Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Марий Эл
  1. post
  2. Республика Марий Эл

В Йошкар-Оле всех желающих учат ценить искусство

На календаре 14 февраля 2020 года, влюбленные пары успевают бронировать столики, мужчины в спешке покупают цветы, в девушки создают последние детали для своих образов. В это время в небольшом, но уютном пабе города Йошкар-Олы собираются на мини-лекцию «Великие картины о любви». Лектором выступает Ксения Белынцева, которая предлагает гостям вспомнить главные шедевры XX века, посвященные любви, среди них: «Поцелуй» Густава Климта, «Над городом» Марка Шагала, «Влюбленные» Рене Магритта и другие. С увлечением, заражая своим интересом аудиторию, она рассказывала об истории создания картин, о творческом пути художников, о том, что хотели сказать нам мастера этими картинами, и за что они так  ценятся сегодня.

Эта лекция – одно из многих мероприятий волонтёрского art-проекта  «M`ART». Несмотря на то, что проект еще молодой – полгода с начала его старта, команда успела запомниться и полюбиться зрителям. Зачем волонтёрам культуры, как они  себя называют, проводить лекции, устраивать игры и art-уроки для детей, и как на это реагирует публика, мы спросили основателя «M`ART»  Ксению Белынцеву.

- Почему вы выбрали именно такой формат: кафе и репродукции на проекторе? Как  проходила реклама мероприятия?

- Мы решили, что 14 февраля стоит попробовать неформальную обстановку, где пары смогут побыть в атмосфере любви и спокойствия. Почему бы не выпить кофе, не испробовать мороженое и заодно не послушать лекцию по искусству? Обычно кафе идут нам на встречу – для них это хорошая реклама и новые гости, а для нас новая необычная обстановка. Сейчас мы рекламируем себя социальных сетях, где есть наша группа, также через наш Инстаграм, через друзей и знакомых.

- А как выбирали картины для лекции?

Картины XX века мы предпочли потому, что они более популярны сегодня среди публики, чем картины других эпох. Их репродукции везде! Мы хотели сыграть на эффекте узнавания. Только представьте: зритель увидит репродукцию в общественном месте и воскликнет: «Да мне же про неё рассказывали»!». Ещё смотрели: работы какого художника крайними привозили в Россию, но когда начинаешь думать о картинах, связанных с темой любви, какие-то работы всплывают в памяти в первую очередь.

- Чем же восприятие этих картин поможет зрителю, сделает его счастливее?

- Мы показываем, что искусство намного важнее и интереснее, чем может казаться на первый взгляд. Картина не просто нарисована: у неё есть история, каждая деталь на ней что-то значит. Искусство учит нас задумываться над тем, что хотел сказать автор.

- А как образовался «M`ART»?

- Идея возникла весной 2018 года. Я люблю искусство. Ходила по Третьяковке со своим молодым человеком, и он мне сказал: «Ты так много знаешь! Почему ты это никому не рассказываешь!». И осенью прошлого года я основала группу Вконтакте и призвала желающих помогать нам в проведении мероприятий, давать идеи для нашей работы. Пока мы занимаемся пропагандой знаний о живописи. Мы начали с живописи, так как она из всех видов искусства наиболее понятна зрителю. Но, судя по проведённой лекции по Коко Шанель, мода у нас тоже заходит.

- И сколько волонтёров культуры в Йошкар-Оле?

- Постоянная команда - 10 человек, в основном студенты. Были ещё волонтёры, которые помогают на больших мероприятиях, например, на городском квесте по искусству для школьников Йошкар-Олы. Волонтёрить пришли парни 16-17 лет, что удивительно, потому что сфера культуры считается женской. Волонтёры готовят инвентарь для мастер-классов и интеллектуальных игр, инструктируют их участников. Они приходят к нам по причине искреннего интереса к искусству. Про некоторых волонтёров говорят, что они волонтёрством хотят улучшить своё резюме, но про наших такого сказать нельзя.

- Какие мероприятия вы провели за полгода работы?

- Организовали  для школьников и студентов образовательный квест в Национальной библиотеке имени Чавайна, где команды решали головоломки и выполняли действия, чтобы получить ключ-пароль. Где-то участникам предлагалось показать свои актерские навыки, где-то – знание мировых шедевров живописи и скульптуры, а где-то - знание кинофильмов XX века. В последнее время проводим в школах уроки мужества на тему «Великая Отечественная война в произведениях художников», где показываем ребятам на проекторе репродукции картин, рисунков, плакатов, видеокадров.  В ходе занятия дети знакомятся c историей картин, художниками, узнают факты о сражениях, героях войны. Сейчас у нас идёт мини-курс по истории моды – впереди ещё два занятия, посвящённые Кристиану Диору и Иву Сен-Лорану. Мы уже провели в прошлом году курс по истории живописи. У нас есть практические занятия, и участники мастер классов пробуют лепить, клеить, рисовать, чего нередко никогда раньше не делали.

- Сколько людей прошло за ваши мероприятия за эти полгода?

- Около ста, если считать всех вместе - школьники, студенты, преподаватели. Наши публичные лекции и мастер-классы рассчитаны на любых зрителей.

- А где вы достаёте реквизиты к своим лекциям и мастер-классам?

- Покупаем, просим у знакомых, делаем коллажи из старых газет. Искусство можно делать из всего! Участие у нас добровольное. Денег мы за свои мероприятия не берём, их нам для наших целей хватает.

- Как решаете вопрос со школами о выездах туда на ваши мероприятия?

- Договариваемся о встрече с заведующим воспитательной работой школы, после чего нас обычно пускают к детям. Сопротивления нашей работе я ни разу не встречала.

- Как вы сотрудничаете с Марийским Государственным университетом, Поволжским государственным техническим университетом, Национальной библиотекой Марий Эл имени Чавайна, с Федеральным агентством по делам молодёжи, Общероссийским народным фронтом? Почему они вам помогают?

- Коворкинг-центр «Точка кипения», где мы проводим свои лекционные курсы, принадлежит МарГУ.  ПГТУ предоставил нам аудиторию, колонки и проектор для нашей лекции в рамках своего проекта «Курилка Гутенберга». Часто университеты помогают нам информационно, например, публикуют наши посты в своих группах в социальных сетях, рассказывают студентам. В рамках молодёжного образовательного форума «Территория смыслов» мы получили грант от РосМолодежи. Конечно, друзьями мы считаем региональное отделение ОНФ в нашей Республике. Они также помогают нам информационно, там тоже есть команда, которая занимается образовательными и благотворительными проектами «Равные возможности - детям», «Урок Победы – бессмертный полк», там есть связи со школами и вузами. Они нам могут помочь транспортом, волонтёрами. ОНФ интересно, что делаем мы, а нам – что делают они. 

- Какие есть трудности в вашей работе?

- Хотелось бы, чтобы о наших мероприятиях больше знали, наладить сотрудничество с музеями, с другими библиотеками, кроме Библиотеки Чавайна. Привлечь к нашей работе больше школьников, которые сильно заняты учёбой, не видя за ней, что интересного происходит в мире.

- Пропагандируя искусство, вы пропагандируете какие-то ценности?

- Только любовь к искусству, понимание, что оно разное, что в нём каждый может попробовать найти себя, пусть и не заниматься им профессионально. Ставим задачи передать эмоции. Картины показывают школьникам, что такое хорошо, а что такое плохо. Глядя на картину «Неравный брак» Василия Пукирева мы видим, что плохого в истории несчастной невесты, «Поцелуй» Густава Климта – это момент счастья, любви и ребята понимают, что это хорошо. Когда к нам приводят шумные классы, через некоторое время мы полностью владеем вниманием ребят. Затем они просят приходить к ним ещё.

- В произведениях пропагандируемого вами искусства затрагиваются темы человеческого горя, болезней, неоправдавшихся надежд, насилия, нетрадиционных сексуальных отношений, тёмных страниц истории России?

- Мы не затрагиваем мрачные темы. Люди приходят к нам узнавать, что-то новое для себя, пессимизма в нашей жизни хватает, и мы стараемся не трогать эту сторону. Но случаи бывают разные.

- Но вы рассказываете детям о Великой Отечественной войне. Разве здесь можно обойти мрачные темы?

- Можно. Картина «Победа» Евсея Моисеенко. Картина «Письмо с фронта» Александра Локтионова. Отечественные живописцы  трактовали тему войны по-разному, и это видно в их работах. Мне сложно представить российского художника, который бы восторгался войной. Война противоречит всему человеческому в человеке и искусство это показывает.

- А как насчёт темы огромных потерь Красной армии в войне?

- Есть картина «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, её можно трактовать по-разному. Здесь надо понять, как именно мы объясняем эту тему детям.

- Неудобных, непатриотичных вопросов дети вам не задают?

- Нет, не задают, но история им очень интересна. Может, у детей некритическое мышление, пока они в 8-9 классе школы? У студентов истфаков может быть другая реакция, но не у школьников. Школьникам интереснее эмоции.

-Члены ОНФ высказывали консервативные взгляды на культуру, на искусство, на воспитание. Они не пытались влиять на то, что вы рассказываете детям?

- Не пытались. Я считаю, что политика должна быть подальше от искусства.

- Как вы относитесь к точке зрения, что искусство для большинства зрителей – способ сбежать в идеальный воображаемый мир, никак не связанный с их повседневными поступками?

- Мне так не кажется. У посетителя Третьяковской галереи скорее возникнет мысль «Раз Левитан так может рисовать, то и я смогу», он пойдёт в художественную школу и попробует, возможно, станет художником, или просто ему станет спокойно, интересно, жизнь точно станет ярче, если идти рука об руку с искусством.

- Ваши дальнейшие планы?

- В марте мы начнём курс по русскому искусству. Затем мы сделаем большую олимпиаду по истории искусств, куда мы приглашаем всех, кто хочет проверить свои знания. Мы планируем делать «Открытый микрофон», где любой желающий может по предварительной заявке рассказать аудитории о любой картине, любом художнике и направлении в живописи. Весной начнём организовывать публичные встречи с местными деятелями культуры. Хотим сделать баттлы чтецов стихов в начале лета.

P.S. При согласовании этого материала Ксения Белынцева отметила, что неудобные вопросы о связи искусства и истории дети ей не задают, также сами волонтёры культуры не придерживаются никакой идеологии и считают свой проект «независимым», никто в сценарий лекций команды и их мастер-классов не вмешивается.

Комментарии (4)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Боже мой
27 фев 20:27

не надо

.
27 фев 22:16

Не голосуй!

Москва насаживает нам своих ставленников. То одного, то другого. Они не знают даже нашего языка! Наш народ нищенствует. Все наши просьбы никуда не доходят. Единственная задача Евстифеева – качать из Марийской деньги.

Если ты против этого – единственный способ – не ходить на голосование 22 апреля! Низкая явка в Марийской будет сигналом о провале Евстифеева и его команды в регионе. Не верь агитаторам! Не принимай участие в голосовании 22 апреля! Именно так ты выскажешь отношение к тому, что сейчас происходит в Республике!

Только после провала голосования за конституцию на Марий Эл обратят внимание! До этого – хоть сдохните все! С местной властью вам ничего не сделать! А Москва обратит внимание на нас только если мы не придём на голосование совсем!

Да не факт, что нам дадут выбрать своего человека! Но, хуже чем сейчас в Марийской не было даже при Маркелове!

Не голосуй за конституцию! Не поддерживай варягов и временного губернатора – Евстифеева!

Не бойся! Распространяй этот текст всеми доступными способами! Без подписи, чтобы твои личные данные не влияли на результат – нам всем надо объединиться независимо от национальности и политических взглядов!

Никто и не пойдёт
27 фев 23:14

потому что непонятны простому человеку эти заморочки

Оооооооо
28 фев 06:24

Маркелова вспомнили:)

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово