Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Права человека
  1. post
  2. Права человека

Мнения юристов по поводу возможности проведения референдума по поправкам в Конституцию разделились

Мнения юристов по поводу возможности проведения референдума по поправкам в Конституцию, которые предложил В. В. Путин в своем ежегодном послании, как всегда, разделились. С моей точки зрения, юридические тонкости, которые могут препятствовать проведению референдума, вполне могут быть обойдены с помощью хорошо развитой государственной казуистики. В конце концов, юристам Администрации Президента не впервой придумывать разные юридические обоснования обхода закона, вспомним, например, переносы дат последних двух федеральных выборов. К сожалению, у нас юридически правильными по определению считаются те решения, которые исходят из администрации.

Тем не менее даже у этих решений есть рамки, за которые администрация не выйдет. Просто потому, что нарушение этих рамок будет вызывающим. Дело в том, что авторы Конституции, «принятой в условиях кризиса», предусмотрели, что основы конституционного строя изменяются специальной процедурой, которая требует созыва так называемого Конституционного собрания. И если считать, что предложенные В. В. Путиным поправки изменяют основы конституционного строя, то референдумом эти поправки принять нельзя (хотя, конечно, и тут есть возможность казуистической трактовки Конституции). Однако, очевидно, что действующая администрация ни за что не признает, что поправки изменяют основы конституционного строя, ведь Путин сказал, что Конституцию менять нельзя.

С моей точки зрения, часть поправок, о которых вел речь президент (замечу, что пока поправки сформулированы в виде идей), предполагают изменение основ конституционного строя. Не сомневаюсь, что официальные конституционалисты будут утверждать иное, поэтому будем исходить из того, что поправки не затронут первые две главы Конституции.

Из этого следует, что поправки должны быть внесены в главы 3–8 Конституции. Они могут быть приняты двумя третями Государственной Думы, тремя четвертями Совета Федерации и двумя третями субъектов Федерации. Сомнений в том, что все перечисленные субъекты «поправки Путина» примут, у меня нет.

Спрашивается, зачем тогда Путину надо было говорить о «голосовании граждан страны по всему пакету поправок»? А почему бы власти не устроить такую пиар-акцию?

Может ли это голосование пройти в форме общероссийского референдума? Есть юридические шероховатости, но не сомневаюсь, что шероховатости почти не заметны на вертикали власти. Вопрос лишь в том, окупится ли это мероприятие пропагандистским эффектом.

Примеры референдумов в Крыму и Донецке говорят о том, что особых проблем с организацией референдума не будет. Ну позубоскалят отечественные и зарубежные наблюдатели, они и раньше этим занимались.

С другой стороны, Путин говорил не о референдуме, а каком-то «голосовании граждан страны». Голосование ведь – не обязательно референдум… Можно и без референдума голосовать (решать этот терминологический вопрос будут в Администрации). Референдум затратнее и хлопотнее, хотя и эффектнее.

Что же касается даты проведения референдума, то его вряд ли будут проводить в 2021 году, поскольку это последний год полномочий Государственной Думы и закон запрещает проводить всероссийский референдум в такой год. А вот в Единый день голосования 2020, то есть 13 сентября – можно.

P. S. После написания этого текста я прочитал появившийся на полчаса раньше комментарий Пескова, который как всегда разъяснил, что сказал Путин. Поскольку все произошло так, как написано в моем тексте, постольку я решил опубликовать текст, как он был.

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных