Собирается ежемесячно 51 947 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Белое белым, черное черным

Белое белым, черное черным

Олег Реут
Олег Реут
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Юрий Дудь снял и представил публике фильм «Колыма. Родина нашего страха». Семнадцать миллионов просмотров, кажется, подтверждают, что сейчас в рассказах о прошлом иногда бывает нужен влиятельный голос, который без пафоса и надрыва белое назовет белым, а черное — черным. Даже если палитра, использованная в его картине, получается чуть более сложной. Но почему Дудь поехал на Колыму, а не, например, в Сандармох?

Про Сандармох сейчас не снимают фильмы и не пишут книги. И дело, наверное, не только в том, что в последние три года региональное отделение общества «Мемориал» практически прекратило свою деятельность в республике, а ему на смену не пришли новые энтузиасты-общественники. Россия, а с ней, конечно, и Карелии находятся в поиске новых форм высказывания о репрессиях второй половины 1930-х годов.

Отличительной особенностью отечественной истории репрессий является то, что исследования профессиональных ученых составляют лишь часть большой картины исторического сознания. Не менее важна историческая память общества, сохраняющаяся и передающаяся с помощью различных социокультурных практик и институтов. Собственно говоря, историческую науку можно считать одним из механизмов, влияющих на историческое сознание общества, но, в свою очередь, получающих импульсы со стороны вненаучных факторов.

Дело в том, что историческая наука представляет собой диалог, одной из сторон которого является прошлое, представленное источниками, а другой — ставящее перед источниками вопросы настоящее. В одной из рецензий на фильм Дудя этот момент был очень точно зафиксирован: «[Он] попытался подойти к репрессиям сталинской эпохи, не углубляясь в какую-то узкую проблематику этой необъятной темы национальной истории XX века. В данном случае он ставит вопрос от имени современного здравомыслящего человека, который, возможно, не хочет слишком подробно изучать историю, но все-таки намерен понять: какого черта с нами вообще произошел этот кошмар и почему мы до сих пор спорим о том, что и так должно быть ясно для всех».

Именно вследствие изменяющегося «сегодня» каждое поколение «переписывает историю», но вопреки обыденным представлениям это совершенно нормальный и плодотворный процесс, ведущий к улучшению нашего понимания и прошлого, и настоящего. Историки — это профессионалы такого диалога, «переводчики» вопросов и ответов, умеющие свести к минимуму искажения при передаче смыслов.

Вместе с тем различные общественно-политические силы используют историю в целях укрепления собственных позиций, черпая из нее ресурсы для формирования собственной идентичности и изменения идентичности сообщества, внутри которого они существуют. Более того, в борьбе за изменение идентичности политического сообщества в значительной степени и заключается политический процесс.

Обратите внимание, как в «переписываемой» истории Карелии, 100-летний юбилей образования которой будет отмечаться в следующем году, присутствует (и будет ли вообще присутствовать) сюжет о тысячах репрессированных в тридцатые годы прошлого века. Первые тома — сборники документов и празднично-подарочные издания для будущих VIP-гостей — будут подготовлены к концу этого года.

В поле исторических интерпретаций наряду с профессионалами всегда присутствует большое количество групп и акторов, заинтересованных в получении ответов на заданные вопросы или хотя бы в ограничении круга задаваемых прошлому вопросов. И здесь важно понимать, что бесконечно сложно форматируемое историческое сознание живет и на неполитическом уровне общества; память передается в семьях и при неформальном общении, вплетается в ткань литературных произведений, кино-, а теперь и ютьюбовских фильмов, утверждает себя в планировке городов и топонимике.

Продолжающиеся в Петрозаводске споры о месте установки стелы «Город воинской славы», равно как и, например, отсутствующие обсуждения о Музее Карельского фронта в Беломорске или о памятнике военной медсестре в Сегеже оседают в историческом сознании в виде «мест памяти», по поводу которых разногласия и консенсусы временны, а аргументы сторон используются в качестве строительного материала для интерпретации актуальных событий.

Очевидно, что наряду с памятниками способами закрепления точки зрения доминирующей политической силы являются санкционированные государством учебники истории, музейные экспозиции, «мемориальные законы», устанавливающие «правильное» понимание истории, и в т. ч. истории репрессий.

В Карелии эта тема приобрела особую актуальность именно в связи с Сандармохом. В предъюбилейном 2019 году День Республики прошел в Медвежьегорском районе, на территории которого и находится известное урочище. Ни республиканские, ни муниципальные власти так и не смогли отказаться от «навязывания забвения». Не смогли сделать шаг навстречу местным сообществам. Как? — Да хотя бы организовав показ и широкое обсуждение фильма Юрия Дудя. Местная память о неоднозначных и противоречивых событиях в масштабах всей страны всегда помогает вывести историческое сознание на новый уровень. Именно к этому и надо стремиться. Не забывать, а помнить. «Переписывать историю». Ставить сложные вопросы и сообща искать на них ответы.

* Мемориал выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.
Материалы по теме
Мнение
14 сен 2019
Олег Реут
Олег Реут
Не курит, не пьет, постится и молится. Псевдонравственностью подменяют творчество и профессионализм
Мнение
2 сен 2019
1
Олег Реут
Олег Реут
Интернет-технологии на службе популизма
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
РазмышленияСандармохКарелияИнтернет
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!