Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия
  1. post
  2. Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия

Педагогам предложили сыграть в лотерею «Земский учитель»

Игорь Олин

С инициативой разработки и реализации программы "Земский учитель" президент В. Путин обратился к Федеральному Собранию в послании прошлого года. С ее помощью он предполагал снять проблему кадрового дефицита в школах сел и малых городов. Чиновники Минпроса думали целый год и нашли изящное решение, заключающееся в имитации кипучей деятельности, чтобы всё осталось по-прежнему.

20 лет наш президент хочет как лучше, а ему помогают сделать как всегда. В новейший период, наверное, нет ни одной социальной программы, которая бы отличалась ясностью, прозрачностью и результативностью. Всякий раз это шедевры бюрократической мысли, где суть противоречит заявленным целям. Ну разве можно решить кадровую проблему привлечением в регион 10 специалистов (такую квоту на год выделили Кировской области)? Причем 10 - это еще много. В Чувашии недостаток учителей хотят закрыть четырьмя земскими учителями, в Тамбовской и Пензенской областях - тремя, в Хабаровском крае - двумя. С особым трепетом к предложению президента отнеслись в Хакасии и Липецкой области. Там привлекут аж по одному земскому учителю, и детям будет кому дарить цветы на первое сентября.

Вся эта кадровая революция происходит после аналогичного "Земского доктора", крайне низкая эффективность которого очевидна для всех, кроме компиляторов, списавших с этой программы "Земский учитель". Например, в моем родном селе врач общей практики, отработав положенный пятилетний срок, сразу уехал, и теперь многие годы врача на медпункте опять нет. Наше здравоохранение ассоциируется с гигантскими очередями (пускай зачастую виртуальными), необходимостью для пациентов ездить на приём и процедуры за десятки и даже сотни километров, неимоверными препонами при вызванном страданиями и болью стремлении попасть к узким специалистам. Нынешним летом мне с момента первого обращения до начала лечения коленного сустава потребовалось 72 дня, пять выездов в соседние города, 270 км пути и восемь часов в "живых" очередях.

Развитие общества всегда сопряжено с трудностями. Опыт отечественной истории показывает, что разные правительства могли воплощать в реалии самые сложные и смелые проекты. Во время столыпинской аграрной реформы 2,5 млн крестьян переселились за Урал. Сталинское руководство с момента нападения фашистской Германии обеспечило эвакуацию около 18 млн человек и 2,5 тыс. крупных предприятий. При Хрущёве 54 млн советских граждан въехали в новые бесплатные квартиры. В годы правления Брежнева сотни тысяч комсомольцев отправились на БАМ и другие великие стройки. А в нынешней России два десятилетия корпят над проблемой дефицита педагогических кадров и вот после личного вмешательства главы государства наконец-то собрались отправить на село... 1,5 тыс. учителей. Даже в лапотном государстве Александра Второго в XIX столетии масштабы были куда серьезнее: с помощью земской реформы ему удалось открыть более 5 тыс. сельских школ дополнительно к тем трем, что были при нем построены до нее.

Но если программа "Земский учитель" коренным образом не решает проблему кадрового дефицита, то для чего она вообще нужна? Во-первых, чтобы говорить: "Кое-что у нас все-таки делается". Кое-что и кое-как - фирменный стиль государственного управления в наши дни. Во-вторых, отчитаться о направлении 1,5 млрд руб. на привлечение квалифицированных кадров в сельские школы (каждый земский учитель получит выплату в один миллион). Это несколько меньше, чем годовой доход депутата Госдумы Аникеева, составивший по данным декларации прошлого года 2,3 млрд руб. И ничего, что в минувшем декабре со статьи "Образование" Госдума сняла пять миллиардов. Депутаты отнимают с размахом. В-третьих, осчастливить 1,5 тыс. из 2 млн учителей, что практически идентично условиям лотереи "Столото". Правда, для участия в лотерее, где недавно победительница выиграла миллиард, достаточно купить билет в ближайшем киоске.

А вот земскому учителю придется переехать: в Кировской области не менее чем за 100 км, во Владимирской - хотя бы за пределы муниципалитета, в котором претендент проживает. Так что билеты за свой счет придется покупать неоднократно, нужно ведь и с местом работы познакомиться, и с местом жительства определиться. На полученный миллион, наверное, можно потом приобрести квартиру или домик в деревне - то, что многим учителям с их зарплатами в течение жизни вряд ли удастся. Потому, вероятно, немалому количеству педагогов захочется рискнуть пятью годами и конкурсный отбор будет жесткий. Советую претендентам внимательно изучать региональные постановления, условия в субъектах федерации кардинально отличаются. Так, например, во Владимирской области земскому учителю не придется возвращать единовременную компенсационную выплату в случае увольнения при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников, призыва на военную службу, восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда. В Кировской области эти случаи не оговорены. При прекращении трудового договора по любым основаниям во Владимирской области придется возвращать выплату в объеме, пропорционально отработанному времени, в Кировской области - в полном объеме.

...Но кому-то обязательно повезет! В России скоро появятся 1,5 тыс. учителей-миллионеров. Доложат ли Владимиру Владимировичу, что он стал учредителем новой лотереи? А старение педагогических кадров, безусловно, продолжится, проблема дефицита учителей за время реализации программы, скорее всего, только усугубится. Глядишь, через три года программу продлят, а потом и новую придумают. Идей вроде "Земского учителя" у чиновников пруд пруди.

Оригинал

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Свежие материалы