Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия

Распространяй и властвуй: как я раскрутил фейк, а «Яндекс.Дзен» предложил на этом заработать

Алексей Полухин

Сколько времени, сил и средств требуется для создания фейка федерального масштаба? Не шуточной истории, как тигр изнасиловал козла, а потом съел. Новости, которую совершено серьезно начнут обсуждать в телеграм-каналах, распространять политики и СМИ. Час.

Именно столько потребовалось, чтобы написать и распространить фейк «Губернатор Тверской области: За мусорный коллапс отвечает Правительство России и лично Дмитрий Медведев».

Рассказываю зачем, как и почему.

Предупреждение: большинство оценок — личное мнение автора, на котором основывались действия.

 

Зачем?

Главная цель одна: показать, что «Яндекс.Дзен» — удобная платформа для распространения фейков. Без каких-либо оценок. В моей ленте постоянно встречаются ссылки на статьи, размещенные на платформе, с кричащими заголовками: «В Китае с 1 января для всех жителей бесплатный бензин», «Голикова рассказала, что в России нет бедных», «Бочаров купил золотой унитаз». Приписать известным людям слова — стандартная практика не только для мемасов («Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», В. И. Ленин), но и для публикаций в «Яндекс.Дзен».

На это, в частности, обратил внимание политолог Аббас Галямов, которому приписали цитаты про Владимира Путина, которые он, по его собственным словам, «вообще не говорил — во всяком случае, в таких формулировках».

За день до запуска фейка у себя на странице я опубликовал пост с личной оценкой платформы как удобного и максимально простого способа создания и монетизации фейков, поскольку известно, что «Яндекс» готов платить авторам, контент которых преодолел отметку в 7 тысяч дочитываний за неделю.

Фейк должен был подтвердить мысль, и в целом подтвердил.

Сопутствующие результаты — вроде демонстрации отсутствия внятной реакции на фейки со стороны власти — изначально не задумывались, как и не ставилось целью «ускорить покупку „Яндекса“ структурами „Сбербанка“» или принять активное участие в борьбе башен, как написали потом «эксперты».

 

Как сделать?

Всего лишь необходимо зарегистрировать «Яндекс.Почту». Нет ограничения «один телефонный номер — один аккаунт», так что можно бесконечно создавать «Василиев Петровых», «Тамар Петровн» и прочие аккаунты несуществующих людей. Но для дополнительных гарантий почту я регистрировал не на свой рабочий телефон, а на сим-карту, которой никогда не пользовался, хотя она и зарегистрирована на меня.

Угрозы безопасности для себя не чувствовал и не чувствую до сих пор [откуда?!], так что и меры защиты были направлены исключительно на то, чтобы источник фейка нельзя было определить в два клика.

После регистрации почты создал сам канал.

Изначально он назывался по имени, указанном при регистрации почты. Но Василиям и Тамарам из интернетов мало кто верит, так что вскоре я канал переименовал в «Тверскую правду». Новое название должно было добавить статуса, поскольку похоже на типичный новостной портал.

Сразу хочу заметить, что аналогичных результатов можно добиться, сделав кальку на экспертную исследовательскую группу, вроде «Агентство исследований социально-экономического поведения избирателей». СМИ в России, как и исследователей политической ситуации, так много, что можно солить, так что никто не удивится, услышав также название даже впервые. Скорее подумают, что «что-то слышали», как в известном моменте из фильма «О чем говорят мужчины», где герои покупают картину «модного художника».

В незнании в России признаваться стыдно.

Я взял «Тверская правда». Тем более что недавно в Тверской области появился аналогичный сайт, который публиковал довольно спорную, но актуальную информацию. Несколько знакомых из региональной политической среды даже пытались деанонимизировать данный сайт, но его авторов и владельцев я не знаю.

Для создания фейка это и не требовалось.

Интересным фейк делают три вещи: актуальность, известная личность и неожиданный поворот. Никто не будет читать историю, что «Депутат гордумы Твери купил грибы в магазине», даже если в реальности он собрал их в лесу. Первые лица России и региона, проблемы всей страны (мусор, бензин, цены), неожиданный поворот (признание, которое ждали) — три составляющие успеха.

Если речь идет о политике. Впрочем, уверен, что обращение к вечным темам — кошелек, кровать, кровь — тоже подойдет.

В Твери, как и во многих городах России, с Нового года начались перебои с вывозом мусора в связи с переходом на новую схему обращения с отходами, которая в реальности оказалась лишь дополнительной прослойкой между гражданами и коммунальными службами в виде регионального оператора. При этом областные власти на мусорные проблемы никак не реагировали, а официальные СМИ уже неделю публиковали поздравления с праздниками и сводки происшествий, пока в социальных сетях шли чуть ли не соревнования по высоте гор из пакетов с мусором, не вывезенных с контейнерных площадок.

С темой пришли и герои.

В новой схеме обращения за мусор отвечает региональный оператор, который конкретно в Тверской области находится в собственности у областного правительства. Плюс Игорь Руденя позиционируется как ответственный за все хорошее в регионе.

Никто бы не поверил, что губернатор региона раскритиковал Владимира Путина. Не избрали еще такого губернатора. А в то, что «кто-то сорвался и сказал наконец-то правду про Медведева, его правительство и олигархов», поверить легко. Для большинства [повторюсь, оценочное мнение] жителей России — это стандартная цепочка виновных, особенно после введения всяких «Платонов».

С распространением не возникло проблем, если не считать проблемой монотонное нажимание «Ctrl-C» + «Ctrl-V».

За основу взял группы «Подслушано». Такие есть чуть ли не в каждом поселке. В крупных городах, даже городках районного масштаба, их по несколько штук, и все они имеют активных подписчиков, количество которых измеряется тысячами и десятками тысяч.

Первоначально раскидывал по регионам, что отобразилось на подводке. Игорь Руденя в подводке представлялся, как первый смельчак, который не выдержал и сказал правду. С проблемой вывоза мусора столкнулись все, но какой-то официальной реакции от властей (главное — обозначение виновных) мне не встречалось.

Раскидывал я в порядка 20 регионах, но опубликовали всего несколько групп — в Псковской, Смоленской и Нижегородской областях.

На втором этапе спустился в Тверскую область. Пришлось написать другую подводку, потому что хороший губернатор — чужой губернатор, а свой всегда бездельник. Так что упор сделал на «поиске виновных» и мнимом противостоянии с Дмитрием Медведевым. Опубликовали около десяти групп в районах, что было достаточно, чтобы запустить историю, которую уже не остановить.

Самое сложное в раскрутке оказалось зарегистрироваться в Facebook, поскольку социальная сеть проверяет фотографию. Пришлось искать страницы реальных людей в «ВК», проверять что их нет в Facebook (такое еще встречается), после чего создавать аккаунты на их имя с их фотографиями. Сразу скажу, «зарегистрироваться» так и не успел: проверка «моего фото» заняла два дня, но к тому времени «фейк» сам пришел в Facebook.

Как и в Twitter, и Telegram.

Сам «Яндекс.Дзен» публикацию не продвигал. За все время ее показали в ленте не более 500 раз, в то время как количество просмотров дошло до 10 тысяч.

 

Обсуждение

В соцсети «ВКонтакте» первые полтора дня никто не писал, что новость — фейк. Первые опровержения от «пользователей» начались только в полдень 7 января, причем во всех группах про фейк писал один человек — Василий Петров, явный противник «либерастов», судя по странице. Многие отмечали смелость главы региона.

В Facebook при первом появлении новости многие или соглашались с «мнением губернатора», или утверждали, что он пытается найти виноватых. Лишь немногие спрашивали про источник информации и сомневались в реальности высказывания. Ссылку на «фейк» опубликовал известный экономист Михаил Хазин.

Telegram-канал «Пяр во время чумы» быстро нашел политическую составляющую заявления: «очередной виток борьбы „Ростеха“ за контроль поста премьера». Игорю Руденю называют человеком руководителя госкорпорации Сергея Чемезова. Канал похвалил губернатора Тверской области за действенную альтернативу: забрать полигоны и уборку мусора в госсобственность, а частникам оставить субподряд (стоит отметить, что в этой части фейка ничего придуманного нет, Игорь Руденя действительно это предложил и даже реализовывает), и предположил, что пилотный проект в Тверской области одобрен Владимиром Путины. После публикации мною опровержения, канал захотел, чтобы это «на самом деле все это атака на Яндекс с целью его дальнейшего поглощения Сбером».

Канал «Минправды» однозначно охарактеризовал новость как «фейк», совершено точно описав модель распространения. Ошибся только в одном — никакого заказчика не было. Чистое искусство.

Новость взяли некоторые СМИ второго ряда, вроде астраханского «Пункт-А» или «Уралинформбюро» (последнее даже сделало себя источником информации), что позволило фейку попасть в новостной агрегат «Рамблер» (сейчас новости удалены).

Но это не мешает фейку распространяться до сих пор. Сегодня, когда с момента опровержения прошел день, его опубликовала официальная группа партии «Справедливая Россия» в Курганской области.

 

Почему верят?

Фейк легко распространился, поскольку другого объяснения, почему из дворов не вывозится мусор, нет. Люди каждый день выносят мусор, видят, что он копится, что контейнеров не хватает, а власти празднуют Новый год и Рождество.

Это в конкретном случае.

В целом, в России существует дефицит откровенности. Нет ярких политиков и чиновников, которые «не воду льют», а говорят по теме, при этом не повторяя тезисы, высказанные первым лицом государства на прямой линии. Официальные СМИ тоже не дают ответов на актуальные вопросы, из-за чего теряют доверие.

Отсутствие реакции со стороны властей на фейк, добавило веры, поскольку раз молчат, значит, сказать нечего, значит, правда.

В этом плане фейк сработал на имидж главы Тверской области. Он предстал «народным губернатором», который начал говорить правду и называть имена виновных. Примерно по этой же технологии создаются мифы о «настоящих мэрах, расторгающих договора с нерадивыми подрядчиками», хотя так делают во всех администрация всех городов России, что легко проверить по картотеке арбитражного суда.

Федеральные СМИ не поверили в историю, потому что для них важна репутация, так что столь незамаскированный фейк они проверили. Региональные этого сделать не смогли или не захотели, получив дополнительный трафик (публичный счетчик на одном сайте показывал запредельные 100 тысяч просмотров, хотя другие новости набирали в среднем 500-1000 просмотров).

 

Итог

«Яндекс.Дзен» удалил пост после жалобы, поскольку фейк «содержал клевету». Но отметку в 7 тысяч дочитываний я преодолел, так что уже сегодня мне пришло письмо от сервиса, что теперь я могу зарабатывать на «Дзене». Осталось заключить договор и дальше можно постить уже не фейки.

Например, анекдоты или материалы, «как правильно поститься». Они, как фейки, всегда будут в тренде. «Яндекс.Дзен» безусловно удобная площадка, на которой располагается много достоверной и уникальной информации, а сервис помогает ее продвигать. Но также он своим авторитетом позволяет зарабатывать на «фейках».

Материалы по теме
Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
?
10 янв 14:55

Эта шит-акция в рамках заказа федералов по вопросу подготовки населения к предстоящим слушаниям в Госдуме по законопроекту о цензуре СМИ? Да?

Последние новости