Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Права человека
  1. post
  2. Права человека

В России происходит вымирание и утрата национальных языков

Проект рекомендаций Рабочей группы по правам коренных и коренных малочисленных народов России

О ситуации с изучением национальных языков коренных народов России.

Коренные народы России разговаривают примерно на 160 различных языках. 24 языка народов России (кроме и русского и языков народов Дагестана) признан в субъектах федерации государственными. Еще 15 языков имеют статус официальных.

4c5fa9ce-9b64-4df3-a250-d91c52958f6d

При этом сохранение национального языка является обязательным условием самого народа. В условиях стремительной глобализации и урбанизации, стремительной утраты исторического опыта и исторической памяти, сохранения этнического, культурного и языкового разнообразия и многообразия приобретает не менее важное значение, нежели сохранение разнообразия природных зон, флоры и фауны. 

Сохранение национальных языков позволяет: 

- сохранить историческую память и исторической опыт народа в качестве живого опыта людей, а не информации, доступной узкому кругу заинтересованных специалистов;

- сохранить отраженные и закрепленные в языке знания в сфере науки, технологии, культуры, познаний природы;

- сохранить интерес к традиционным видам хозяйственной деятельности, избежать неоправданной урбанизации, уберечь от разрушения сельскую инфраструктуру, имеющую самостоятельную ценность для страны; 

- избежать пренебрежения к представителям предшествующих поколений; 

- избежать языково-психологической депрессии, когда носители национального языка и присущей для его носителей речи на государственном языке вызывает насмешки и негативное отношение со стороны окружающих; 

6aa7d091-6fa0-4f0a-9b82-7b75beffd89f

Однако, как и в ряде других стран мира, в России происходит вымирание и утрата национальных языков, сокращение ореола их применения, что влечет неизбежное обеднение, как российской, так и общемировой культуры. Так, по оценке ЮНЕСКО, в 2009 году около 2500 языков мира находилось под угрозой исчезновения. Из них 131 язык являлся уникальным языком народов России, за редким исключением, не звучащий ни в одной другой стране мира. Есть основания полагать, что за прошедшие 9 лет ситуация могла ухудшиться.

b9ae5dd8-2d4d-44a2-a332-98517be0e13b

Процессы исчезновения языков малочисленных народов имеют давнюю историю. Так, в XVIII-XIX веках в России безвозвратно исчезли чуванский (родственный юкагирскому), котский, пумпольский, аринский, ассанский (родственные кетскому и образующие с ним Енисейскую семью, сформировавшуюся не менее 15 тыс. лет назад), сойтский, восточный ительменский, южный ительменский, сойотский, моторский, койбальский и ряд других языков. Некоторые из этих языков возникли на заре человеческой истории. 

В XX–XXI веках эти опасные процессы продолжились еще более стремительными темпами.

За 110 лет в России исчезло не менее 8 языков: 
- южно-нивхский язык (в 1945 году его носители были высланы в Японию); 
- югский язык (предпоследний язык Енисейской языковой семьи — древнейшего населения Сибири; перепись 2010 года показала наличие всего лишь одного носителя этого языка);
- бабинский саамский язык аккала; 
- камасинский язык (последняя носительница умерла в 1986 году);
- убыхский язык (последний носитель этого языка умер в Турции в 1992 году); 
- сиреникский эскимосский язык; 
- сахалино-айнский и курило-айнский языки. 

В Мурманской области группой энтузиастов предпринимаются попытки ревитализации языка аккала, однако государственной поддержки это не находит. 

В ближайшие десятилетия в разряд мертвых языков может перейти еще свыше 30 языков. Так, медновско-алеутским языком владеет только 5 человек. Обучение на нем не ведется. Науканским эскимосским языком владеет около 50–70 человек. Язык не изучается. Им владеют в основном люди старшего поколения. Алюторским языком владеет только 25 человек. Из переписи 2010 года этот народ был и вовсе исключен. Язык не изучается. Керекским языком владеет всего лишь 10 человек. К числу кереков себя отнесли всего лишь 4 человека. Язык не изучается. Около 10 человек владеет водским языком, что в 550 раз меньше, чем в середине 19 века. В школе язык не изучается. 

Несколько лучше обстоит ситуация у более крупных народов. Однако и многие из них находятся на грани утраты своих языков. Так лишь 20% коряков, 26% эвенов, 32% чукчей знают свой родной язык. Среди ительменов этот показатель составляет всего лишь 2,5%. За период с 2002 по 2010 года количество владеющих мордовскими языками сократилось с 614 до 430 тыс. человек или на четверть. 

Причинами вымирания языков является:

- искусственное объединение нескольких родственных языков в один (например, 5 языков российских саамов считаются «саамским языком», 4 языка российских карел — «карельским языком», южно-юкагирский и северо-юкагирский языки — «юкагирским языком»); 

- отрицание существования некоторых идиом, сложившихся в самостоятельные языки народов России (например, поморской говори, тувинцев -терехольцев); 

- отсутствие до недавнего времени у Минобрнауки программы подготовки учительских кадров для изучения национальных языков и обучения на них;

- разрушение языковой среды в связи с сокращением числа лиц, ведущих традиционную хозяйственную деятельность и сокращением традиционного землепользования; 

- неспособность органов образования совместно с другими ведомствами и представителями гражданского общества разработать систему мотивации для изучения представителями коренных народов и иными лицами региональных языков и языков национальных меньшинств; 

- отсутствие или ненедостаточность информационных ресурсов на указанных языках в сети Интернет, в сфере радио и телевещания, издании литературы; 

- непридание языку предусмотренного законом статуса;

- сложный порядок согласования учебных пособий, который является дискриминационным для представителей малочисленных народов;

- создание искусственных препятствий для изучения родных языков; 

- отсутствие в большинстве регионов позитивной практики устойчивого двуязычия; 

- уклонение Государственной Думой ФС РФ от ратификации подписанной Президентом России еще в 2001 году Европейской Хартии региональных языков;

- перевод местного компонента школьного образования, в которое входит изучение национального языка, на местное финансирование;

- низкий удельный вес национально-регионального компонента в Федеральном базисном учебном плане (ФБУП) - 10–15 %; 

- включение языков, не имеющих статус региональных в компонент образовательного учреждения в ФБУП — также 10–15 %. 

- сокращение с 27 до 21 количества языков, на которых велось преподавание в школах образовательных предметов с 2002 по 2013 год. 

Не было организовано обучение на языках народов России. Так, если в начале 1930-х годов обучение осуществлялось на 48 языках коренных народов России, то в настоящее время такое обучение производится не более, чем на 12 языках. 

Как отмечают специалисты, для полноценного развития языка он должен развиваться в разнообразных сферах — бытовой, учебной, деловой, научной, производственной, в каждой из которых формируется свой стиль языка. Если же язык применяется только в семье, это приводит к обеднению словарного запаса, полноценное развитие языка прекращается. 

e40143c9-3d03-471f-996a-6255d6a4449c

Принятые в 2018 году поправки о «добровольности» изучения национального языка направлены на дальнейшее сокращение лиц, знающих и применяющих национальный язык, его забвение, вытеснение на этом этапе русским языком. 

Следует отметить, что основной международный документ о защите прав детей — Конвенция о правах ребенка — не предусматривает ни добровольности при получении образования, ни добровольности при изучении отдельных предметов. Напротив, Конвенция предусматривает обязательность начального образования.

Часть 4 статьи 43 Конституции РФ предусматривает обязательность основного общего образования. Такая обязательность вытекает не из стремления государства принудить ребенка или его родителей к выполнению некоей обязанности в чужих интересах, а из презюмирования вывода о том, что ни ребенок, ни его семья на стадии получения образования могут не осознавать его социальной и духовной ценности, влияния полученных знаний и навыков на судьбу ребенка и будущее страны в целом. 

Нет никаких оснований считать, что изучение национального языка должно осуществляться на иных принципах, нежели изучение других важных предметов.

Вместе с тем, по информации Минпроса, Минобрнауки и ФАДН, в 2018/19 учебном году ситуация с изучением родных языков улучшилась. Обучение велось на 24 государственных языках субъектов РФ (что на 8 языков больше, нежели в предшествующем учебном году). Создан Фонд сохранения и изучения родных языков, а также Институт развития родных языков при Минпросвещении. Распоряжением Министерства Р-60 принята Федеральная целевая программа «Научно-методическое и кадровое обеспечение изучения родных языков». Выпущено 202 учебника на 10 родных языках (в предшествующем году — 98 учебников на 6 языках). Вместе с тем разработка и издание учебников производится на основании поступающих региональных заявок. 

В связи с этим рекомендуется: 

1) Президенту Российской Федерации преобразовать Совет по русскому языку при Президенте России в Совет по русскому языку и родным языкам других народов России. 

2) Государственной Думе России: 

- ратифицировать Европейскую Хартию региональных языков и языков меньшинств; 

- ратифицировать Декларацию ООН «О правах коренных народов» от 13.09.07. 

3) Правительству Российской Федерации при участии Совета, Минобрнауки, Минпрса, и ФАДН разработать и принять Федеральную целевую программу защиты, сохранения и развития региональных языков и языков национальных меньшинств. 

4) Министерству просвещения Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации: 

- разработать Дорожную карту изучения национальных языков народов России; 

- направить в Совет сведения о: 
а) подготовке преподавательских кадров для изучения языков коренных народов в 2014–19 г.г.; 
б) трудоустройстве специалистов, подготовленных для изучения языков коренных народов в 2014–19 г.г. (сведения могу быть получены в опросной форме); 
в) динамике количества образовательных учреждений, в которых изучаются языки коренных народов в 2014–19 г.г.; 
г) динамике количества учащихся образовательных учреждений, которые изучают языки коренных народов в 2014–19 г.г.;
д) динамике выпуска учебников по изучению языков, литературы, культуры и истории коренных народов в 2014–19 г.г., как по наименованиям учебников, так и по их тиражу; 
е) образовательных учреждениях, где осуществляется подготовка преподавателей родного языка народов России; 
ж) информацию о заявках на обучение преподавателей родных языков народов России по регионам за 2016–2019 годы и их удовлетворении. 

5) ФАДН России при участии Минкульта, Минобрнауки, и Минобразования обеспечить приоритетную поддержку вымирающих языков. 

6) Органам исполнительной власти РФ обратить внимание на то, что обучение на бюджетной основе преподавателей на родных языках производится в учреждениях Монобрнауки на бюджетной основе. 

7) Постоянной рабочей группы Совета по коренным народам: 
- провести следующее заседание в Институте развития родных языков при Минпросвещении, посвятив его вопросам изучения родных языков коренных народов; 
- провести заседание Рабочей группы, посвященное подготовке переписи населения 2010 года. 

8) Минпросвещению, Минобру и ФАДН при разработке плана действий по сохранению вымирающего языка, исходить и следующего плана действий:

- выявление носителей языка, а также лиц из числа носителей, которые могли бы осуществлять обучение языку; 
- проведение лингвистических исследований языка для создания базы текстов, записей, устного народного творчества; 
- выявление детей и взрослых, желающих изучать данный язык; 
- организация их обучения языку; 
- подготовка преподавателей национального языка, а также подготовка и издание учебников; 
- включение изучения языка в учебные планы образовательных учреждений, планы работы учреждений культуры, НКО и т.д.; 
- выделение грантов на изучение и восстановление языка; 
- проведение этнографических исследований.

Оригинал

Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Галл
06 сен 2019 16:02

Кроме как носителям этих языков, никому они больше не нужны

Я
17 фев 00:53

Ну так для уничтожения так и подогнали, запретили делать эти языки нужными тем же методом как сделали нужным урус яз, ведь что бы урус яз не сгинул с нерусских регионов и не исчез там, его тупо понапичкали вынуждалками которые привелут к дискомфорту того человека, который попробует не учить урус яз. Так что по сути ваш урусский язык так же не нужен нерусским людям, но что бы они были выгуждены учить ваш урусский язык, иные языки сделали бесполезными для практики в общественной жизни даже в самих регионах, а фгос который говооит о том что экзамены можно сдавать только на русском основные предметы, вовсе по фашисткий убил стимул учить язык. Теперь будем ждать увиличение национализма, ибо что бы сохранить свой язык в условиях где орки делают иные языки бесполезными, нужно имет особую любовь к сыоему колориту где ты будешь сохранять свой колорит невзирая на то что его скинули за борт! Народы ведь думали что они живут у себя в стране, думали что страна будет будет заботится так же как заботится о уруссуом языке, выходит что нет. уРус язы учат не на основе любви и не из за понимания что это мол основной язык этого режима, его учат из за того что нету альтернативы даже в нерусских регионах. Думаю выдет боком и репы еще почешат а уже когда будет поздно поверят ли народы?

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных