Горизонтальная Россия
  1. post
  2. Горизонтальная Россия

По Рижскому ходу на поезде да с душой

Георгий Красников
Георгий Красников
Добавить блогера в избранное

Рижский ход для меня - это что-то сокровенное. Именно с него когда-то давно начался мой путь в транспортный железнодорожный мир. Поезд №661 "Москва - Великие Луки", на котором мы каждый год ездили на дачу по несколько раз. Садишься вечером на тихом добром Рижском вокзале, а утром уже станция Жижица.

А ночью все эти Ржевы-Оленины, которые ты не видишь, которые спишь. Хорошо, если успеешь дотянуть до Волоколамска, где электровоз на тепловоз меняют. Обратно хорошо бы в районе Западной Двины или Земцов уже заснуть - утром-то вставать рано, в 6:49. А сколько раз, проснувшись среди ночи, когда поезд стоит на каком-то полустаночке, всматриваешься во тьму перрона в поисках таблички - где мы? Не то чтобы это сильно нужно, но интересно же ведь! Интересно!

Все названия станций по порядку от Волоколамска до Зилупе я хорошо помню и до сих пор. Каждое из них откликается чем-то родным, далеким приветом из детства.

Что Выдумка - Абово - Маево, что Паникля - Мостовая - Ильмановка - Оленино.

А «Оленино - Махёрово - Чертолино - Мончалово» - прямо стихи... «Обовражье - Княжьи Горы» - вообще пелось в голове на мотив Стеньки Разина. И так далее.

Потом под впечатлением я сам все детство составлял расписания поездов по этой ветке и по многим другим - до сих пор иногда на них натыкаюсь :)

И, соответственно, каждая поездка по этой линии, каждое погружение в эти названия - как возвращение во времена детства.

Даже не совсем - ведь мы тогда только ночными ездили, а днем пригородными я стал ездить сильно позже. Конечно, многое изменилось: раньше тут ходили пригородные под тепловозами ("поезд с тетками", по-авпшному если), часть вагонов в которых были плацкартными, а теперь модненькие РА-шки.

Тогда были обычные белые указатели с черным шрифтом. В Тверской области был один характерный такой шрифт (с утолщениями на концах букв, в Псковской - другой). А сейчас - везде классический РЖД-стиль.

Одно из моих самых любимых названий. Ильмановка - даже не станция, а остановочный пункт. Всегда поэтому за нее обидно было.

Да и сами станции посерели согласно РЖД-бренду. А раньше были такими пестрыми и красивыми.

Наша Жижица была зеленой, затем - бордовой. Ну хоть сайдингом не все обложили.

Что-то все же успели.

Тогда в 90-е утром к 6804-му на станцию стекалась вся деревня, чтобы уехать за покупками в Западную Двину, а днем вернуться обратно (в нашей деревне съездить в Двину, находящуюся в другой области, в какой-то момент стало популярнее, чем в Луки, именно из-за расписания).

А теперь я садился в РА-шку вообще один.

Кассы где-то вообще закрыты, а где-то (Нелидово) работают только на дальние поезда. При том что он тут вообще один и не каждый день.

Тогда пассажирский поезд останавливался абсолютно на всех станциях. Потом их довольно долго было два: 661-й и 663-й. Первый стал останавливаться только на крупных, а второй - поостановочный, спустя годы совсем отменили.

А Лошаки - одна из двух станций, на которых дальние поезда вообще не останавливались (на всех остальных, даже самых мелких - останавливались). О ее существовании я узнал из топографической карты. Вторая такая - Ерзово (но тут и пригородные не останавливаются).

А кассирша в Жижице, кстати, теперь работает в продуктовом магазине и, как оказалось, вспомнила меня, как я к ней бегал за старыми книгами расписаний.

Зато ручные стрелки с флюгарками, которые так любит основатель проекта "Заповедные железные дороги" Михаил Кончиц, - до сих пор норма на Рижском ходу. В детстве я вообще думал, что стрелки только такие и бывают. Только потом узнал, что это уже - большая редкость.

Так вот когда-то под стук колес мимо этих зубцовых и подсосенок формировалось мое будущее увлечение железной дорогой. А теперь я снова тут проезжаю, спустя десятилетия возвращаясь душой в далекое прошлое. На этот раз только до Ржева, а дальше мне с виндосовской магистралью не по пути.

Ржевский вокзал современен. Еще бы, тут недавно памятник открыли, Сам приезжал (и другой Сам).

И люстра хорошая.

Хорошо очень, что железная дорога живет, все станции действуют, РА-шки ходят. Хотя и несколько меньше, чем раньше: вечерний/ночной "Ржев - Великие Луки" сокращен до Русанова - не доходит до нас 10 км. А так им было удобно под вечер и из Москвы приезжать, и из Великих Лук. А когда-то вообще до Новосокольников он катался - возил вагон из Петербурга.

В общем, будем и дальше ездить!


Оригинал

Материалы по теме
Мнение
4 июл
Георгий Красников
Георгий Красников
Собянин продолжает строить автомагистрали вместо трамвайчиков
Мнение
27 июн
Георгий Красников
Георгий Красников
Трамвайные ремонты как показатель отношения властей к транспорту и пассажирам
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Туризм

Фото

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных