Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. На стыке двух бумаг

На стыке двух бумаг

Сергей Балабаев
Сергей Балабаев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Советский Союз, правопреемницей которого является Россия, дня не мог прожить без пятилетнего плана. В товарно-рыночной экономике таких вещей, как тотальное планирование всего и вся быть не может по определению. Но не для того строилась вертикаль власти, чтобы вот так взять — и полностью отказаться от ориентиров, к которым должна двигаться наша страна.

Для всей России такие ориентиры заданы нацпроектами, о которых, так или иначе, знает каждый житель Ярославской области. Гораздо меньше народу осведомлены о том, что Ярославская область имеет свой, региональный документ, в котором обозначены главные направления ее развития. Называется он «Стратегия Социально-Экономического развития Ярославской области до 2025 года». Документ этот секретным не является — и по ключевым словам его можно найти в каждом поисковике. Это любопытный многостраничный документ, но самое примечательное в нем, что текст его, в отличие от формулировок нацпроектов, не является неизменным. Более того: корректировки в стратегии происходят ежегодно. И если часть из них вполне объяснима, к примеру замена фамилии С. Н. Ястребова на Д. Ю. Миронова, то со второй частью можно и поспорить. Правда, не все изменения можно отследить в интернете.

К примеру, в основном документе «Стратегии» есть такой пункт 3.2 «Главная цель социально-экономического развития региона». В него согласно постановлению Правительства Ярославской области от 06.06.2017 N 435-п. внесена поправка: абзацы третий - двенадцатый исключены с 6 июня 2017 года. В итоге, в качестве ключевых стратегических показателей выбраны только три параметра: ВРП (валовой региональный продукт), продолжительность жизни, средняя заработная плата. Что было исключено, узнать в сети довольно сложно: куда не ткнись, везде присутствует эта формулировка: абзацы 3–12-й исключены… Правда, есть еще кэш поисковой систему Google, который в неизменном виде хранит все, что, так или иначе, хоть раз появилось в мировой сети. Там можно узнать, что параметров изначально было гораздо больше. В частности, одним из них была удовлетворенность населения услугами учреждений здравоохранения. В этом Стратегия Экономического Развития полностью совпадает с содержанием нацпроекта «Здравоохранение». Правда, нацпроект региональное правительство корректировать не может. Оттого, вероятно, тексты этих двух документов со временем будут расходиться все дальше и дальше.

Гораздо интереснее другое: почему в СЭР именно позиция «здравоохранение» подверглась такому «усекновению»? Ответ можно попытаться найти в самой же «стратегии», если подняться в оригинальном тексте «Стратегии» чуть выше — ко второму пункту. В подпункте 2.2 «Ключевые проблемы, сдерживающие развитие Ярославской области» прямо указывается, что одной из таких проблем является «высокий уровень заболеваемости и смертности населения». И если в отношении некоторых видов заболеваний (алкоголизм, травматизм в ДТП, болезни органов кровообращения) население и само некоторым образом несет ответственность за свою судьбу, то в части новообразований — в том числе злокачественных — народ может только апеллировать к власти в двух вопросах. Первый — обеспечение такой экологической обстановки, в которой онкология проявляется как эксцесс, а не как система. Второй — лечение этой болезни на уровне современных технологий, когда решающим критерием эффективности становится не мифическая «пятилетняя выживаемость», а возвращение пациенту нормативного качества жизни на тот срок, который ему отмеряла природа. Или, по крайней мере, достаточный перечень паллиативных мер для тех больных, которых вылечить невозможно. Попросту говоря — представление современных и высокоэффективных обезболивающих препаратов.

Во всех этих направлениях отрицательная динамика прослеживалась, когда программа СЭР еще только формировалась — а это были сравнительно благополучные 2012–2014 годы. Сегодня ситуация ухудшается лавинообразно — уже каждый 33-й житель региона так или иначе находится в поле зрения онкологических служб. При этом самый большой рост заболеваемости, согласно отчету главного врача областной онкологической больницы Павла Нестерова — наиболее благополучные в экологическом отношении районы области. В Брейтовском районе рост заболеваемости онкологией составил 28,6 процентов, в Рыбинском районе — 27,4, в Большесельском — 23,3, в Борисоглебском — 16,6, в Гаврилов-Ямском — 11,7. С одной стороны, это говорит о том, что недуг стал чаще выявляться на ранних стадиях. С другой, выявить — это еще не вылечить. А лечить онкологические заболевания после введения санкций стало попросту нечем. Онкология сегодня — передний край медицинской науки. Мировые державы разрабатывают уникальные технологии по борьбе с этими заболеваниями, но если десять лет назад их экспорт Россией упирался только в экономические аспекты, то сегодня присутствуют и политические. В итоге родственники заболевших россиян вынуждены в буквальном смысле побираться, чтобы обеспечить своим близким возможность пройти лечение за рубежом. Те, кто такой возможности не имеет, чаще всего — обречены.

Как обреченные могут быть удовлетворены качеством представления медицинских услуг, пояснять, наверное, необходимости нет. Более того: здоровые люди прекрасно осознают, что ряд диагнозов становятся приговором в наше непростое время. И это тоже вряд ли их подвигнет на то. чтобы этот пункт программы оценивать слишком высоко. Потому его и исключили — от неоднозначных оценок подальше 

У этой проблемы есть не только медицинский, но и экологический аспекты. Здесь ситуация ничем не лучше. К примеру, на территории Ярославской области с 2017 года действует Федеральная программа «Оздоровление Волги». Каждому региону выделяются средства для решения экологических проблем реки, на берегах которой живет две трети населения нашей страны. Неизвестные чиновники нашей области не смогли даже подготовить проектно-сметную документацию на ряд экологических объектов — и средства, предназначенные для этого, вернулись в федеральный бюджет. А река по-прежнему рискует превратиться в «мертвую воду», если произойдет масштабный сброс содержимого кислогидронных прудов в Константиновском, принимает на себя так и не установленное количество «зеленого масла» со старой площадки завода технического углерода в Ярославле, да еще и целлюлозный комбинат вот-вот появится на берегах Рыбинского водохранилища. И тогда ниже по течению останутся только те, чей генетический код заранее запрограммирован на противостояние любым напастям, вплоть до появления Коня Бледного. Эти люди будут жить вечно, чем обеспечат выполнение хотя бы одного из ключевых параметров СЭР — средней продолжительности жизни.        

Чем, в этом смысле, хорош документ СЭР? Тем, что достичь обозначенных показателей можно в любое время, выполнив, таким образом «пятилетку в четыре года» - просто изменив в очередной раз несколько формулировок. А вот с нацпроектами так просто не получится. Но и это, судя по работе региональных властей — не большая беда. В конце концов, «здравоохранение» - только один из полутора десятков нацпроектов, реализуемых в Ярославской области. Не получится здесь — развернемся в других отраслях. Вон хоть ВРП поднимем — там-то удовлетворенности от населения не потребуется.     

Материалы по теме
Мнение
13 декабря 2019
Сергей Балабаев
Сергей Балабаев
Подрядчик не спешит, подрядчик понимает…
Мнение
9 декабря 2019
Сергей Балабаев
Сергей Балабаев
600 тысяч одних спортсменов?
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьЯрославская область