Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Смоленская область
Смоленская область

За спасение каких памятников смоленский краевед заплатил своей свободой?

Михаил Ефимкин



💡Из семи чугунных памятников Отечественной войны 1812 года, установленных в середине XIX в. на местах значимых боев (Бородино, Малоярославец, Смоленск, Красный, Полоцк, Клястицы, Ковно), до наших дней дошел только вот этот — смоленский (см. первое фото). Почему? Потому что за ним стоит человеческая история — история о спасителе многих смоленских культурных ценностей Андрее Палаше ́нкове, который отстаивал и даже прятал их от желающих отправить на переплавку. И в итоге расплатился за это свободой. 

💬«Работа по охране памятников и довела меня до Сибири, — писал в 1956 г. Палашенков. — Спасая от разрушения Смоленскую стену, Большой Успенский собор, памятники 1812 года и Кутузову, я приобрел много недругов».

💡Ради сохранения чугунной стелы-часовни в нынешнем Лопатинском саду смоленский краевед, сотрудник музея и инспектор по охране памятников Палашенков в 30-е годы пожертвовал таким же монументом в Красном. Вот как вспоминал о событиях 1931 года сам Андрей Фёдорович:



💬«... Я стоял в кабинете зампредоблисполкома тов. Клявс-Клявина. Решительным тоном Клявс-Клявин заявил, что стране нужен металл, чугун. В городе торчит никому не нужный с крестом и царским гербом памятник 1812 года, в соборе застлан чугунными плитами пол, подобные же плиты имеются и в других местах. Составьте акт на разборку памятника и снятие плит. Я пытался возразить, но куда там... „Чтобы чугун был, больше и говорить об этом не будем“, - властно заявил он… Немедля я отправился на речку Лосьминка (в 3–4 км от Красного), ознакомился с состоянием памятника, совершенно тождественного со смоленским. Оказалось, памятник дал большой наклон, каменный цоколь местное население разбило на хозяйственные нужды. Было уже сорвано несколько чугунных плит… На сохранение памятника нужны были средства, а разве можно было ставить вопрос об их отпуске? Приехав в Смоленск, взвесив все, скрепя сердце, принес в жертву Краснинский памятник, смоленский сохранил».


💡Палашенкову мы обязаны спасением знаменитого резного иконостаса в Успенском соборе. Вот такой его рассказ приводит журналист Александр Лейфер: 

💬«Будучи членом комиссии, выделенной для решения вопроса о ликвидации (как храма) Смоленского Успенского собора и использовании помещения, я в единственном лице остался при особом мнении: сохранить в неприкосновенном виде редчайшую резьбу собора — иконостаса, кивория, царского места и др. Остальные члены комиссии считали единственно разумным — освободить помещение собора от этого „хлама“, побелить стены, своды и предоставить собор под цирк. Меня поддержала Москва. Собор закрыли, сохранив иконостас и живопись».

❓Представляете Смоленск, в котором нет Успенского собора? Нет памятников войне 1812 года?

💡В те же годы Андрей Фёдорович спас от уничтожения и бюст Кутузова, который сейчас можно увидеть в Сквере памяти Героев. Он прятал его «от ретивых комсомольцев в подвале Предтеченской церкви на Соборном дворе».

❗После всего этого его приговорили к трем годам исправительных трудовых лагерей «за проведение контрреволюционной деятельности».

💡Любовь к истории и пристрастие к музейному делу, приведшие Андрея Федоровича в лагерь, помогли ему и выбраться оттуда. В Карагандинском исправительно-трудовом лагере НКВД как раз решили открыть музей, «ставящий целью выявление результатов работы лагеря по переделке природы и перековке человека». Нашего героя поставили руководить его созданием. 27 марта 1936 года за ударную работу Палашенков был досрочно освобожден.

💡Но в Смоленск не поехал, отправился в Сибирь — в Тюмень, а затем в Омск, где стал работать музейным сотрудником, с увлечением изучая новый край. «До последнего времени (после лагерного бушлата) я стеснялся встреч с некоторыми из бывших знакомых. Меня старались не замечать и не узнавать», - писал он позднее.

💡Но наследие Палашенкова продолжало «работать» на Смоленщине. В 1920 году он спас, вывез в Смоленск и сохранил вещи и бумаги Н. М. Пржевальского (из Слободы Поречского уезда) и М. И. Глинки (из Рославля, от родственника композитора). Впоследствии это помогло в создании музеев в Пржевальском и Новоспасском. В Смоленском музее-заповеднике хранится 13 работ Лидии Глинки — родственницы легендарного композитора. Эту графическую серию художница выполнила в 1931 году в Новоспасском, по просьбе Палашенкова для экспозиции, посвященной ее предку. Поскольку Глинка вскоре была арестована, работы не были использованы. Палашенков сохранил их и в 1971 году передал смоленскому музею. Ценность этих рисунков в том, что до наших дней дошло далеко не все, что на них изображено.

💡Умер А. Ф. Палашенков в Омске 30 апреля 1971 году, на 85-м году жизни. Реабилитировали его посмертно в 1989 г.

❗В Омске Палашенкова помнят и считают краеведом №1, одним из крупнейших исследователей памятников Сибири. В подборке фото есть памятная доска, посвященная ему, на здании местного музея, которым он руководил много лет. Хотелось бы, чтобы и Смоленск помнил имя человека, без которого, как минимум, не было бы привычного нам облика города.




✅На групповом фото: слева направо 1 ряд: Александр Николаевич Лявданский, Владимир Александрович Меландер, Иван Фёдорович Барщевский, Андрей Фёдорович Палашенков, Нил Александрович Яблонский. 2 ряд в центре — Александр Павлович Мишонов, второй справа — Иван Макарович Хозеров.

✅Источники фото: «Рабочий путь» №140 за 1927 год, pastvu.com, smolensk-museum.ru, omsk-eparhiya.ru. Отдельная благодарность Марии Макаровой, которая согласилась, будучи в Омске по работе, сфотографировать для нас памятную доску.

Материалы по теме
Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
собеседник
04 июл 17:54

фамилии экспертов искусствоведов, подписавших экспертизу, о том, что данные памятники не представляют ценности, лучше не указывать, во избежании обвинений в анти семитизме!!

Последние новости