Как в Воронеже во второй раз разрабатывали проект скоростного транспорта · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Воронежская область
  1. post
  2. Воронежская область

Как в Воронеже во второй раз разрабатывали проект скоростного транспорта

Виталий Иванищев
Виталий Иванищев

Говорят, что история повторяется первый раз как трагедия, а второй раз как фарс. Вот и Воронеж ходит по кругу. Я долго откладывал написание данного текста, но, по всей видимости, пора.

Все мы помним историю, тянущуюся с 2017 года. Мэрия объявила конкурс на технико-экономическое обоснование скоростного транспорта, где специалисты должны были рассмотреть различные варианты скоростного транспорта для Воронежа и оценить, что нам подходит лучше всего. Конкурс на разработку выиграли не транспортники, а проектировщики мостов и тоннелей - ООО «Киносарг». Вместо ТЭО мы получили несколько фраз о том, что Воронеж обречен на метро и что в Нижнем Новгороде метро никто не пользуется, потому что оно дублируется трамваем, надо там убрать трамвай. А далее проект профессора Березина состоял лишь из его фантазий на тему строительства единственного в мире метро, окупаемого за счет платы за проезд. Работу в итоге не приняли по формальным причинам, но ее абсурдность была видна даже невооруженным глазом. Город попытался вернуть потраченные 8 млн, а «Киносарг» получить недополученные три. Иск в полном объеме не удовлетворили никому, и споры в судах продолжаются.

А теперь свежая история.

В 2019 году мэрия объявила новый тендер на разработку ТЭО скоростного транспорта. Его выиграла пермское ООО «Радар». На первом этапе компании нужно обосновать выбор транспорта для решения проблем в Воронеже, на втором представить предложения по трассировке сети и на третьем - предложить финансовую модель реализации проекта.

В начале 2020 года мне позвонила девушка по имени Александра и представилась представителем «Радара». Она сказала, что изучила ряд моих публикаций по теме транспорта и хотела бы, чтобы я сам составил ей подборку своих мнений и предложений. Я с радостью согласился. Позже мне позвонил Михаил Ростиславович Якимов, который сначала представился директором Института транспортного планирования Российской академии транспорта, доктором технических наук и подрядчиком «Радара». Правда через некоторое время мне удалось выяснить, что он не просто подрядчик, а главный бенефициар, благо среда транспортников не такая обширная и все легко проверяется.

Якимов абсолютно ничего не знал про Воронеж, от слова совсем. Как так он выиграл тендер на 33 млн - я так и не понял. Но его рвение посотрудничать мне импонировало. Наконец-то технико-экономическим обоснованием занимается не хамоватый Березин, а человек, которого действительно интересует мнение нашего сообщества, наконец мы сможем поучаствовать в большой работе на благо города, где профессионалы с нашей помощью смогут сделать достойный проект. Потому как каким бы профессионалом ни был инженер, ему надо знать местную специфику, к тому же перед сдачей работы хорошо бы провести ее оценку, и тут ГиТ тоже мог бы помочь. Якимов звонил мне несколько раз, уточнял самые разные детали по поводу организации воронежского транспорта, как и что, а также предложил встретиться, сам назначил дату.

Однако встречи не произошло, первый раз по каким-то формальным причинам, а второй раз он честно по телефону сказал: «вице-мэр Петрин не рекомендовал с вами общаться». Ну да ладно. Еще меня насторожила фраза Якимова о том, что «зря вы ругаете Березина, инженеры из его вуза высоко оценивают проект». После этого общение прекратилось, но и я, и ГиТ искренне желали увидеть какой-то удобоваримый проект.

И вот наконец в феврале «Радар» опубликовал на своем сайте новость о первом этапе. Березин нервно курит в стороне.

Якимов считает, что воронежский транспорт невероятно эффективен!

Во-первых, у нас один из самых низких тарифов, во-вторых, из бюджета на транспорт тратится дырка от бублика, ну чем не эффективность?

Ну и в-третьих, третий показатель эффективности - это среднее время поездки в 28 минут, что тоже, по мнению проектировщиков, весьма эффективно. То есть, если у Березина Воронеж был обречен на метро, то у Якимова мы обречены и дальше ездить в скотовозках.

Я написал Михаилу Ростиславовичу в личку и возмутился, что нельзя считать эффективность только по трем удобным ему параметрам. В Воронеже огромные районы обслуживаются «газелями» с номинальной вместимостью в 19 человек, а реальной — в 30, ряд районов вообще не обслуживаются после 18 часов, а «ПАЗ-3205» это не городской автобус. Якимов ответил, что комфорт посчитать невозможно. Я возразил - легко можно посчитать, так как легко считаются автобусы с низким полом и кондиционерами, легко считается соотношение вместимости реальной и по паспорту, легко считается время ожидания вечером и т. д. В порыве эмоций я написал, что, на мой взгляд, «Радар» не делал никакую работу, а просто взял КСОДД, разработанный РосдорНИИ, и сравнил с КСОДД других миллионников, и что из-за таких жуликов, как он, Воронеж уже долгие годы не может вырваться из болота в транспорте, и он в очередной раз отбросил Воронеж на несколько лет назад, так как ничего дельного в своем ТЭО не предлагает, и через некоторое время мэрии придется в третий раз тендер объявлять.

Сейчас я с некоторой иронией читаю его Facebook. Там такие замечательные посты, как, например, «Стоит ли городу иметь два вида электротранспорта или для эффективности надо один закрыть» или «Во сколько раз надо поднять проезд, чтобы транспорт выжил». Честно говоря, не очень понимаю, как этот человек ученым стал. 

С работой по ТЭО он просто не справился и не понимает, как ее делать и с чего вообще начать. Я искренне надеялся, что дальнейшие действия он отдаст на аутсорс и другая, более компетентная компания работы завершит. Но прошло уже больше трех месяцев, «Радар», как я понимаю, по-прежнему пытается завершить работу самостоятельно, дабы ни с кем не делиться бюджетными 33 млн. Но вот сдается мне, что ничего удобоваримого мэрия опять не получит и, не завершив суды с «Киносаргом», придется судиться еще с пермяками.

Наблюдаем.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
3 май
Виталий Иванищев
Виталий Иванищев
Воронежский троллейбус: история повторяется?
Мнение
30 апр
Виталий Иванищев
Виталий Иванищев
Проблемы и перспективы развития транспортной системы Воронежа
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных