Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Ханты-Мансийский АО

«Нам постоянно дают понять, что мы никто». О чем молчит школьная пресса

Евгений Зиновьев

На днях испытал крайне противоречивые чувства от общения с современными старшеклассниками. Позвали меня пожюрить городской конкурс школьной прессы, а потом дать ее производителям мастер-класс — разобрать номера, посоветовать чего-нить. Все присланные на конкурс газеты внимательно прочитал и решил, что перед мастер-классом попрошу всех ответить на вопрос: «А для кого и зачем вы свои газеты делаете?» Потому как не поверил я, что научно-практические конференции и военно/гражданско-патриотическое воспитание — это главные темы, которыми нынче школьники интересуются.

Своим вопросом сначала загнал ребят в ступор — ответить сходу не смогли. Ну ок. Начал выяснять, что они сами читают/смотрят. Оказалось, что в фаворе «Лентач», «Медуза», Дудь, «Сталингулаг», всякая развлекуха, ну и наши городские СМИ. Стали бы читать свои школьные газеты? Однозначно — нет. А кто стал бы их читать? Молчание. А зачем вы делаете то, что никто не читает? Опасливые взгляды — мол, а что, реально можно сказать?

По счастью, на нашей встрече почти не было педагогов-организаторов, которые пестуют этих ребят на ниве школьной журналистики. Поэтому мне удалось их разговорить. И ребят (когда они поняли, что перед ними тот, кто не будет их ругать и кому реально интересно, чем они живут) прорвало. Они наперебой рассказывали, о чем хотели бы писать в своих школьных СМИ:

— о том, что нагрузка большая, все учителя требуют успеваемости по своему предмету, а ты просто не можешь одинаково хорошо решать задачи по физике и писать сочинения;

— о том, что школьная форма неудобная и немодная и вообще бесит;

— о том, как в школе разбиваются окна, ломаются туалеты и дерутся ученики (происшествия, в общем);

— о том, как во время противопожарных учений случился бардак и эвакуироваться в срок успели не все;

— о том, что школьная столовка задолбала своими слипшимися макаронами…

НО! Самая главная проблема, которую отметили все: НАС ПОДАВЛЯЮТ УЧИТЕЛЯ! «Им неинтересно, чем мы живем». «Они постоянно дают нам понять, что мы никто». «Нам не дают выражать свое мнение». «Говорят: сначала ГИА/ЕГЭ сдай, потом высказываться будешь».

Скажу вам честно, когда я все это слушал, я прямо потух. Не то чтобы мне сообщили что-то из ряда вон, я и без того представляю, сколько маразма сейчас творится в школах и не только в них. Но я понял, что не имею никакого морального права критиковать сейчас их газеты. Хотя бы потому, что я рос в другое время — в те самые лихие 90-е.

В том время в школах не было нормальных компьютеров и цветных принтеров. У нас самих не было смартфонов и интернета. Но зато на уроках литературы, истории, политологии, а часто и физики, мы разговаривали! Учителя постоянно спрашивали нас: «А как вы думаете…?» И слушали с интересом. Всегда вспоминаю фразу одного из моих учителей истории: «Я не хочу, чтобы вы зубрили. Я хочу, чтобы вы умели читать и мыслить». А еще помню, как директор нашей школы отдувалась за нас, когда мы с одноклассниками написали жесткую критическую статью в городскую газету. «Ребята правы!» — говорила она в глаза мэру города… Чччччерт, как же катастрофически все изменилось с тех пор!..

…Мы долго говорили с юнкорами. О профессии журналиста, о цензуре, об ответственности, об этике, об интересах читателя. Они классные — эти ребята. Они живые, они думающие, несмотря на то, что самостоятельно думать им запрещают. И мне показалось, что главной реакцией большинства из них на наш разговор стало удивление — а что, так можно было?

Последние новости

Комментарии (6)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

::)) Нда... Смена поколений. С интересом выяснил, что такое "СталинГулаг" и "Лентач". Нормальные дети. Я учился в СССР (правда школа была не совсем стандартная. В конце 80-х начале 90-х много общался с тогдашними учителями. Тогда и им самим (учителям)было интересно, и у детей они пытались пробудить именно интерес к предметам. Разбудили на свою голову::)) Судя по этому наблюдению (а оно вызывает доверие)процесс пошёл в обратную сторону.

василий
02 май 18:04

Реформа задолбала не только учеников и родителей, но и самих учителей: нигде, никому и ни на каком педсовете нельзя высказывать своего мнения!!! Самые умные у нас фурсенко, леванов и васильева - которых надо судить за то, что они натворили!!!

Владимир.
02 май 21:58

Я учился в школе в 60тых - 70тых. В то время, там, все было именно так, как в данной статье. Поэтому, достигая определенного возраста, все начинали понимать что это мерзость и дружно начинали презирать СовДеп, который, на удивление позорно и беспомощно рухнул именно от этого презрения (в общем смысле конечно). Т.е, Советский Союз, разрушили советские, же, идеологи, причем весьма эффективно и грамотно. Сейчас, я, с изумлением наблюдаю, как это же кино крутится по второму кругу. С точки зрения социальных и исторических наук, это весьма любопытный феномен.

Сергей
03 май 00:27

За исключением того, что вы историю назвали громким словом "наука" - во всем остальном с вашими тезисами и выводами согласен.

Владимир
05 май 16:28

Да, да, конечно, Ваша ремарка, по поводу "наука история", абсолютно обоснована. Спасибо.

Социальных тоже можно "в кавычки"... А всё-же надо детям что-то рассказывать? Я вот помню школьных учителей истории и литературы... Они плохому не учили. Правда, не по учебникам... Не любили они учебников. А я вот их - учителей - помню. Наверное, таких не много. Мне повезло.