Собирается ежемесячно 46 262 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Драма бобинского священника Агафоникова

Драма бобинского священника Агафоникова

Игорь Олин
Игорь Олин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

В 1937 году на печально известном Бутовском полигоне под Москвой один за другим были расстреляны три брата Агафониковы - Николай, Александр и Василий. Внук Василия, вологодский краевед Владимир Кордюков, рассказал газете "Эском - Вера": "По-видимому, [их дела] связаны, потому что старший брат Николай был подольским благочинным и после первых тюремных заключений и гонений на своих братьев в Вятском крае помог им устроиться в Подмосковье. Когда в октябре-ноябре 1937 года в Подольском районе начались массовые аресты священнослужителей, то в первую очередь забирали самых деятельных. В их числе как раз оказались братья Агафониковы. После того как взяли о. Александра, отец Николай сам пошел в органы НКВД, чтобы разобраться и упредить свой арест. Он чувствовал, что и над ним сгущаются тучи. Но вместо этого сам попал в тюрьму. Следом за ним арестовали и младшего брата Василия". Протоиерей Василий Агафоников 10 лет, с 1920 по 1930 гг., служил в Благовещенской церкви села Бобино Слободского района Кировской области. Спустя полвека после его ареста "церковная горка", оставшаяся после ликвидации храма, была любимым местом игр здешней детворы. Мы катались с нее на санках, лыжах, летом играли в "ножики", "войнушку" или просто смотрели свысока на окрестности. Тогда мне трудно было представить, что через мостик на безымянном ручье, протекавшем у ее основания, 10 лет проходил человек, чья жизнь в нашем селе сложилась крайне драматично.

На фото - церковь Благовещения.

С начала XVII века она была деревянной, но после пожара, случившегося в 1773 году, ее отстроили в каменном исполнении. Взорвана она была в 30-е годы прошлого века. Одним из тех, кто принимал решение о разрушении церкви, был председатель сельсовета М. А. Бушуев - я знал его уже добродушным стариком, который любил пообщаться с детьми, пошутить. А его сын, Владимир Михайлович, являлся главным инициатором воссоздания в селе церкви, и силами прихожан в начале нынешнего столетия была-таки воздвигнута деревянная церковь Николая Чудотворца (на фото).

Я тоже принимал небольшое участие в восстановлении исторической справедливости. Когда мы откапывали старый фундамент, меня более всего потряс факт, что холодное картофелехранилище внутри "церковной горки" - бывший склеп, где хранились тела умерших. Сколько же ненависти должно было накопиться к царскому режиму и официально пропагандировавшимся ценностям, чтобы на месте церковного кладбища был построен конский двор. Мальчишками мы знали, что когда-то здесь хоронили людей, потому что периодически нами выкапывались человеческие черепа и кости (существовала легенда о тайном ходе и кладе, на поиски которых мы отправлялись). Однако масштабы захоронений стали ясны, когда новым поколением были предприняты попытки вырыть в центре Бобина пруд. От затеи пришлось отказаться, так как поднятая бульдозером земля оказалась густо перемешана со скелетами.

В 2002 г. в тверском издательстве "Булат" вышла седьмая книга серии "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним". Ее составитель, игумен Дамаскин (Орловский), включил в нее жизнеописание священномученика Василия (Агафоникова). Я остановлюсь на бобинском периоде его биографии.

О. Василий был назначен служить в Благовещенскую церковь в марте 1920 года. Село Бобино было одним из старейших и обширнейших в Вятском уезде, прихожан в начале XX века насчитывалось более 7 тыс. Через село проходил Лешуконский тракт – торговый путь на Шестаково, Лекму и далее; а также путь крестного хода из Вятки на реку Великую – место явления чудотворной иконы святителя Николая. К концу 20-х годов антирелигиозная политика усилилась. В 1929 году храм в Бобино был закрыт, но, благодаря стараниям Агафоникова, в феврале 1930 года власти снова дали разрешение на совершение богослужений. В 1929 году отец Василий был возведен в сан протоиерея.

4 ноября 1930 года сотрудники ОГПУ произвели обыск в доме священника. При обыске присутствовал председатель Бобинского сельсовета, который дал священнику такую характеристику: «Избирательных прав лишен как служитель культа. В Красной армии никто не служит. Имущества кроме носильной одежды и мелкого инвентаря не имеет. Семья состоит из шести человек, из коих трудоспособны два человека». 6 ноября 1930 года отец Василий и пять его прихожан были арестованы и заключены в тюрьму в городе Вятке. В тот же день следователь допросил священника. Отвечая на его вопросы, отец Василий сказал: «Никаких собраний у нас не было, кроме как в марте 1930 года по разрешению Вятского РИКа; на нем стоял вопрос об избрании церковного старосты. В 1929 году на церковь была наложена страховка, которую церковь самостоятельно не в силах была уплатить, а поэтому я обратился к прихожанам, с тем чтобы последние в этом содействовали. Во время богослужения они собирали, ходя с кружкой, и таким образом было выплачено все полностью. Проповеди читал чисто евангельские, не касаясь как власти, так и колхозов и коммун и не задевая никаких мероприятий, проводимых советской властью. На квартире у меня кроме Сапожникова никто не бывает; Сапожников как член церковного совета захаживает исключительно по церковным делам. Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. Добавляю, что во время открытия церкви в проповеди говорил: „Слава Богу! Храм наш снова открыт, но он нуждается в ремонте; необходимо за него уплатить страховую премию“. Поэтому, обращаясь к прихожанам, я просил о пожертвовании».

30 ноября следствие было закончено и сотрудник Вятского отделения ОГПУ в обвинительном заключении написал: «Церковь открылась 20 февраля 1930 года. Агафоников говорил, что Бог не допустил богохульникам еретикам-большевикам закрыть церковь. Агафоников говорил, что современные школы и учительство развращают детей, учат баловству, приучают мальчиков и девочек с малых лет к разврату. Группа кулаков во главе с попом Агафониковым на протяжении целого ряда лет вела антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий, проводимых советской властью в селе, и против существования самой советской власти. Поп Агафоников свою кафедру в церкви села Бобина использовал для антисоветской агитации, где под видом проповедей внушал присутствующим вредность коллективизации сельского хозяйства и существования советской власти. Кроме того, поп Агафоников собирал как в церковной палатке, а также у себя на квартире конспиративные собрания кулачества, и после них кулачество по намеченному плану, совместно вся группа, каждый в своей деревне одинаковыми методами противодействовали проведению в жизнь коллективизации сельского хозяйства, самообложения, сельхозналога, расширения посевной площади и противопоставляли против советской власти крестьянство». 29 декабря 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Василия к пяти годам заключения в концлагерь.

Отбыв наказание, с осени 1934 г. Агафоников исполнял обязанности священника сначала в Горьковском крае, затем в Московской области. В последние годы жизни служил в Николаевском храме в селе Губино Можайского района Московской области. 30 ноября 1937 года власти арестовали отца Василия, и он был заключен в тюрьму в городе Можайске. В тот же день председатель сельсовета составил для НКВД справку на священника, в которой писал, что священник «проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, каковой подрывает мощь колхоза, и проводит агитацию за срыв перевыборов в Верховный Совет». Допрошенные свидетели показали, что «Агафоников во время обхода колхозников по домам призывал колхозников 12 декабря, в день выборов, приходить в православную церковь».

В материалах дела сохранилась запись единственного допроса, состоявшегося 1 декабря 1937 года. Привожу его полностью.
– С какого времени вы служите священником?
– Священником я служу с 1906 года, все время в сельских церквях.
– В чем конкретно заключалась ваша контрреволюционная деятельность в 1930 году?
– В 1930 году мне было предъявлено обвинение в том, что я в церкви произносил проповеди контрреволюционного содержания. Фактически я таких проповедей не произносил, все было наговорено на меня на почве личной неприязни.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели в селе Губино Можайского района?
– Никакой.
– Какие связи вы имели со священником юрловской церкви Лавровым?
– Никаких связей я со священником юрловской церкви не имел, посещать его я не посещал.
– С кем и какие связи вы имели среди духовенства города Можайска?
– Никаких связей с духовенством города Можайска я не имел. Никого из них не знаю.

В тот же день следствие было закончено. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Агафоников был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Ему было 52 года, в семье остались четверо детей.

В хрущевскую оттепель его младшая дочь Ольга дважды подавала запросы об отце, на что ей сообщили, что он 3 декабря 1937 года был осужден на 10 лет лагерей, умер 9 декабря 1941 года от паралича сердца. Подобные ответы, согласно секретному указанию КГБ, получали тогда все родственники репрессированных и безвинно расстрелянных. Своим детям об отце она особо ничего не рассказывала. Да она толком ничего и не знала, потому что, когда его расстреляли, ей было 11 лет. А когда в первый раз арестовали – всего четыре годика, и потом пять лет они не виделись в связи с тем, что отец сидел в тюрьме. Внук В. Кордюков сразу же после принятия в октябре 1991 года закона «О реабилитации жертв политических репрессий» направил в прокуратуры Московской и Кировской областей заявления о реабилитации деда и в июле 1992 года получил справку о том, что дед реабилитирован в 1989 году.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
3 авг 2020
Дарья Фурманская
Дарья Фурманская
История орловского сада «Эрмитаж»
Мнение
2 авг 2020
Виталий Иванищев
Виталий Иванищев
Сегодня большой и важный для Воронежа юбилей — 90 лет ВДВ
Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Альбина
3 авг 2020 12:07

Игорь, всё так и было (с потомками Сапожникова общаемся по сей день -родня). Не соглашусь в одном: повальное уничтожение церквей в Вятском крае отнюдь не из-за ненависти к царскому режиму. Православие , несмотря на крещение Руси, в вятских народах так и не прижилось. Язычество им всегда было ближе и понятнее, роднее, поскольку шло от земли и природы, материальной сути самой крестьянской деятельности. Христианская духовная "заумь" навязана сверху и за много веков с душой народной так и не срослась - всегда бытие и вера шли параллельно, не пересекаясь. Поэтому и громили церкви. Заметьте, инициатива, как правило, шла с низу!

5 авг 2020 16:40

Альбина, этот фактор тоже имел место, но один он не объясняет особо ревностного подхода к уничтожению церквей

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Кировская областьИсторияРепрессии
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!