Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Коми
Собирается ежемесячно 32 615 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. «Ставьте лайки, зайки!» О способе поглаживания друг друга в интернете

«Ставьте лайки, зайки!» О способе поглаживания друг друга в интернете

Павел Влизков
Павел Влизков

12 марта 2019 года Интернету исполнилось 30 лет. Как раньше люди без него жили? Счастливые. Или несчастные..?

Так получилось, что во время учебы на филологическом факультете я занимался анализом некоторых сторон интернета, изучал его феномен с точки зрения текста. Мне очень повезло с научным руководителем (к сожалению, Сулимов В. А. уже не с нами), который позволял выбирать для выполнения квалификационных работ (курсовых, дипломной, диссертации) гибкие и широкие темы, не зацикленные на филологии... Интернет с тех пор, конечно, в чем-то изменился, но многое из моего исследования по-прежнему актуально (а что-то даже, возможно, пригодится другим исследователям, теоретикам интернета), поэтому я решил выложить свои наработки в открытый доступ.

Написано все довольно простым языком, так что должно быть понятно каждому (помню, на защите меня даже спросили, почему научный текст подан в таком простом стиле, я тогда ответил, что всему виной опыт создания журналистских текстов, ведь они должны быть доступными для понимания каждым читателем). Что-то может показаться наивным — это студенческое исследование, сейчас, вероятно, некоторые вещи я бы описал иначе (а может еще и опишу).

Ну а начнем с текста о поглаживании друг друга в интернете — о феномене лайков.

Современные технологии призваны делать жизнь человека проще и удобнее. Так и технология общения в сети создавалась с целью помочь интернет-пользователям чувствовать себя уникальными личностями, нужными и интересными собеседниками. Одним из главных инструментов, позволяющих юзерам почувствовать свою значимость и поднять самооценку, стал так называемый «лайк».

Лайк (от англ. «Like» — «нравится», «одобряю») — базовое понятие в социальных медиа, это условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, выражающееся нажатием одной кнопки/иконки (как правило, изображающей поднятый вверх большой палец руки или сердечко). Противоположностью лайка является дислайк (употребляется и с буквой «з» — дизлайк) — выражение неодобрения (кнопка с пальцем вниз), — однако возможность ставить дислайки в социальных медиа предоставляется далеко не всеми сервисами.

Технологически поставленный кому-то лайк означает проявление внимания, согласие или одобрение. Все зависит от контекста: к примеру, лайк, поставленный к фотографии симпатичной девушки, свидетельствует о том, что лайкнувший оценил ее красоту, а лайк под какой-либо заметкой, постом пользователя может означать, что его мысли были поняты и одобрены. И все же полученный лайк как ничто другое помогает интернет-пользователю ощутить значимость для других того контента, которым он делится на своей странице в социальных медиа.

Одобрение и похвала особо значимы для любого человека и имеют серьезную мобилизующую силу. Каждый из нас нуждается в моральной поддержке: как правило, через одобрение близких, а также людей, чье мнение для нас важно. Лайки, полученные в режиме онлайн, зачастую играют большую роль и имеют серьезное влияние на жизнь человека вне сети, в офлайне — природа реакции индивида на них схожа с реакцией на доброе слово родителей, дружеское похлопывание по плечу.

В социальной психологии используется такое понятие как «поглаживание» — поглаживанием является действие, когда человек уделяет внимание партнеру, при этом сигнализируя о том, что партнер для него — чрезвычайно приятная и интересная личность. Именно поэтому поглаживание — не столько физическое прикосновение, сколько комплимент, улыбка, поддержка, активное слушание, то есть все те действия, которые способны подчеркнуть значимость другого человека. Таким образом, лайк — это максимально простой способ как получить, так и выразить поглаживание прямо в интернете.

Когда люди испытывают недостаток в поглаживаниях, они становятся уязвимыми для манипуляций и эмоционально неустойчивыми. Потребность в одобрении со стороны практически равнозначна потребностям в еде, воде, тепле и т. п. Сюда же добавляется и жажда лайков, ради которых интернет-пользователи тратят большое количество времени и сил, наполняя свои аккаунты в социальных медиа разнообразным контентом — ведь просто так «палец вверх» не заработать. «С точки зрения психолога, все эти действия как бы говорят за человека: „Посмотрите, я есть, я живой, и со мной можно взаимодействовать!“ Соответственно, вот он, главный минус и главная опасность лайков в социальных сетях: лайк нельзя поставить просто за то, что человек есть. Лайк — оценка действия или качеств человека, а не его самого».

Результаты исследований сообщают, что у людей, имеющих гармоничные отношения в личной жизни, потребность в поглаживаниях развита слабо, поэтому их активность в интернете гораздо ниже, чем у людей, которые пытаются компенсировать личные проблемы и пробелы в семье за счет бурной деятельности в социальных медиа.

Однако лайки имеют помимо личной еще и общественную значимость. Так, многим людям важно увидеть массовость поддержки лайками какой-либо инициативы, распространяемой и организующейся на страницах социальных медиа, после чего они также ставят «палец вверх» и осознают свою принадлежность группе единомышленников: например, так в интернете зарождаются различные благотворительные проекты — большое количество лайков позволяет понять организаторам, насколько востребована их инициатива, лайкнувшие же пользователи со своей стороны могут оценить масштабность проекта и пожелают рассказать о нем друзьям, а также пригласить их тоже принять в нем участие (хотя бы выразив поддержку).

Лайки в социальных медиа помогают общественным и политическим организациям, коммерческим компаниям получить обратную связь относительно своих инициатив, законопроектов и законов, новых товаров, акций, рассчитать уровень риска.

С общественной значимостью лайков связана, например, проблема накрутки голосов: в интернете нередко бывают случаи, когда на каких-либо конкурсах (будь то конкурс красоты или творческое соревнование), голосованиях на политические и социальные темы, устраиваемых на базе социальных медиа, побеждают достаточно сомнительные кандидаты и инициативы, которые, казалось, мало кто может поддержать. На ресурсах же, которые наравне с лайками позволяют ставить и дислайки, накрутка также может проявляться в намеренном «минусовании» предмета голосования: например, под некоторыми обсуждениями, материалами, которые посвящены политике, часто в поддержку властей набирается невероятно высокое количество лайков, а если материал оппозиционный — аналогичное число дислайков. В то же время зачастую средняя посещаемость ресурса или количество просмотров материалов автора, разместившего этот контент, в три-четыре раза ниже. Объясняется это существованием специальных групп людей, компаний, за деньги (а иногда и по личному желанию, идейным соображениям, безвозмездно) отслеживающих появление в сети материалов, касающихся какой-либо темы, которую им заказали «сопровождать» своим участием: ставить лайки/дислайки и оставлять комментарии определенного содержания. Таких людей в сети принято называть «ботами» и «троллями» (в Рунете самые известные примеры этого явления: «кремлеботы» и «фабрика троллей»): первые механически, как роботы, выполняют заказ, ставя лайки/дислайки, а вторые, как правило, вдобавок еще пишут язвительные сообщения, оскорбляют и провоцируют других пользователей — создают информационный шум, в результате чего у не подозревающих что ими манипулируют людей возникают трудности понимания проблемы и принятия решений. К сожалению, описанное негативное явление трудно искоренить, так как технологии его применения достаточно глубоко проработаны и четко применяются на практике, кроме того, сегодня оно очень востребовано в борьбе за влияние на умы граждан с помощью интернета.

В тексте есть отсылки к статье «Лайк в социальных сетях и его феномен»

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
3 мар 2019
14
Павел Влизков
Павел Влизков
Удаленная работа — это в трусах на диване?
Мнение
8 мар 2019
Юлия Федотова
Юлия Федотова
Про «фейк ньюс» и, я б сказала, «фейк постс»
Мнение
11 мар 2019
Виктор Лурье
Виктор Лурье
В Госдуме приняли «Пакет Клишаса» — резонансный, странный, но крайне важный
Комментарии (4)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Vova
16 мар 2019 23:35

Лайки, дизлайки... Главное - было б с кем поговорить. Честно скажу, без интеренета я бы спился. Потому что поговорить значит выпить... Традиция... :)))
https://youtu.be/Ziaf8LK7xoQ

Нарколог-лайколог
17 мар 2019 10:44

Лайкоголик никогда не признается в том, что он - лайкоголик. Некоторых надо лечить принудительно.

Нарколог-лайколог
17 мар 2019 00:27

Лайки, как и наркотики, водка действуют на разных людей по разному.

17 мар 2019 23:39

Лучше лайкоголиком быть, чем алкоголиком!

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИнтернетОбщество

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности