Собирается ежемесячно 51 576 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. По Рижскому ходу на поезде да с душой

По Рижскому ходу на поезде да с душой

Георгий Красников
Георгий Красников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

Рижский ход для меня - это что-то сокровенное. Именно с него когда-то давно начался мой путь в транспортный железнодорожный мир. Поезд №661 "Москва - Великие Луки", на котором мы каждый год ездили на дачу по несколько раз. Садишься вечером на тихом добром Рижском вокзале, а утром уже станция Жижица.

А ночью все эти Ржевы-Оленины, которые ты не видишь, которые спишь. Хорошо, если успеешь дотянуть до Волоколамска, где электровоз на тепловоз меняют. Обратно хорошо бы в районе Западной Двины или Земцов уже заснуть - утром-то вставать рано, в 6:49. А сколько раз, проснувшись среди ночи, когда поезд стоит на каком-то полустаночке, всматриваешься во тьму перрона в поисках таблички - где мы? Не то чтобы это сильно нужно, но интересно же ведь! Интересно!

Все названия станций по порядку от Волоколамска до Зилупе я хорошо помню и до сих пор. Каждое из них откликается чем-то родным, далеким приветом из детства.

Что Выдумка - Абово - Маево, что Паникля - Мостовая - Ильмановка - Оленино.

А «Оленино - Махёрово - Чертолино - Мончалово» - прямо стихи... «Обовражье - Княжьи Горы» - вообще пелось в голове на мотив Стеньки Разина. И так далее.

Потом под впечатлением я сам все детство составлял расписания поездов по этой ветке и по многим другим - до сих пор иногда на них натыкаюсь :)

И, соответственно, каждая поездка по этой линии, каждое погружение в эти названия - как возвращение во времена детства.

Даже не совсем - ведь мы тогда только ночными ездили, а днем пригородными я стал ездить сильно позже. Конечно, многое изменилось: раньше тут ходили пригородные под тепловозами ("поезд с тетками", по-авпшному если), часть вагонов в которых были плацкартными, а теперь модненькие РА-шки.

Тогда были обычные белые указатели с черным шрифтом. В Тверской области был один характерный такой шрифт (с утолщениями на концах букв, в Псковской - другой). А сейчас - везде классический РЖД-стиль.

Одно из моих самых любимых названий. Ильмановка - даже не станция, а остановочный пункт. Всегда поэтому за нее обидно было.

Да и сами станции посерели согласно РЖД-бренду. А раньше были такими пестрыми и красивыми.

Наша Жижица была зеленой, затем - бордовой. Ну хоть сайдингом не все обложили.

Что-то все же успели.

Тогда в 90-е утром к 6804-му на станцию стекалась вся деревня, чтобы уехать за покупками в Западную Двину, а днем вернуться обратно (в нашей деревне съездить в Двину, находящуюся в другой области, в какой-то момент стало популярнее, чем в Луки, именно из-за расписания).

А теперь я садился в РА-шку вообще один.

Кассы где-то вообще закрыты, а где-то (Нелидово) работают только на дальние поезда. При том что он тут вообще один и не каждый день.

Тогда пассажирский поезд останавливался абсолютно на всех станциях. Потом их довольно долго было два: 661-й и 663-й. Первый стал останавливаться только на крупных, а второй - поостановочный, спустя годы совсем отменили.

А Лошаки - одна из двух станций, на которых дальние поезда вообще не останавливались (на всех остальных, даже самых мелких - останавливались). О ее существовании я узнал из топографической карты. Вторая такая - Ерзово (но тут и пригородные не останавливаются).

А кассирша в Жижице, кстати, теперь работает в продуктовом магазине и, как оказалось, вспомнила меня, как я к ней бегал за старыми книгами расписаний.

Зато ручные стрелки с флюгарками, которые так любит основатель проекта "Заповедные железные дороги" Михаил Кончиц, - до сих пор норма на Рижском ходу. В детстве я вообще думал, что стрелки только такие и бывают. Только потом узнал, что это уже - большая редкость.

Так вот когда-то под стук колес мимо этих зубцовых и подсосенок формировалось мое будущее увлечение железной дорогой. А теперь я снова тут проезжаю, спустя десятилетия возвращаясь душой в далекое прошлое. На этот раз только до Ржева, а дальше мне с виндосовской магистралью не по пути.

Ржевский вокзал современен. Еще бы, тут недавно памятник открыли, Сам приезжал (и другой Сам).

И люстра хорошая.

Хорошо очень, что железная дорога живет, все станции действуют, РА-шки ходят. Хотя и несколько меньше, чем раньше: вечерний/ночной "Ржев - Великие Луки" сокращен до Русанова - не доходит до нас 10 км. А так им было удобно под вечер и из Москвы приезжать, и из Великих Лук. А когда-то вообще до Новосокольников он катался - возил вагон из Петербурга.

В общем, будем и дальше ездить!


Оригинал

Материалы по теме
Мнение
4 июл 2020
Георгий Красников
Георгий Красников
Собянин продолжает строить автомагистрали вместо трамвайчиков
Мнение
27 июн 2020
Георгий Красников
Георгий Красников
Трамвайные ремонты как показатель отношения властей к транспорту и пассажирам
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ТуризмФото
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!