Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Кировская область
Собирается ежемесячно 15 409 из 50 000
  1. post
  2. Кировская область

Драма бобинского священника Агафоникова

Игорь Олин
Игорь Олин
Добавить блогера в избранное

В 1937 году на печально известном Бутовском полигоне под Москвой один за другим были расстреляны три брата Агафониковы - Николай, Александр и Василий. Внук Василия, вологодский краевед Владимир Кордюков, рассказал газете "Эском - Вера": "По-видимому, [их дела] связаны, потому что старший брат Николай был подольским благочинным и после первых тюремных заключений и гонений на своих братьев в Вятском крае помог им устроиться в Подмосковье. Когда в октябре-ноябре 1937 года в Подольском районе начались массовые аресты священнослужителей, то в первую очередь забирали самых деятельных. В их числе как раз оказались братья Агафониковы. После того как взяли о. Александра, отец Николай сам пошел в органы НКВД, чтобы разобраться и упредить свой арест. Он чувствовал, что и над ним сгущаются тучи. Но вместо этого сам попал в тюрьму. Следом за ним арестовали и младшего брата Василия". Протоиерей Василий Агафоников 10 лет, с 1920 по 1930 гг., служил в Благовещенской церкви села Бобино Слободского района Кировской области. Спустя полвека после его ареста "церковная горка", оставшаяся после ликвидации храма, была любимым местом игр здешней детворы. Мы катались с нее на санках, лыжах, летом играли в "ножики", "войнушку" или просто смотрели свысока на окрестности. Тогда мне трудно было представить, что через мостик на безымянном ручье, протекавшем у ее основания, 10 лет проходил человек, чья жизнь в нашем селе сложилась крайне драматично.

На фото - церковь Благовещения.

С начала XVII века она была деревянной, но после пожара, случившегося в 1773 году, ее отстроили в каменном исполнении. Взорвана она была в 30-е годы прошлого века. Одним из тех, кто принимал решение о разрушении церкви, был председатель сельсовета М. А. Бушуев - я знал его уже добродушным стариком, который любил пообщаться с детьми, пошутить. А его сын, Владимир Михайлович, являлся главным инициатором воссоздания в селе церкви, и силами прихожан в начале нынешнего столетия была-таки воздвигнута деревянная церковь Николая Чудотворца (на фото).

Я тоже принимал небольшое участие в восстановлении исторической справедливости. Когда мы откапывали старый фундамент, меня более всего потряс факт, что холодное картофелехранилище внутри "церковной горки" - бывший склеп, где хранились тела умерших. Сколько же ненависти должно было накопиться к царскому режиму и официально пропагандировавшимся ценностям, чтобы на месте церковного кладбища был построен конский двор. Мальчишками мы знали, что когда-то здесь хоронили людей, потому что периодически нами выкапывались человеческие черепа и кости (существовала легенда о тайном ходе и кладе, на поиски которых мы отправлялись). Однако масштабы захоронений стали ясны, когда новым поколением были предприняты попытки вырыть в центре Бобина пруд. От затеи пришлось отказаться, так как поднятая бульдозером земля оказалась густо перемешана со скелетами.

В 2002 г. в тверском издательстве "Булат" вышла седьмая книга серии "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним". Ее составитель, игумен Дамаскин (Орловский), включил в нее жизнеописание священномученика Василия (Агафоникова). Я остановлюсь на бобинском периоде его биографии.

О. Василий был назначен служить в Благовещенскую церковь в марте 1920 года. Село Бобино было одним из старейших и обширнейших в Вятском уезде, прихожан в начале XX века насчитывалось более 7 тыс. Через село проходил Лешуконский тракт – торговый путь на Шестаково, Лекму и далее; а также путь крестного хода из Вятки на реку Великую – место явления чудотворной иконы святителя Николая. К концу 20-х годов антирелигиозная политика усилилась. В 1929 году храм в Бобино был закрыт, но, благодаря стараниям Агафоникова, в феврале 1930 года власти снова дали разрешение на совершение богослужений. В 1929 году отец Василий был возведен в сан протоиерея.

4 ноября 1930 года сотрудники ОГПУ произвели обыск в доме священника. При обыске присутствовал председатель Бобинского сельсовета, который дал священнику такую характеристику: «Избирательных прав лишен как служитель культа. В Красной армии никто не служит. Имущества кроме носильной одежды и мелкого инвентаря не имеет. Семья состоит из шести человек, из коих трудоспособны два человека». 6 ноября 1930 года отец Василий и пять его прихожан были арестованы и заключены в тюрьму в городе Вятке. В тот же день следователь допросил священника. Отвечая на его вопросы, отец Василий сказал: «Никаких собраний у нас не было, кроме как в марте 1930 года по разрешению Вятского РИКа; на нем стоял вопрос об избрании церковного старосты. В 1929 году на церковь была наложена страховка, которую церковь самостоятельно не в силах была уплатить, а поэтому я обратился к прихожанам, с тем чтобы последние в этом содействовали. Во время богослужения они собирали, ходя с кружкой, и таким образом было выплачено все полностью. Проповеди читал чисто евангельские, не касаясь как власти, так и колхозов и коммун и не задевая никаких мероприятий, проводимых советской властью. На квартире у меня кроме Сапожникова никто не бывает; Сапожников как член церковного совета захаживает исключительно по церковным делам. Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. Добавляю, что во время открытия церкви в проповеди говорил: „Слава Богу! Храм наш снова открыт, но он нуждается в ремонте; необходимо за него уплатить страховую премию“. Поэтому, обращаясь к прихожанам, я просил о пожертвовании».

30 ноября следствие было закончено и сотрудник Вятского отделения ОГПУ в обвинительном заключении написал: «Церковь открылась 20 февраля 1930 года. Агафоников говорил, что Бог не допустил богохульникам еретикам-большевикам закрыть церковь. Агафоников говорил, что современные школы и учительство развращают детей, учат баловству, приучают мальчиков и девочек с малых лет к разврату. Группа кулаков во главе с попом Агафониковым на протяжении целого ряда лет вела антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий, проводимых советской властью в селе, и против существования самой советской власти. Поп Агафоников свою кафедру в церкви села Бобина использовал для антисоветской агитации, где под видом проповедей внушал присутствующим вредность коллективизации сельского хозяйства и существования советской власти. Кроме того, поп Агафоников собирал как в церковной палатке, а также у себя на квартире конспиративные собрания кулачества, и после них кулачество по намеченному плану, совместно вся группа, каждый в своей деревне одинаковыми методами противодействовали проведению в жизнь коллективизации сельского хозяйства, самообложения, сельхозналога, расширения посевной площади и противопоставляли против советской власти крестьянство». 29 декабря 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Василия к пяти годам заключения в концлагерь.

Отбыв наказание, с осени 1934 г. Агафоников исполнял обязанности священника сначала в Горьковском крае, затем в Московской области. В последние годы жизни служил в Николаевском храме в селе Губино Можайского района Московской области. 30 ноября 1937 года власти арестовали отца Василия, и он был заключен в тюрьму в городе Можайске. В тот же день председатель сельсовета составил для НКВД справку на священника, в которой писал, что священник «проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, каковой подрывает мощь колхоза, и проводит агитацию за срыв перевыборов в Верховный Совет». Допрошенные свидетели показали, что «Агафоников во время обхода колхозников по домам призывал колхозников 12 декабря, в день выборов, приходить в православную церковь».

В материалах дела сохранилась запись единственного допроса, состоявшегося 1 декабря 1937 года. Привожу его полностью.
– С какого времени вы служите священником?
– Священником я служу с 1906 года, все время в сельских церквях.
– В чем конкретно заключалась ваша контрреволюционная деятельность в 1930 году?
– В 1930 году мне было предъявлено обвинение в том, что я в церкви произносил проповеди контрреволюционного содержания. Фактически я таких проповедей не произносил, все было наговорено на меня на почве личной неприязни.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели в селе Губино Можайского района?
– Никакой.
– Какие связи вы имели со священником юрловской церкви Лавровым?
– Никаких связей я со священником юрловской церкви не имел, посещать его я не посещал.
– С кем и какие связи вы имели среди духовенства города Можайска?
– Никаких связей с духовенством города Можайска я не имел. Никого из них не знаю.

В тот же день следствие было закончено. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Агафоников был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Ему было 52 года, в семье остались четверо детей.

В хрущевскую оттепель его младшая дочь Ольга дважды подавала запросы об отце, на что ей сообщили, что он 3 декабря 1937 года был осужден на 10 лет лагерей, умер 9 декабря 1941 года от паралича сердца. Подобные ответы, согласно секретному указанию КГБ, получали тогда все родственники репрессированных и безвинно расстрелянных. Своим детям об отце она особо ничего не рассказывала. Да она толком ничего и не знала, потому что, когда его расстреляли, ей было 11 лет. А когда в первый раз арестовали – всего четыре годика, и потом пять лет они не виделись в связи с тем, что отец сидел в тюрьме. Внук В. Кордюков сразу же после принятия в октябре 1991 года закона «О реабилитации жертв политических репрессий» направил в прокуратуры Московской и Кировской областей заявления о реабилитации деда и в июле 1992 года получил справку о том, что дед реабилитирован в 1989 году.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
3 авг
Дарья Фурманская
Дарья Фурманская
История орловского сада «Эрмитаж»
Мнение
2 авг
Виталий Иванищев
Виталий Иванищев
Сегодня большой и важный для Воронежа юбилей — 90 лет ВДВ
Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Альбина
3 авг 12:07

Игорь, всё так и было (с потомками Сапожникова общаемся по сей день -родня). Не соглашусь в одном: повальное уничтожение церквей в Вятском крае отнюдь не из-за ненависти к царскому режиму. Православие , несмотря на крещение Руси, в вятских народах так и не прижилось. Язычество им всегда было ближе и понятнее, роднее, поскольку шло от земли и природы, материальной сути самой крестьянской деятельности. Христианская духовная "заумь" навязана сверху и за много веков с душой народной так и не срослась - всегда бытие и вера шли параллельно, не пересекаясь. Поэтому и громили церкви. Заметьте, инициатива, как правило, шла с низу!

5 авг 16:40

Альбина, этот фактор тоже имел место, но один он не объясняет особо ревностного подхода к уничтожению церквей

Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Кировская область

История

Репрессии

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности