Собирается ежемесячно 45 912 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Самолет Ил 18

Самолет Ил 18

Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Самолет Ил 18 совершил первый полет 4 июля 1957 года

Ил 18 — пассажирский самолет для авиалиний дальней протяженности, выполненный по схеме четырехмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Ил 18 — один из первых советских турбовинтовых лайнеров.

В СССР самолет Ил 18 выпускал серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 (Знамя труда), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным — болee 850) самолетов, в том числе 564 пассажирских (1957-1969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил 38) строились до конца 1970-х годов.

В середине 1950-х годов, когда стало ясно, что пассажирские самолеты с поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрому росту авиаперевозок, появилась потребность в более вместительных и скоростных самолетах, оснащенных газотурбинными двигателями. В ОКБ имени Туполева пошли по пути создания на основе реактивного бомбардировщика Ту 16 пассажирского самолета Ту 104. В ОКБ Ильюшина решили проектировать пассажирский самолет с ТВД.

25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703-404 о создании пассажирского самолета Ил 18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Эскизный проект Ил 18 утвердил Сергей Ильюшин 26 августа 1956 года, в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолета. В июне 1957 года на Центральном аэродроме в Москве состоялся осмотр первого Ил 18 руководителями партии и правительства во главе с Никитой Хрущевым.

Первый полет опытный самолет Ил 18 совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома имени Михаила Фрунзе на летную базу в город Жуковский. Продолжительность полета — 1 час 57 минут. В испытаниях участвовали самолеты, оснащенные двигателями НК 4 и АИ 20. Результаты испытаний показали, что АИ 20 конструкции Александра Ивченко более надежен, и его выбрали для установки на серийные самолеты.

Опытные самолеты Ил 18 были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил 18А со взлетной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Из-за ненадежной работы двигателя с января 1959 года эксплуатация самолетов Ил 18А с двигателями НК 4 была прекращена. Модификация Ил 18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлетной массой до 61,5 тонны появилась уже в том же 1958 году. 20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил 18 по маршруту Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата.

В 1960 году был создан Ил 18В, который отличался от варианта Ил 18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования.

В 1965 году в ОКБ был разработан самолет Ил 18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший еще более комфортабельный салон. Последней пассажирской моделью стал самолет Ил 18Д, на котором вместо ТВД АИ 20К были использованы АИ 20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счет дополнительного топлива была увеличена дальность полета.

Кроме пассажирских самолетов, в ОКБ были созданы различные варианты: служебныегрузовыепатрульные. В течение 1958-1959 годов на самолетах Ил 18 было установлено двадцать мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.

Самолеты Ил 18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолеты. Самолет стал первым советским пассажирским самолетом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для семнадцати иностранных компаний было построено свыше ста самолетов.

Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 1959 году. Последний самолет Ил 18Д (борт СССР-74270) был передан компании Аэрофлот в январе 1969 года. До середины 1970-х годов Ил 18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР, затем в этом качестве его сменили Ил 62 и Ту 154.

Массовое списание остававшихся в эксплуатации Аэрофлота машин началось в конце 1970-х — первой половине 1980-х годов и продолжалось почти все десятилетие. Ил 18 значительно «пережил» своих ровесников Ту 104 и Ан-10, вместе с которыми начал бороздить небо в конце 1950-х годов, в том числе и по тем причинам, что выпускался дольше их, был более массовым и надежным самолетом. Коммерческая эксплуатация Ил 18 фактически прекратилась только в 2002 году.

Сегодня легендарный завод переживает не лучшие времена. Из ПАО «Ильюшин» Объединенной авиастроительной корпорации уволились 80 сотрудников, в том числе топ-менеджеры. В ближайшее время покинут еще более ста сотрудников разных уровней. Руководство «Ила» называет массовые увольнения «настройкой команды», хотя покинули свои должности даже руководители проектов самолетов Ил-96, Ил-112 и Ил-276. В марте вице-премьер Юрий Борисов раскритиковал «Ил» за срыв выполнения государственного оборонного заказа на заводе «Авиастар-СП». Спустя несколько недель с поста главы компании ушел сын главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, 35-летний Алексей. Скорее всего, Алексей хочет трудоустроится в компанию Airbus, которая пытается заменить своим Airbus A321neo на российском рынке пассажирских самолетов основного конкурента, отечественный МС-21. 

Увы, авиастроительная отрасль, созданная в СССР, некогда занимавшая до 40% мирового граждансокго авиастроения, нынче просто развалена. А нам рассказывают сказки про "галоши".

Теги: самолет Аэрофлот самолет Ил Сергей Ильюшин ОКБ имени Туполева

Материалы по теме
Мнение
26 май 2019
Игорь Багин
Игорь Багин
Пешеходов в Кирове держат за скот
Мнение
15 апр 2019
Виталий Иванищев
Виталий Иванищев
Воронеж станет крупнейшим городом без какого-либо электротранспорта в принципе
Мнение
31 мар 2019
Олег Григоренко
Олег Григоренко
Больше всего в первый день в Праге меня поразил трамвай, приехавший минута в минуту по расписанию
Комментарии (5)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
имя
4 июл 2019 15:08

Кто виноват? Фамилии, имена, адреса, явки, пароли?

Фунтик
4 июл 2019 17:46

Прекрасная машина. Пришлось один раз осуществить перелёт на этом лайнере в 1979 году по маршруту Москва _Караганда. Потом, по работе и по жизни летал немало, были и "Тушки" и "Яки" и "Аны", но этот ИЛ-18 по несмотря на явой возраст перебивает их всех. Это действительно стоящий самолёт...

Неее.. Радик!
4 июл 2019 19:31

Все равно Путина ругать не будем. Знаем мы тебя. Это ты специально нас драконишь.. а сам тук-тук куда надо и в кандалы. А тебе премию! Бочку печенья и корзину варенья!

точно говорю
5 июл 2019 00:11

Хабиб на охоту на своем иле вылетел. Снова Пирогова закрывать пойдешь? всю новостную ленту специально загадил. мы тут так то коррупцию в Марий Эл обсуждали

Михаил
5 июл 2019 15:26

У нас чартером один все еще летает. Очень надежная машина.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ТранспортЭкономикаПромышленность
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!