Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Костромская область
  2. Дым в глаза — что божья роса?

Дым в глаза — что божья роса?

Ирина Назарова
Ирина Назарова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Кострому затянуло дымом от подпольных углевыжигающих производств. Несмотря на жалобы задыхающихся горожан, власти упорно «не замечают» работы нарушителей. Давайте попробуем вместе разобраться, почему это происходит.

Несколько лет назад сразу в Костроме появились предприятия по выпуску древесного угля. Жители сокращенно называют их «углежогами», хотя на самом деле углежог – не предприятие, а непосредственно рабочий, занимающийся углежжением. Но название «углежог» в Костроме почему-то так «прикипело» к самим производствам, что в зоне их работы никому не нужно объяснять, о чем речь.

Спрос на продукцию углежогов круглый год обеспечивают владельцы мангалов и любители приготовления шашлыков, и особенно сильно он растет летом. Точное количество предприятий по выпуску древесного угля в Костроме вряд ли кто-то сможет назвать.

Проехав по городу с бывшим руководителем регионального управления Роспотребнадзора Андреем Тарасовым, мы посетили три производственные площадки. И только на одной из них мы насчитали 24 стоящие печи!

 
 
 

Бизнес у углежогов выгодный. Затраты на оборудование относительно небольшие. Самодельная пиролизная установка - углевыжигательная печь, представляет собой металлическую бочку с дымоходом. Сырьевая база – практически под ногами, сбыт гарантированный, рентабельность высокая.

Но есть в работе углежогов темная сторона. Дело в том, что технология производства угля приводит к обильным выбросам продуктов горения в атмосферу.

 
 
 

Чтобы производства углежогов не стали «бомбой замедленного действия» для здоровья людей, к работе таких предприятий предъявляются определенные требования: печи можно ставить лишь на достаточном удалении от жилья, на трубах должны быть специальные фильтры, на территории – регулярный санитарный и экологически контроль и прочее.

Но беда в том, что требования можно предъявлять к зарегистрированным предприятиям. А в Костроме, по данным экспертов, углежоги чадят подпольно, отравляя ядовитым дымом все вокруг.

В безветренную погоду концентрация продуктов горения в атмосфере такая, что едкий смог как черное покрывало накрывает город. В жару жители «спальных» микрорайонов задыхаются в своих домах, но не могут даже открыть форточки, поскольку за окном благодаря углежогам – натуральная «газовая камера».

Но если углежоги работают незаконно и без официальной регистрации, то почему ответственные за экологическое благополучие города чиновники не закрывают подпольные фабрики, изрыгающие ядовитый дым?

Если вы приедете на улицу Индустриальную, то увидите, что «подпольные» производства не такие и подпольные! С гордо поднятой головой – вернее, трубами, углежоги работают у всех на виду. Их черный дым отравляет окрестности. Задыхающиеся от этого смрада костромичи годами жалуются властям, звонят на горячие линии, пишут письма… А результат?

Ежегодно с наступлением летнего сезона надзорные органы являют народу парадный отчет. Под вспышки фото- и телекамер, под бравурные возгласы местных СМИ сотрудники природоохранной прокуратуры красочно рассказывают о самоотверженной борьбе с нарушителями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Только «борьба» эта в Костроме больше напоминает профилактическую беседу с рецидивистом.

Жить в областном центре с каждым годом становится все опаснее для здоровья. Травят атмосферный воздух, травят грунт, воду в водоемах, зеленые насаждения уничтожают массивами.

Жители жалуются на запах едкого дыма, поступающего в квартиры с улицы.

Страдают и дети, и взрослые, особенно аллергики и те, кто имеет заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы. Гарь, смог - обычное явление в районах восточной части левобережной Костромы.

На запрос депутата гордумы Валентины Ямщиковой из администрации города пришел ответ, смысл которого: «Ничего не знаем, углежоги - не тема администрации города». Департамент природных ресурсов тоже никаких запахов «не ощущает». И это наводит на мысль, пора бы сотрудникам ДПР пройти тестирование на COVID-19. Ведь одним из признаков коронавирусной инфекции является отсутствие обоняния.

Роспотребнадзор тоже задымленности не обнаруживает, как не видит и ничего противозаконного в организации деятельности углевыжигающих производств. На одной территории рядом с топками даже построен приличный домик, больше похожий на жилой, чем на складское помещение.

Ну, предположим, можно посочувствовать, что обоняние кого-то из чиновников подводит. Но можно же выяснить, как получены земельные участки под производство, есть ли проект строительства, в котором должна присутствовать оценка влияния производства на окружающую среду, и что вообще происходит на территориях этих предприятий?

Это вроде по силам многим структурам. Чиновники сидят в теплых кабинетах на приличных государственных и муниципальных должностях, получают весьма достойную зарплату из средств бюджета – то есть из наших с вами налогов. Но когда дело доходит до работы по защите интересов налогоплательщиков, кто-то словно их держит за руку и говорит: «Пожурил - и хорош, можешь идти гулять, Вася».

А Вася понятливый, Вася идет и гуляет.

Так кто ответит: кому выгодна работа углежогов, кто стоит за этим видом черного бизнеса и «крышует» его?

Я рискнула и подала в письменном виде в областную прокуратуру свои вопросы:

– Почему до настоящего времени не приняты действенные меры надзорными и правоохранительными органами по факту незаконной деятельности углетомильных печей по адресам: г. Кострома, ул. Индустриальная, 62а, ул. Петра Щербины, 23, к7, Галичское шоссе, д. 50, лит. «В», а именно:

– не возбуждены органами следствия дела по статье 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») в отношении лиц, осуществляющих эксплуатацию углетомильных печей, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

– не возбуждены органами следствия дела по статье 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы») в отношении лиц, осуществляющих эксплуатацию самодельных углетомильных печей без соответствующей разрешительной документации (согласование проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), согласование проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ), утверждение лимитов на выбросы);

– почему органами власти не принимаются меры о запрете эксплуатации объектов первого класса опасности в черте города, когда Генеральным планом города Костромы запрещено размещение данных предприятий в городской черте;

– почему надзорными органами не принимаются действенные меры по запрету эксплуатации предприятий по эксплуатации углетомильных печей по указанным выше адресам, когда данные предприятия не имеют соответствующих разрешительных документов (согласование проекта ПДВ, согласование проекта СЗЗ, утверждение лимитов на выбросы);

– почему органами миграции не принимаются должные меры по факту незаконного проживания иностранных граждан на данных предприятиях?

Подождем, что ответят из областной прокуратуры. Защитят ли на этот раз наше конституционное право на здоровую жизнь.

Материалы по теме
Мнение
8 июня 2020
2
Ирина Назарова
Ирина Назарова
Кострома — не место для свалки!
Мнение
6 марта 2019
Наталья Цветкова
Наталья Цветкова
В воде поселка Шунга близ Костромы экологическая катастрофа
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
требуется противогаз
26 июл 2020 22:15

Сегодня Кострома от углежогов в дыму!

Правосудие
7 сен 2020 15:02

Дело по незаконной деятельности производителей древесного угля передано в суд.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ПромышленностьФотоЭкология