Собирается ежемесячно 44 912 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. «Черный ящик» Кристины Потупчик

«Черный ящик» Кристины Потупчик

Олег Реут
Олег Реут
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

В издательстве «Буки Веди» вышла в свет книга Кристины Потупчик ««Запрещённый» Telegram», которая вполне претендует на то, чтобы считаться адаптированным манифестом всех мыслимых и немыслимых соблазнов Telegram-креативности. «Адаптированным» по причине того, что путеводитель «заточен» прежде всего на «туристов», пытающихся сориентироваться в незнакомой цифровой местности. Им как никому другому представляется соблазнительным как можно скорее овладеть тончайшим искусством создания Telegram-контента и его успешного продвижения.

Сегодня «Телеграм» для многих читателей представляет собой что-то «с атмосферой», место, где «много чего происходит», а его влияние на общественно-политические процессы растет не по дням, а по часам. Telegram-креативность в стране, отходящей от демократических стандартов, — есть ли смысл искать ее специфику? По мнению автора книги, да. Пусть практики и институты все менее демократические по характеру, но политическая коммуникация в России по-прежнему разнообразная, имеющая свои традиции и особенности, в том числе и в аспекте сопротивления государственным попыткам медиадоминирования.

Если креативность, понимаемая как способность порождать новое знание, востребована в политико-медийном классе недостаточно, то креативность, как превращение имеющегося инсайдерского знания в активы, представлена широко. «Можно ли политиков и чиновников сделать действительно креативным сословием?» — риторически вопрошает автор и тут же пускается в представление прямых ответов на вопросы, которые вынесены в название главы «Как писать (и как не писать) в „Телеграм“».

Стремящийся добиться Telegram-признания обречен узнать о пяти ошибках начинающего автора канала, о важности определения его аудитории и выставления измеримых показателей успеха. В параграфе «За что вас любить?» Потупчик во вполне доходчивой форме рассказывает о тактике перенаправления в свою пользу читательской аудитории, бесконечно стремящейся купить мечту о знании того, как устроен внутренний мир современной российской политики.

Потупчик обоснованно формулирует: «Авторский голос — это душа „Телеграма“. Не стесняйтесь выглядеть человечным, делиться эмоциями, рассказывать байки, восхищаться, возмущаться и просить помощи зала. Это не слабость, а индивидуальность» (с. 101).

Достаточно ли этой рекомендации для того, чтобы понять, как писать правильно и интересно? Конечно, нет. Внутри «черного ящика» Кристины Потупчик остаются все рецепты эффективного создания контента.

Очевидно, частичным ответом на запрос о настоящих историях успеха в «Телеграме» является установка, в соответствии с которой активность «онлайн» в большей степени зависит от активности «офлайн». В рамках такой логики личности ведущего Telegram-канал отдается приоритет над тем, что в нем пишется. На это косвенно указывает и автор путеводителя, когда обращает внимание на конвертируемость Telegram-влияния, политики и денег: «Все, что не проплачено — часть многоходовок, конечная цель которых — получить преференции для владельцев каналов. Это мир, где создаются и сталкиваются смыслы, и в таком причудливом водовороте влияний невозможно разобраться с кондачка, пролистав верхушку рейтинга и опросив несколько авторов» (с. 168).

С другой стороны, связь «офлайн-онлайн» трансформируется. Теперь она направлена на обеспечение условий для конкуренции политико-медийных проектов и отдельных политиков, обеспечение прозрачности и повышение ответственности в процессе принятия управленческих решений, а также их эффективное доведение от властных структур до граждан.

Новые функции задают и новые требования к формату коммуникации, а точнее — речевых актов посредством «Телеграма». Приоритетны публичные образы политиков, видео- и фотоподтверждения (эпизоды публичных и непубличных выступлений, сканы документов, скриншоты переписок, сделанные с экрана смартфона).

Эти речевые явления связаны в первую очередь с фактором адресата — широкой аудиторией, которая представляет собой совокупность анонимных индивидуумов разных статусов, политических предпочтений и культурного уровня, не взаимодействующих между собой и неопределенно организованных. Преподносимое подобным образом политическое сообщение характеризуется следующими особенностями.

— Ключевым свойством отечественного общественно-политического дискурса является событийность. Вне событийной семантики существование Telegram-текста невозможно, оценочная информация сама по себе вне связи с событием — как имевшим место, так и потенциальным (что особенно важно в ситуации информационного слива) — не может составлять его содержание. Сюжетность как категория подразумевает насыщенность текста событийными деталями, представление в тексте цепочек решений, поступков, противоречий или одного события в развитии.

— Упрощение (редукция) – одно из свойств политической Telegram-коммуникации, обусловленной ориентацией на широкую аудиторию. Упрощение может осуществляться разными путями: отсутствием заголовков и лидов, отбрасыванием деталей (должностей и полных имен), сведением к стереотипу в отношении действий высшей политической власти, подчеркивание приоритета политически ситуационного, частного над общим.

— В анонимных Telegram-каналах текст, как правило, насыщен политической оценочностью по сравнению с социальной оценочностью в большинстве других медиатекстов, которая нуждается в своего рода переводе на язык социума – язык повседневного бытового изложения. В аргументации преобладают контекстуальные, но одновременно и манипулятивные аргументы, различия между ними проявляются скорее на содержательном уровне, нежели на уровне структуры. В значительной степени доминирует положение, описываемое метафорой множественности кремлtвских башен, представители которых проводят разную политику.

— Telegram-коммуникация оперирует информацией, преподнося ее с внешней точки зрения, довольно часто представляя разные мнения. Это не исключает самой возможности манипулирования аудиторией (например, за счет отбора и сопоставления представленных точек зрения), то есть служит не достижению объективности, но скорее объективации.

Для классического публичного политического текста вышеперечисленные трансформации не являются необходимыми. Естественно, они могут сильно различаться и по объему, и по коммуникативной цели, даже будучи связанными одним политически сенситивным событием — например, отставкой заместителя губернатора по внутренней политике, перестановками в руководстве государственной корпорации или «прочтением» результатов общенационального социологического исследования о доверии к институтам государственной власти.

Выделенные особенности свидетельствуют о том, что в Telegram-каналах происходит воспроизводство определенного нормативного образца, основной вектор которого связан с процессом политизации. При этом политика позиционируется не через масштаб социального действия, но, скорее, через принятие решений на основе выбора, то есть проявление субъектности.

Telegram-каналы оперируют категориями осознанного целеполагания, самоидентификации, воли и определенной автономности активных действий. Однако масштаб субъектности, ресурсное обеспечение, формы реализации политических действий, характер и пределы автономности, мотивация политического участия серьезно различаются в зависимости от множества конкретных характеристик данных субъектов, а также от постоянно изменяющихся обстоятельств политической конкуренции.

Политические Telegram-каналы переводят акцент с трансформации сетевых коммуникаций на сам характер сообщений – быстрый, бездиалоговый и неалгоритмизированный. Но не менее важным выступает коммуникативный формат. Асинхронность присутствия в «Телеграме» — кейс опосредованной коммуникации. Очевидно, что даже для описания этих наблюдений достаточно сложно найти теоретическую рамку.

Порой кажется, что Потупчик ее и не ищет. Она вообще всячески избегает усложнения смысловых конструкций. Текст книги изобилует простыми и однозначными месседжами. «Язык — основа успеха, если вы работаете с информацией. В „Телеграме“ высока конкуренция, а инфоповодов, напротив, мало». «Мы живем в эпоху постправды, хотим мы того или нет». «Люди устроены так, что будут читать нелепые байки, даже если у них есть проверенный, удобный и информативный источник официальных данных, где публикуется чистейшая правда».

Неудивительно, что со страницы 124 начинаются советы о том, как «сделать текст лучше». Они очень напоминают ворчание главного редактора, когда тот вынужден обосновывать начинающему журналисту свой отказ в публикации первого варианта представленной статьи. Все эти «добавьте примеров из жизни», «сократите текст на 25%», «прочтите текст вслух» кажутся самым слабым местом в путеводителе. Хотя можно было бы взять только «вызывайте эмоцию, а не демонстрируйте ее» и показать пределы применимости данной аксиомы.

Вместо этого Потупчик формализует, пытается выписать неписанные правила «Телеграма». Иногда выходит неплохо, значительно чаще напоминает мануал. Несколько удивительно, но именно такую цель и формулирует сам автор: «Эта книга — первый подробный мануал, который объясняет, как новые медиа может использовать каждый из нас, будь то депутат, политтехнолог, чиновник, журналист или школьник с развитым чувством языка» (с. 13). Что-то, однако, подсказывает, что «запрещенный» и «скандальный» в названии путеводителя совершенно не привлекут внимание современного российского школьника.

Потупчик К. «Запрещённый» Telegram. Путеводитель по самому скандальному интернет-мессенджеру. М.: Буки Веди, 2019. – 220 с.

Материалы по теме
Мнение
20 апр 2019
Ефим Бушманов
Ефим Бушманов
Идеи, которые правят миром
Мнение
19 апр 2019
Андрей Марков
Андрей Марков
Борьба с интернетом и Росстатом не помешает Ивану Урганту стать президентом (видео)
Мнение
22 апр 2019
1
Павел Чиков
Павел Чиков
За что могут посадить в интернете и как этого избежать
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИнтернетФотоКультура
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!