Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Права человека
  1. post
  2. Права человека

Как защитить права добросовестных сотрудников полиции (часть 1)

Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин

Законодательные и правоприменительные аспекты защиты прав сотрудников органов внутренних дел (тезисы доклада А.В. Бабушкина на конференции в Нижегородской академии МВД России). 

1. Доверие к полиции. 

В ноябре 2018 года было опубликовано исследование ВЦИОМ, в соответствие с которым полицейским в России доверяет 57 % опрошенных. За год до этого доверие к полиции выразило 67 % опрошенных. Конечно, это не 37 %, которые сообщили о своем доверии к полиции в 2005 году, однако цифра вызывает тревогу. Почему? 

Если для таких профессий, как инженер или водитель, доверие граждан к представителям их профессии — фактор приятный, но не обязательный, то для врачей, учителей и полицейских уровень доверия к ним со стороны населения — неотъемлемый фактор успеха в выполнении стоящих перед ними профессиональных задач.

2. Какие же факторы влияют на доверие к полиции? 

Основных таких факторов я насчитал 8: 

  • соответствие деятельности полиции целям и задачам, установленным законом о полиции; 
  • соответствие этой деятельности общественным ожиданиям; 
  • характер, направленность и объективность деятельности полиции в СМИ; 
  • общая и профессиональная культура сотрудников полиции, вежливость и доброжелательность в обращении с гражданами, от заявителя до обвиняемого, соблюдение требований профессиональной этики; 
  • эффективность работы полиции; 
  • качество межведомственного взаимодействия и взаимодействия с институтами гражданского общества; 
  • качество работы силовых структур, которые в общественном сознании ошибочно принимаются за полицию, в первую очередь органов Следственного Комитета и Росгвардии; 
  • соблюдение прав и законных интересов сотрудников полиции. 


При этом если влияние первых 7 названных мною факторов на уровень доверия к полиции очевиден, то соблюдение прав самих полицейских на первый взгляд имеет к доверию общества к полиции достаточное отдаленное и опосредованное отношение. 

Однако это не так. 

Незащищенность прав сотрудников приводит к тому, что: 

  • из органов внутренних дел увольняются наиболее добросовестные и перспективные сотрудники; 
  • сотрудник боится принять законное решение, соответствующее стандартам соблюдения прав человека, так как испытывает реальные опасения стать объектом неправомерного преследования за добросовестное выполнение своих обязанностей; 
  • действие в соответствие с законом и общественными ожиданиями не способствует продвижению по служебной лестнице; 
  • перегрузка сотрудников порождает формализм и волокиту при реагировании на обращения и заявления граждан. 

Совокупность этих факторов напрямую порождает нарушение прав и законных интересов самих сотрудников полиции. 

3. Предпосылки нарушений прав сотрудников полиции. 

Любые нарушения прав человека упираются в одни и те же проблемы — несовершенство и пробельность законодательства, отрыв законотворческой деятельности от результатов научных исследований, стремление законодателя реагировать на яркие единичные проявления, вызывающие общественный резонанс и имеющие для законодателя электоральное значение, в ущерб системным проблемам, бросающим вызов обществу и государству. 

Между тем предпосылки нарушения прав сотрудников полиции имеют свою дополнительную специфику: 

  • стремление правоприменителя, в первую очередь некоторых органов власти и местного самоуправления, превратить полицию в буфер между ними и обществом, в том числе в тех многочисленных случаях, когда граждане выдвигают к власти справедливые и обоснованные претензии; 
  • хроническая недооценка законодателем морально-психологического напряжения, характерного для исполнения сотрудниками полиции большей части стоящих перед ними задач; 
  • отвлечение полиции для решения задач, не имеющих отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка, оказанию помощи населению, например, для отлавливания призывников или пресечения т.н. «несанкционированной торговли»; 
  • уклонение государства от принятия на себя перед сотрудниками полиции социальных обязательств, достаточных для социальной защищенности сотрудников. 


4. Законодательные нарушения прав сотрудников полиции . 

В качестве примеров таких нарушений можно привести: 

  • п. 15 ст. 49 ФЗ «О службе в ОВД» запрещает сотрудникам делать публичные оценки, высказывания и суждения в отношении деятельности гос. органов и их руководителей, в т. ч. и руководства МВД. 
  • п. «о» ст. 63 УК РФ в качестве отягчающего вину преступления рассматривает совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел; при этом предшествующие п.п. «м» и «н» уже предусматривают утяжеление ответственности при использовании одежды или документов сотрудникам полиции и доверия, которое потерпевший испытает к органам власти.
  • п. 5 ч. 1 т. 28 ФЗ «О полиции» предусматривает право сотрудника полиции на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции, однако сам механизм направления таких предложений, по мнению опрошенных нами сотрудников, не разработан.
  • Порядок временного отстранения сотрудника от служебной обязанности от 2012, утв. Приказом № 630, а также изданным в 2017 году новым аналогичным приказом, не решает в полной мере вопросы финансового обеспечения отстраненных сотрудников.
  • в правозащитные организации поступают жалобы сотрудников, которые оказались уволены со службы незадолго до наступления пенсионного возраста, и такое увольнение поставило крест на их пенсионном обеспечении. 


5. Правоприменительные нарушения прав сотрудников полиции проявляются, в частности, в следующем. 

  • в ряде подразделений полиции не ведется учет рабочего времени сотрудников, в т.ч. в ночное время;
  • в некоторых подразделениях отсутствует механизм регистрации рапортов сотрудников, направляемых своему руководству;
  • в ряде случаев сотрудники оказываются не ознакомлены с приказом об утверждении правил внутреннего распорядка; 
  • до 2017 года отсутствовали изолированные участки в ИК общего режима для женщин, предназначенные для отбытия наказания лицами, работавшими до осуждения в правоохранительных органах; в настоящее время по инициативе правозащитников такие изолированные участки созданы; 

 

  • искусственная фабрикация уголовных дел в отношении сотрудников; 
  • уклонение органа внутренних от защиты своих сотрудников, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности; 
  • чрезмерно высокая интенсивность работы, например работа сотрудников дежурной части сутки через двое; 
  • отсутствие механизма закрепления служебного жилья, занимаемого сотрудником; так, в 2018 году МВД выделило 8 млрд руб., что позволило обеспечить жильем всего лишь 1,2 тыс. очередников;

 

  • меры пресечения и наказания в отношении сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности, часто оказываются несоразмерны характеру и степени общественной опасности вмененного преступления;

Так, Геннадий Хряпенков, лейтенант из ОМВД Западное Дегунино, по устному запросу следователя предоставил сведения из базы данных «Магистраль» по устному запросу; вскоре после этого Хряпенков спас ребенка, провалившегося в яму от снесенного гаража; на следующий день после публикации о найденном Хряпенковым ребенке, Хряпенков был арестован и до сих пор находится в СИЗО № 4.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
27 июн 2019
1
Павел Чиков
Павел Чиков
После декриминализации экстремизма несколько оправданных с нашей помощью подали иски о реабилитации
Мнение
26 июн 2019
1
Игорь Каляпин
Игорь Каляпин
Каждый 10-й россиянин сталкивался с пытками
Мнение
26 июн 2019
Алексей Соколов
Алексей Соколов
Ожидаем, что нам скажут по факту наступления смерти нескольких осужденных
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных