Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Устройство системы защиты прав человека в Кыргызстане

Устройство системы защиты прав человека в Кыргызстане

Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Принял участие во встрече с омбудсменом Кыргызстана

Токон Балатбекович Мамытов всю жизнь проработал в силовых структурах, проходил службу первым заместителем директора Комитета национальной безопасности Кыргызстана, затем был вице-премьером по силовому блоку. Полгода назад он стал новым Уполномоченным Киргизии по правам человека.   

«Теперь, став Уполномоченным и увидев проблемы прав человека, — сказал он, — я удивляюсь тому, какие глупости я и мои коллеги иногда говорили и делали».

Уполномоченный и его аппарат находится в старом 3-этажном доме, построенном в 1920-е годы и имеющем собственную историю: до войны здесь находился военный комиссариат Киргизской ССР и в здании был кабинет генерала Панфилова, героически погибшего во время обороны Москвы в 1941 году.

Уполномоченный действует на основании закона 2002 года. В прошлом году к закону были разработаны поправки, но Мамытов не хочет его вносить, а хочет разработать новый закон, который так же, как и соответствующий российский закон, был бы конституционным.

Нам рассказали о том, что у прежнего уполномоченного был конфликт с прежним президентом, возникший из-за того, что уполномоченный заступился за лидера одной из парламентских фракций. Хотя в этом и состоит работа уполномоченного, президент воспринял это болезненно.

Правовое положение УПЧ Киргизии неустойчиво: в действующем законе есть норма о том, что по итогам ежегодного отчета омбудсмена парламент может его… снять.

10 лет зарплата сотрудников аппарата омбудсмена не повышалась. Только в октябре 2017 года зарплата сотрудникам аппарата была повышена. Из 79 ставок государственных служащих 20 ставок по этой причине вакантны.

Уполномоченный и его сотрудники не могут попасть в закрытые судебные заседания. Такие заседания часто проводятся по делам об экстремизме.

Вместе с тем УПЧ Киргизии назначает региональных уполномоченных — областных, а в Бишкеке и Оше — городских. Назначаются они по итогам открытого конкурса. Областные советы их не выбирают по одной единственной причине: областных органов представительной власти в Киргизии нет.

Тюремное хозяйство Кыргызстана состоит из шести СИЗО, 11 исправительных колоний, целых 14 колоний-поселений. Заключенных в стране – 10 тыс. человек, или примерно в два раза меньше, чем в России из расчета на 100 тыс. населения. Однако количество пожизненно осужденных существенно больше, чем в России — 340 человек. Но ни один из них пока что не освободился условно-досрочно. В стране действует 36 ИВСов.

Хотя в Киргизии нет Общественных наблюдательных комиссий, в стране действует мощное правозащитное движение. Немалую роль в этом играет и институт уполномоченного. Так, им подписан меморандум с правозащитными НКО, на основании которого уполномоченный вправе из числа правозащитников назначать советников и помощников на общественных началах. Более того, по закону уполномоченный создает мониторинговые и межведомственные группы, активно включая туда правозащитников. Благодаря этому правозащитники попадают в СИЗО, колонии и другие закрытые учреждения, как члены команды уполномоченного (а вы что подумали?). Так как в Киргизии нет закона об иностранных агентах, НКО Киргизии в материальном плане сильнее государственных структур. Поэтому сотрудничество оказывается не только полезным в правозащитном плане, но и выгодным экономически: накладные расходы берут на себя правозащитники, а полномочия для проведения проверки предоставляет уполномоченный.

У киргизского омбудсмена несколько партнеров по правозащитной деятельности.

При Правительстве Киргизии действует Координационный Совет по правам человека, включающий в себя как представителей ведомств, так и гражданского общества, можно предположить, что это — аналог нашего СПЧ. Однако действует Совет как-то вяло: те, с кем я обсуждал его работу, этой работой недовольны. Наверное, нет в этом Совете своего киргизского Федотова. 

Недавно в Кыргызстане был принят закон о бизнес-омбудсмене. Закон написан при участи западных партнеров. Сам уполномоченный по правам предпринимателей пока что не назначен, но по новому закону этот пост может занять иностранный гражданин.

Появился в Киргизии и закон о пробации, в соответствии с которым в стране создается Служба пробации. И это при том, что в Киргизии и так сажают в два раза реже, чем в России.

При правительстве Киргизии действует национальный превентивный механизм — Национальный центр противодействия пыткам. Но в систему Аппарата УПЧ Наццентр не входит.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
20 марта 2019
Павел Чиков
Павел Чиков
Нормальная демократия вообще не опция для бывшего Союза
Мнение
29 марта
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Один из первых задержанных по экстрадиционному запросу россиянин в Казахстане освобожден из-под стражи
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ЗаграницаПрава человекаТюрьмы