно не все равно. Они — часть того сообщества, про которое мы рассказываем на "7х7". Это люди, которые меняются сами и делают то, что им по силам, чтобы наш мир стал лучше.


Реклама «7x7». Компания "Гринпроф" предоставляет услуги по удалению, спилу, санитарной вырубке, кронированию и обрезанию деревьев, а также по мульчированию веток и порубочных остатков. Сайт - https://www.greenprof.ru

ООО "Гринпроф", 111396, город Москва, Фрязевская улица, дом 4 строение 3, эт 1 пом 1 ком 4, ОГРН 1167746218298

Материалы по теме
Мнение
8 августа 2020
Валерий Семенищев
Валерий Семенищев
Изменить жизнь в стране к лучшему. Гражданская консолидация
Мнение
8 августа 2020
1
Олег Пшеничный
Олег Пшеничный
Советская культура — вещь непростая
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураОбщество