Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия

Обзор изменений, которые коснулись избирательного законодательства на выборах

Выпустили обзор изменений, которые коснулись избирательного законодательства на выборах глав субъектов и региональных парламентов в части муниципального фильтра, субъектов выдвижения кандидатов и баланса распределяемых мандатов по мажоритарной и пропорциональной системам.

Пять выводов

1. Анализ изменений регионального избирательного законодательства в преддверии выборов глав и парламентов регионов показывает, что процесс совершенствования юридических рамок выборов, о котором говорилось весь прошедший год, не дал значимых результатов. Существенного улучшения ситуации с реализацией избирательных прав граждан не произошло.

2. Стабильность законодательства была принесена в жертву сиюминутным обстоятельствам. Почти все поправки приняты непосредственно перед началом кампании. В некоторых случаях — менее, чем за две недели до ее официального старта. Изменяющиеся перед самым стартом кампании «правила игры» негативно сказываются на возможности оппонентов власти вести планомерную подготовку к участию в выборах и создают необоснованное преимущество для определенной политической силы, выступающей инициатором подобных законодательных инициатив.

3. Поправки по изменению числа депутатов, избранных по пропорциональной и мажоритарной системам, были приняты в четырех регионах. Во всех случаях это было сделано силами партии большинства при несогласии оппозиционных партий. В итоге изменилось количество одномандатных округов, а также их «нарезка». Изменение количества одномандатных округов и их территории не могли быть спрогнозированы никем, кроме инициаторов поправок, из-за чего последние получили преимущество при подготовке к избирательной кампании — только они могли вести работу на этих территориях заранее. Увеличение доли депутатов-одномандатников также ведет к увеличению шансов «партии власти» сохранить большинство при снизившемся по сравнению с предыдущими выборами рейтинге «Единой России».

4. Возможность самовыдвижения на выборах главы региона в законы семи субъектов федерации ввели исходя из сугубо конъюнктурных пожеланий конкретных будущих кандидатов, которые старались дистанцироваться от антирейтинга «партии власти».

5. Самовыдвижение можно было бы считать позитивным шагом, расширяющим возможности для участия граждан в выборах в качестве кандидатов, если бы оно сопровождалось отменой или существенным смягчением так называемого «муниципального фильтра», который выполняет для администраций функцию подбора удобных соперников на выборах для административных кандидатов. Однако формальное смягчение «муниципального фильтра» произошло лишь в двух регионах. Но и там оно носило сугубо «косметический» характер — ни один из кандидатов по-прежнему не сможет преодолеть фильтр без поддержки со стороны представителей «Единой России». При этом предложения по снижению муниципального фильтра на выборах глав регионов были отклонены партией большинства в ряде регионов (Астраханская, Мурманская, Сахалинская области, Санкт-Петербург и т. д.).

Полный текст тут: golosinfo.org/ru/articles/143547

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.