Учебные заведения и экскурсии в Вятке на рубеже XIX — XX веков · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Кировская область
  1. post
  2. Кировская область

Учебные заведения и экскурсии в Вятке на рубеже XIX — XX веков

Антон Касанов
Антон Касанов
Добавить блогера в избранное

Несмотря на рост интереса современного российского общества к вопросам внутреннего туризма, многие аспекты дореволюционных экскурсионных практик остаются малоизученными. История проведения и организации экскурсий в Вятке в начале XX в. до сих пор не стала предметом отдельного обстоятельного исследования. Если в других губернских городах главным драйвером экскурсионной работы зачастую становились общественные организации, то в Вятско-Камском регионе экскурсионная деятельность осуществлялась преимущественно учреждениями системы образования при поддержке земских органов.

Первые упоминания об организации экскурсий в учебных заведениях Вятки относятся к началу XIX в. Тогда это была частная инициатива тех или иных педагогов, желавших разнообразить учебный процесс. После Великих реформ с оживлением общественной жизни на рубеже XIX – XX вв. в России происходит всплеск интереса к экскурсионной деятельности. В этот период педагоги увидели в экскурсиях «хорошую возможность отойти от классического российского обучения, носившего преимущественно теоретический характер, и значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизив учащихся к самой природе всех вещей» .


Общий северной части города с колокольни Александро-Невского собора. г. Вятка. 1913 – 1914 гг.

Широко развиты в Вятке начала XX в. были природоведческие экскурсии, которые проводились в большинстве учебных заведений губернского города. В частности, подобный тип прогулок доминировал в экскурсионной практике одного из крупнейших образовательных центров Вятско-Камского региона в дореволюционный период – Вятской мужской гимназии. Большая часть таких экскурсий была посвящена знакомству учеников с природой в разные временные периоды, изучению растений и зеленых насаждений. Наиболее распространенным типом экскурсий были походы в гимназический сад. Здесь воспитанники учебного заведения «соревновались в распознавании различных пород деревьев и кустарников».

Совершались регулярные прогулки на реку Вятку, где «разбирался вопрос о замерзании воды и ее значении в экономике земного шара», осматривались овраги и ключи. Проводились и более длительные экскурсии в пригороды Вятки, ученики знакомились с работой сельскохозяйственной фермы, теплиц общества садоводства, посещали конюшни государственного коннозаводства. Такие прогулки проводили чаще всего для учеников I, II и III классов гимназии преподаватели природоведения. Количество подобных экскурсий колебалось от 6 до 14 в разные годы.


Вид на корпуса мужской гимназии (Спасская ул., д. 12а). г. Вятка. Начало XX в.

Популярностью у учеников пользовались экскурсии на производство. Воспитанники учебных заведений посещали железнодорожные мастерские, электрическую станцию, епархиальный свечной завод, кондитерскую фабрику, дрожжевой завод Смолянинова и т. д. Подобные экскурсии не только давали детям знания по технической части, но и сильно впечатляли чисто житейскими зарисовками, как воспитанников гимназии, так и преподавательский состав. Так, сопровождавший учеников IV класса 2-ой Вятской мужской гимназии на экскурсии по льнопрядильной фабрике Булычева преподаватель Павлов характерно описал свои впечатления:

«…Выйдя из фабрики, мы вздохнули полной грудью свежим воздухом. Не отрадное впечатление осталось у учащихся от посещения фабрики. Работающие, главным образом, состоят из женщин и детей. В прядильне и ткацкой воздух насыщен влажностью и смазочным маслом, в сортировочной мельчайшая пыль стоит туманом, несмотря на действие вентиляторов. И вот в такой-то атмосфере среди шума и гама работают женщины и дети».


Вятская электростанция. Начало XX в.

Отчеты об экскурсиях на производство печатались в вятских газетах («Вятские губернские ведомости», «Вятская речь») и в каком-то роде не только являлись красочным описанием экскурсии, но и рекламой самим предприятиям, администрации которых весьма любезно относились к экскурсантам. Так, «Вятская речь» при характеристике экскурсии воспитанников коммерческого училища на древообделочный завод Петухова указывает, что специально для визитеров была разработана особая экскурсионная программа. Она длилась с 10-00 до 18-00, для удобства демонстрации остановлены были станки, гостей кормили завтраком, дарили сладости и даже выделили транспорт для трансферта обратно в учебное заведение.

Та же газета писала в 1911 г., что администрация писчебумажной фабрики Первушина в с. Медяны специально приурочила запуск работы предприятия к экскурсии учениц Вятской женской гимназии. К услугам экскурсантов были специальные сотрудники фабрики, которые организовали пикник с горячим чаем из самоваров.


Ученики коммерческого училища во дворе учебного заведения в день окончания учебного года 1911-1912. На заднем плане – особняк Т. Ф. Булычева. г. Вятка. 1912 г.

Экскурсии культурно-познавательной и религиозной направленности также представляли большой интерес для учеников, являлись инструментом их нравственного воспитания. Распространенной практикой был осмотр достопримечательностей города, посещение вятских храмов – Александро-Невского и Кафедрального Троицкого соборов, мужского и женского монастырей и т. д.

При этом воспитанников учебных заведений не просто знакомили с историей православных святынь, но и пытались показать, как устроены изнутри процессы в монастырях и храмах, как проходит их хозяйственная и экономическая жизнь. Например, в документах женской гимназии за 1902 г указано, что ученицы VIII класса 28 ноября 1902 г. не просто изучали историю Преображенского женского монастыря, но и осматривали рукодельные и живописные мастерские, изучали, как проходит «чеканка икон» и т. д. Часто экскурсии в храмы заканчивались молебном, совмещались с православными праздниками.


Преображенский женский монастырь — вид со двора. г. Вятка. Начало XX в.

Практиковались администрацией учебных заведений выезды с экскурсионными целями за пределы Вятской губернии. Такие поездки могли быть разными по временной протяженности и содержанию. В женской гимназии воспитанницы имели возможность в каникулярное время посетить Казань или Санкт-Петербург. Цели таких поездок были разными, в столицу ученицы отправлялись, чтобы осмотреть достопримечательности, в Казани же часто проводились кустарные и промышленные выставки, которые посещала вятская молодежь.

В мужской гимназии разрабатывали более сложные по организации поездки. Например, в 1913 г. 34 ученика V, VI, VII и VIII классов под руководством инспектора Суханова, преподавателя природоведения и географии Филиппова и врача Завалихина совершили экскурсию по России. Они посетили Пермь, Казань, Астрахань, Баку, Тифлис, Батуми, Ялту, Севастополь, Одессу, Киев и Москву. «Вятская речь» сообщала, что «из своей поездки гимназисты вынесли огромную массу впечатлений, знаний и наблюдений. Многие вели дневники и записывали в них все достойное внимание из встреченного на таком огромном пути. Хотя экскурсия продолжалась более 40 дней, каждый участник издержал за всю поездку всего около 40 рублей». В 1914 г. удалось повторить это масштабное турне по России и даже добавить в экскурсионную программу новый город – Санкт-Петербург.


На Дворцовой площади. г. Санкт-Петербург. 1913 г.

С началом Первой мировой войны экскурсий в учебных заведениях стало проводиться значительно меньше, а где-то они и вовсе прекратились. Однако администрация женской гимназии в этот период решила обратиться к формату подобному «виртуальной экскурсии». Так, в «Отчете женской гимназии за 1915 г.» указывалось: «образовательных экскурсий в отчетном году не было…15 февраля для учениц гимназии была прочитана членом императорского географического общества М. П. Преображенской лекция со световыми картинами о Кавказе и о восхождении на вершину Казбека».

Пример учительницы Владикавказского женского епархиального училища Марии Преображенской должен был вдохновить юных воспитанниц гимназии и привить им любовь к туризму. Интересно, что Преображенская рассказывала про свои экскурсии на Кавказ не только гимназисткам, но и ученикам коммерческого училища, на молодежь лекция путешественницы произвела сильное впечатление.


Вид на Владикавказ. Начало XX в.

Таким образом, экскурсии в начале XX в. проводились во всех учебных заведениях города Вятки. В каждом из них имелась своя специфика проведения подобных мероприятий. Например, в мужской гимназии большая часть экскурсий носила природоведческий характер, а в женской гимназии ученицам всего чаще организовывали прогулки для обзора городских достопримечательностей и на производство. Количество проведенных экскурсий также разнилось. В мужской гимназии только за 5 лет (1905 – 1906, 1908, 1911, 1913 гг.) была организована 51 экскурсия. В тоже время в женской гимназии всего в период с 1900 по 1915 гг. воспитанницы посетили лишь 32 экскурсии.

Количество экскурсантов также различалось, обычно составлялись группы в несколько десятков человек. Самым масштабным выездом стала в 1911 г. прогулка учениц, педагогического состава и родительского комитета Вятской женской гимназии в село Медяны. В этом мероприятии приняло участие 430 человек, они отправились в путешествие на пароходе «Отец». Важно отметить, что владевшее судном «Товарищество Вятско-Волжского пароходства» предоставляло ученикам право бесплатного проезда, что положительно сказалось на интенсивности экскурсий в отдаленные от губернского центра местности.


Пароходы «Товарищества Вятско-Волжского пароходства» на пристани у г. Вятки. Начало XX в.

Экскурсии способствовали сплочению воспитанников учебного заведения, расширению их кругозора, получению дополнительных практических знаний. Общество позитивно восприняло идею ученических экскурсий, поэтому, в частности, промышленники способствовали прогулкам на свои предприятия, власть не препятствовала развитию экскурсионного дела, пресса активно освещала экскурсии самых разных вятских учебных заведений, тем самым, работая на популяризацию экскурсионного дела в губернском центре.

P. S. Полную версию статьи со ссылками на источники и литературу можно прочитать здесь.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
20 ноя 2019
Антон Касанов
Антон Касанов
Дом Петра Гусева
Мнение
14 ноя 2019
Антон Касанов
Антон Касанов
Как пленный венгр из Вермахта 53 года жил в психбольнице Котельнича в Кировской области, а потом вернулся на родину
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Кировская область

Киров

История

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных