Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область
  1. post
  2. Кировская область

Архитектура советского модернизма. 10 зданий в Кирове

В последние годы растет интерес к советскому модернизму — одному из трех оригинальных архитектурных стилей (наряду с конструктивизмом и сталинским классицизмом), возникших в СССР. Термин «советский архитектурный модернизм» был введен в начале 2010-х годов. Важно отметить, что до сих пор не определено точных критериев советского архитектурного модернизма, кроме сравнительно четко определенного хронологического периода — с одной стороны это 1955 г. (год опубликования постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»), с другой стороны — 1991 г. Особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник или более дешевые аналоги), также характерна для этого архитектурного стиля (в основном — на стадии развития) декоративность — например, наличие мозаичных панно и прочих модернистских элементов украшения, а кроме того — массовое остекление поверхностей зданий.

Модернизм всегда был интернациональным явлением и пришел с Запада во время хрущевской оттепели. Однако советские архитекторы переосмыслили его, превратив в самодостаточный и многогранный стиль, пригодный как для массовой застройки, так и для создания головокружительных футуристических объектов. До сих пор архитектура большинства советских городов остаётся преимущественно модернистской — парадоксально, что при этом стиль как таковой практически не изучен и не описан ни на федеральном, ни на региональном уровне. В нашем материале мы предприняли попытку заполнить этот пробел и определить, какие из зданий в Кирове можно отнести к советскому архитектурному модернизму. Мы выбрали 10, на наш взгляд, самых интересных объектов, которых можно отнести к модернисткой архитектуре 60-х – начала 90-х годов прошлого века.

1. Гостиница «Вятка»

Адрес: Октябрьский проспект, 145
Дата постройки: 1967 г.
Архитектор: Б. В. Зырин

 
 
 

В брежневский период в нашем городе стал остро ощущаться недостаток в гостиничных номерах. Поэтому было принято решение к очередному, 50-летнему юбилею Революции, создать новую гостиницу под названием «Вятка». Необходимо отметить, что творческая группа под руководством одного из наиболее авторитетных кировских архитекторов второй половины XX в. Б. В. Зырина взяла за основу распространенный в 60–70-е гг. прошлого века в СССР типовой проект, который еще в 1961 г. был разработан институтом «Ленгинпрогор». Однако условия весьма специфического ландшафта бывшего Соловьевского парка, в котором шло строительство, а также желание Зырина сделать гостиницу «более вятской» привели к ряду значимых отступлений от типового проекта. Например, фасады здания были украшены очень любопытной мозаикой на революционную тематику, на торце здания появилось сграффито в виде барышни в кокошнике. 5 ноября 1967 г. гостиница была открыта, многие горожане были очень впечатлены зданием, его даже сравнивали с «белоснежным океанским лайнером». В 1970–1980-е годы «Вятка» попала на все открытки, туристические проспекты и в списки достопримечательностей города. Увы, но в ходе реконструкций последних лет гостиница почти полностью потеряла свой прежний облик, даже сграффито «похоронили» внутри новых строительных материалов.

2. Дворец спорта «Спартак»

Адрес: Октябрьский проспект, 149
Дата постройки: 1967 г.
Архитектор неизвестен

 
 
 

В 1964 г. Совет Министров РСФСР разрешил спортивному обществу «Спартак» строительство в Кирове спортивного комплекса с двумя залами и плавательным бассейном. На возведение объекта было выделено 330 тысяч рублей. Однако в скором времени выяснилось, что у СМУ-6 возникли проблемы с освоением денежных средств и процессом строительства. В газете «Кировская правда» в 1966 г. в рубрике «Тревожный сигнал» даже была напечатана заметка, в которой председатель облсовета ДСО «Спартак» Г. Уманский гневно сетовал на то, что до сих пор не закончен фундамент здания, да и сама стройка фактически приостановлена с 23 июля. Тем не менее, несмотря на все трудности и с помощью ударного труда добровольцев-спартаковцев, удалось к 7 ноября 1967 г. построить спорткомплекс. При, в целом, типовом проекте, разработанном для советских «Дворцов спорта», внешний облик здания получился очень интересным. Обращало на себя внимание большое количества стекла на фасаде «Дворца спорта», интересное решение первого его этажа, который как бы стоял «на куриных ножках». И, конечно, огромное, величиной во всю торцевую стену здания, сграффито с представителями различных спортивных направлений: легкоатлетами, борцами, пловцами, лучниками и т. д. Увы, но при реконструкциях постсоветского периода здание утратило первоначальный вид, но сграффито осталось. 

3. Дворец пионеров

Адрес: ул. Сурикова, 21
Дата постройки: 1974 г.
Архитекторы: К. Д. Френкель, А. В. Щеглов, А. И. Колесников

 
 
 

Особенность кировского Дворца пионеров в том, что он построен не по типовому проекту, как многие подобные учреждения в советских городах. Крыша спроектирована группой архитекторов под управлением А. В. Щеглова в форме пионерского галстука, люстра — в форме пионерского костра и т. д. Кстати, люстру изготовили в Эстонии, а плафоны для нее сделали на Белорусском заводе. Интересно, что здание строили на народные деньги: в Кирове создали спецсчет, куда все желающие могли перечислять финансовые средства на строительство, собрать удалось более 645 тысяч рублей. Для кировских строителей, привыкшим к типовому строительству, объект оказался весьма непростым, сложность заключалась в том, что здание имеет форму квадрата, строить его нужно было специальной техникой. Многие работы делались зимой, процессы форсировалась к 600-летию Кирова. Дворец пионеров был вписан в огромную территорию (22 гектара) бывшего Погудинского парка и был дополнен развитой инфраструктурой спортивной, мемориальной и прогулочных зон. Такого грандиозного и обладающего ярким индивидуальным почерком проекта Киров не знал ни до, ни после. 

4. Жилой комплекс «Нью Йорк»

Адрес: ул. Олега Кошевого, 1а / ул. Сутырина, 16
Дата постройки: 1975 г.
Архитектор неизвестен

 
 
 

В рассматриваемый период (вторая половина 1960-х – 1980-е гг.) Киров захватила типовая жилая застройка, «хрущевки» и «панельки» мало чем отличались друг от друга и значительно уступали построенным в 1930 – 50-е годы «сталинкам». Впрочем, в 70 – 80-е годы прошлого века появился ряд достаточно интересных жилых комплексов, среди которых выделялся очень любопытный продукт мысли инженеров УКС завода «Авитек» в микрорайоне «Филейка». 378-квартиный жилой комплекс был построен на стыке улиц Олега Кошевого и Сутырина в первой половине 1970-х годов. Он состоял из двух девятиэтажных корпусов (по 144 квартиры в каждом), соединенных между собой 12-этажной вставкой. В народе этот огромный дом получил название «Нью-Йорк» за масштабы и высотность корпусов, это было значимо, ведь до начала 1970-х годов в Кирове не строились дома выше 5 этажей. Любопытно, что этот жилой комплекс как образец нового типа градостроительства и некоего идеала благоустройства придомовой территории попал в известный документальный фильм Марины Дохматской «Город Киров» 1975 г. На первых этажах «Нью Йорка» располагалась нежилые помещения, известно, что в 80–90-е годы прошлого века именно здесь находился спортивный клуб «Олимп», руководителем которого являлся один из лидеров преступного мира города Кирова Михаил Прокопьев («Прокоп»). 

5. Диорама

Адрес: ул. Горького, 32
Дата постройки: 1977 г.
Архитектор: А. П. Павлов

 
 
 

Еще один редкий для нашего города в 70-е годы прошлого века интересный индивидуальный проект здания общественного назначения создавался в 1977 г. в рекордные сроки, по воспоминаниям Ю. И. Деревского — всего за 3 месяца. Это полукруглое в плане здание, западный фасад которого представляет собой усеченный цилиндр, а парадный восточный фасад — развернутое знамя, на котором выбиты слова «Великому Октябрю» и барельеф с изображением солдата, матроса и рабочего. Автор барельефа — один из ведущих скульпторов студии имени М. Б. Грекова, заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Сонин. Кировская «Диорама» для своего времени была очень интересным и необычным объектом, труды творческой группы были оценены по заслугам на высоком уровне: в 1981 г. за архитектурно-художественное решение Диорамы Павлову и Сонину (а также художнику Н. Н. Соломину) была присуждена Государственная премия РСФСР. Считается, что строительство здания Диорамы было сопряжено с огромными трудностями и велось тайно, по документам объект числился вначале «станцией перекачки», затем «парковым сооружением». Даже строители Диорамы — артели заводов, участники комсомольских субботников и школьники не знали, что они возводят.

6. ЦИРК

Адрес: Октябрьский проспект, 147
Дата постройки: 1977 г.
Архитектор: Е. А. Дик

 
 
 

В 60-е годы XX в. в Кирове появились предметные планы по строительству современного стационарного здания цирка. Место было выбрано в новом перспективном районе Октябрьского проспекта на территории Соловьевского парка. За основу взяли типовой проект здания цирка на 2000 мест № 264-11-1, разработанный во второй половине 1960-х гг. в Центральном институте зрелищных сооружений (г. Москва) группой архитекторов под руководством Л. Б. Сегала. По этому проекту цирки были построены во многих городах СССР: в Рязани, Иванове, Омске, Тюмени, Кемерове, Новокузнецке, Красноярске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Калинине, Фрунзе и др. Проектная вместимость цирка составляла 2000 мест, но фактически количество мест при строительстве было сокращено до 1606. Стройка велась долгих 8 лет с помощью многих предприятий области, в качестве рабочей силы привлекались даже заключенные. Один из инициаторов строительства учреждения Ю. И. Деревской вспоминал, что «самым сложным оказался купол цирка, для него понадобилось 250 тонн металлических конструкций». К моменту окончания возведения цирка (23 декабря 1977 г.) он был оснащен современной техникой и мог принять любую программу (цирк на льду, на воде), в учреждении имелась конюшня, вольеры для животных, гостиница для артистов. В 2017 г. цирку исполнилось 40 лет, он ни разу серьезно не ремонтировался и переживает не лучшие времена. В мае СМИ сообщали, что ремонт уникального здания начнется в 2019 г.

7. Административное здание горкома и горисполкома 

Адрес: ул. Воровского, 39
Дата постройки: 1979 г.
Архитектор: В. И. Зянкин

 
 
 

В конце 1970-х гг. власти Кирова принимают решение о строительства отдельного здания для городского комитета партии и гориспокома, которые в течение длительного периода располагались в т.н. «Вятском небоскребе». Для строительства резиденции горкома был выбран распространенный типовой проект административного здания в СССР, работы велись под кураторством заместителя главного архитектора г. Кирова В. И. Зянкина. Учитывая то, как выглядят подобные же здания в других городах СССР (вот, например, такой же горком в Краснодаре) можно сделать вывод, что Зянкин не стал вносить значимые «местные коррективы» в изменение облика фасада здания, сосредоточившись на дизайне интерьеров. Внутренние помещения были отделаны с использованием керамики, различных пород дерева, гранита и мрамора, а наружные фасады с применением также туфа и известняка. В здании имелся актовый зал для конференций на 612 мест, столовая на 100 мест, кабинеты, фойе, автоматическая телефонная станция, лифты, приточно-вытяжная вентиляция. Вход в горком украшал мозаичный портрет Ленина работы французского художника Лежера. До сегодняшнего дня здание практически не изменилось за исключением нескольких деталей (например, вырубили находившиеся перед горкомом ели, символизировавшие объединение республик Советского Союза). 

8. Кинотеатр «Колизей» 

Адрес: ул. Воровского, 50в
Дата постройки: 1989 г.
Архитектор: А. Н. Суслов

 
 
 

В советский период в Кирове на место старых, деревянных, дореволюционного типа постройки «синематографов», приходили новые кинотеатры, поражавшие жителей города своими масштабами и технической оснащенностью. Так, на смену «Одеону», «Модерну», «Прогрессу» заступили «Октябрь», «Победа», «Мир», «Восток» и другие. Последним оплотом старого типа киноиндустрии был стоявший на улице Дрелевского деревянный «Колизей», финальный сеанс в котором состоялся 31 декабря 1977 г. В 1980-е гг. на улице Воровского, напротив ЦУМа, было решено построить новое здание кинотеатра. Это решение вызвало неоднозначную реакцию у кировчан. Много было споров, возражений, горожане сетовали: «Зачем еще один кинотеатр в центре города? Не лучше ли его построить в новом жилом районе на юго-западе?» Тут вспомнили и о старом «Колизее», так что новый кинотеатр решили назвать в его честь, обеспечив тем самым в определенном роде преемственность поколений. Кинотеатр весьма любопытной архитектурной формы стал как бы частью своеобразного центра досуга у парка им. Кирова, рядом с Цирком, Диорамой и ЦУМом. На открытие кинотеатра приезжал известный актер и наш земляк Александр Калягин. Сегодня восприятие фасадной части кинотеатра затруднено из-за большого количества баннерной рекламы. 

9. Дворец культуры «Родина» 

Адрес: ул. Гайдар, 3
Дата постройки: 1987 г.
Архитекторы: В. И. Кропачев, В. И. Борцов

 
 
 

В 1982 г. заводу «Лепсе» пришлось взорвать свой старый ДК по причине найденных дефектов, которые специально сделали сооружавшие учреждение культуры после Войны пленные немцы. Завод прожил без ДК пять лет, пока в 1987 г. за два с половиной года не был построен новый Дворец культуры. Здание получилось роскошным и очень далеким от своих кировских «коллег» — типовых советских ДК предыдущего периода. Внутренняя и наружная отделка Дворца по настоянию авторов проекта предусматривала применение большого количества типов и расцветок естественных отделочных материалов, таких как гранит, мрамор, травертин, ракушечник и т. д. Заводской УКС искал их по всему СССР, так что стройматериалы завозили с Урала, Казахстана, Северного Кавказа и Карелии. Исполнение работ по облицовке поверхностей здания естественным камнем (мрамор, гранит, ракушечник) осуществляли специально приглашенные мастера Московского метростроя. Более того, мебель в ДК смогли закупить в Венгрии, Болгарии и Чехословакии. При всем при этом получившееся в итоге здание — лишь часть от того, что планировалось. Три из четырех стен ДК имеют различные архитектурные украшения, в то время как стена со стороны школы № 45 их лишена. Причиной стали трудности финансового характера, ведь пока шло строительство, началась смутная пора Перестройки.

10. «Мраморный дворец» (корпус художественного музея)

Адрес: ул. Карла Маркса, 70
Дата постройки: 1992 г.
Архитекторы: В. И. Кропачев, В. И. Борцов

 
 
 

Художественный музей долгое время помещался в старинном Репинском особняке, который был тесен для разраставшихся фондов учреждения. Вопрос постройки нового здания поднимался неоднократно, но только при Вадиме Бакатине (1-й секретарь Кировского обкома КПСС в 1985–1987 гг.), который любил искусство, дело сдвинулось с мертвой точки. Споры вызвало расположение нового корпуса музея, ревнителя старины протестовали против его размещения в самом центре старого города рядом с памятниками архитектуры XVIII – XIX веков. Более того, на выбранной территории располагался уютный сквер и стоял деревянный флигель Рязанцевой с красивыми резными наличниками. Несмотря на протесты интеллигенции в 1986 г. здание музея начали строить, возведение объекта затянулось из сложностей финансирования в условиях социально-экономического кризиса и завершилось только в 1992 г. Несмотря на ряд вышеописанных негативных аспектов, все-таки важно отметить, что музей получил новый, большой, просторный и оборудованный по современным для своей эпохи нормам корпус. В здании был огромный холл, большие залы, системы вентиляции и кондиционирования, кофейня и т. д. За роскошь внешнего и внутреннего убранства новый музейный корпус в народе прозвали «Мраморный дворец».

Парк им. Кирова и гостиница «Вятка». 1976–1979 гг.​​​​​​

В завершении отметим, что в Кирове модернистская архитектура до сих пор не стала предметом специального исследования. Важно понимать, что и общество зачастую не воспринимает ее всерьез, считая вторичной и менее значимой по отношению к дореволюционному зодчеству. Тем не менее многие здания, построенные в Кирове начиная с 1960-х годов, уже утратили первоначальный архитектурный облик, будучи переделанными в различные хронологические периоды (как правило после 1991 г.). Важно констатировать, что достаточно мало объектов по разным причинам в рассматриваемый период в Кирове строилось по индивидуальным проектам архитекторов, к ним можно отнести Дверец Пионеров, Диораму, ДК Родина и т. д. Намного чаще использовалось типовая советская архитектура, которая, впрочем, иногда очень интересно перерабатывалась местными зодчими («гостиница «Вятка», Дворец спорта «Спартак» и др.).

Ряд зданий, о которых идет речь в материале, имели четкую привязку в своем строительстве к конкретным памятным датам. Именно благодаря 60-летию Революции были созданы Диорама и Цирк, к 50-летнему юбилею событий 1917 г. построили гостиницу «Вятка» и Дворец Спорта, к 600-летию Кирова — Дворец Пионеров и т. д. Некоторые объекты мы также отметили как интересные модернистские постройки в Кирове, но не включили в материал — это здание аэропорта «Победилово», ДК Шинного завода и ДК Железнодорожников, ЦУМ, Дом Быта и Дом Техники, административное здание Первомайского райкома КПСС. Также некоторые жилые комплексы, например, дом с магазином «Детский мир» на углу Октябрьского проспекта и улицы Комсомольской. 

Многие типовые здания эпохи архитектурного модернизма в последние годы были фактически уничтожены в ходе ремонтов и перестроек, эта тенденция характерна для большинства городов постсоветского пространства. Так что найти оригинальный типовой ЦУМ или ЦИРК эпохи 1960–70-х годов (а в Кирове до недавних пор был и тот и другой) в скором времени будет очень сложно. Как известно «большое видится на расстоянии» — масштаб модернистских построек в Кирове мы сможем объективно оценить, вероятно, лишь с течением времени, когда они превратятся для нас в такие же далекие архитектурные шедевры как памятники модерна и классицизма.

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово