Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Марий Эл
Собирается ежемесячно 46 444 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Кон кече - Щелочной день. Второй день Кугече (Пасхи)

Кон кече - Щелочной день. Второй день Кугече (Пасхи)

Константин Ситников
Константин Ситников

Кон кéче, кóном кéче «щелочной день, день щёлока [т. е. здесь: день очищения]», кóлышо кон кéче «щелочной день умерших» — второй день праздничной недели Кугече арня «[праздника] Кугече неделя», приходящийся на среду Страстной недели в православной традиции.

В этот день запрещается работать, топить печь, кормить скот руками (допустимо, однако, подталкивать корм к скоту ногами). По приметам, если зажечь в этот день липовую щепку, это негативно скажется на урожае овса; если расчесать волосы, цыплята расцарапают курятник. В некоторых местах молодежь предупреждают не брать в руки палки и веретёна, в противном случае летом их ужалит змея (ср. запрет брать в руки колющие предметы по средам). Также ничего нельзя выносить из дома.

Устраивают гадание: вечером все члены семьи кладут на окно ложки, чья ложка упадет, тот умрет в течение года. Верят, что в этот день умершие ходят по земле. Чтобы увидеть их, нужно надеть ночью одежду наизнанку или повесить на шею хомут и забраться на крышу. Принимаются меры предосторожности, чтобы умершие не причинили вреда живым. В некоторых местах в этот день топят бани специально для умерших [Sebeok 1956, с. 120–121].

Еще сегодня выставляют угощение для умерших, а также для владыки загробного мира Киямат Тöра и его помощника Киямат Саус'а. Угощение, состоящее из блинов, хлеба, пирогов, яиц, ставят на скамью возле стола, кладут для них ложки. Также на скамью ставят зажженные по одной свече для Киямат Тöра, Киямат Саус'а и каждого поминаемого родственника. Глава семьи кладет немного пищи в сито (решето) или чашку на скамье для Киямат Тöра и Киямат Саус'а. В это время другой член семьи брызгает несколько капель пива или водки в другую чашку.

Глава семьи молится божествам загробного мира о том, чтобы они собрали всех его умерших родственников и были благосклонны к ним. Предлагают угощение умершим, называя каждого по имени, просят их о благосклонности и помощи живым. Затем угощение выбрасывают за дверь или выносят во двор и бросают на землю. Позднее яйца подбирают, остальная же часть угощения остается на земле и съедается собаками. Угощение покойников может устраиваться как одним домом, так и целым семейством, в последнем случае часто ходят из дома в дом, везде устраивая угощение [Sebeok 1956, с. 121].

Источник

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Марий ЭлКультура

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!