Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия
  1. post
  2. Горизонтальная Россия

Из истории новогодней елки (часть 2)

В принципе, Петр Первый предвосхитил то, как выглядит современный Новый Год: на Новый Год полагалось пускать ракеты, зажигать огни, украшать столицу хвоей; но не только еловыми ветками, но также сосновыми и можжевельниковыми. Праздновать наступление Нового Года полагалось целую неделю. 

Рождественская елка появляется впервые в начале XIX века в домах петербургских немцев. В углу гостиницы на стол ставилась совсем маленькая елочка, которая закрывалась покрывалом. 

24 декабря 1817 года по инициативе Великой княгини Александры Федоровны (жены Николая Первого) елку установили в Императорском дворце в Москве. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, ставшая уже императрицей, организовала детский праздник для пятерых своих детей и племянниц. Свечи на елке зажигались дважды: на сочельник и на Рождество. 

Состоятельные горожане подхватили обычай; после праздника было принято отдавать елку слугам. В дома елка приходит в 1840-х годах и первоначально продавалась в … кондитерских, так как ее украшали конфетами, сладостями и фонариками. Не исключено, что первоначально это был хитрый маркетинговый ход по увеличению предпраздничной продажи. Кстати, наряжали эти елки сладостями своего производства кондитеры-ретророманцы (это представители трех маленьких древних народов, сохранившихся со времен римской империи), перебравшиеся в Питер. Такие елки с пряниками, пирожными и конфетами стоили от 20 до 200 ассигнациями. По тем временам этот было целое состояние! 

Первая публичная елка была установлена в Питере в здании Екатериенгофского вокзала, разукрашенная лоскутками разноцветной бумаги. После этого публичные елки стали устанавливаться в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний. 

Домашние елки постепенно из семейного праздника стал превращаться в праздник, свидетельствующий о статусе хозяина елки. Особенно важным считалось украсить елку богатыми украшениями и подарками, но при этом не использовать украшения прошлого года. 

Священный Синод РПЦ относился к елке настороженно, как к иноземному и языческому обычаю, о чем неоднократно и напоминал в своих постановлениях, например в годы Первой мировой войны. Однако елки ставились и в домах священников и в императорской семье. 
Во вторую половину XIX века елку украшали в основном картонными игрушками. В конце XIX века их сменили стеклянные шары, вначале немецкие, а затем произведенные в России. 

В СССР была предпринята попытка заменить рождественскую елку комсомольской елкой. В 1929 году Рождество было провозглашено рабочим днем, а детские елки и Дел Мороз были признаны «поповскими обычаями»: специальные патрули из добровольцев ходили по улицам, заглядывали в окна и следили, чтобы в доме не было елок. 

Но в 1935 году благодаря обращению к Сталину Павла Постышева новогодняя елка была реабилитирована. Заметка Постышева в «Правде» вышла 28 декабря 1935 года, а уже через день елки появились во всех детских учреждениях. Более того, в магазинах появились елочные игрушки. Как отмечает автор статьи в Википедии: такой оперативности советская история больше никогда не знала. 

В 1937 году в СССР открывается первый завод елочных игрушек. Правда, идея украсить елочные шары портретами членов Политбюро так и не была реализована. 7-конечную Вифлеемскую звезду на верхушке елки заменили на звезду 5-конечную. 
На елке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом впервые появляется Снегурочка, известная ранее только как персонаж пьесы Островского А. Н. и оперы Римского-Корсакова. Советская Снегурочка дожила и до наших дней. 

Елки времени ВОВ украшались фигурками солдат, танков, собак-санитаров, оружия. В 1950-е годы елки начинают украшаться снеговиками и снегурочками. В 1960-х годах их дополняют космонавты, ракеты и кукуруза. 

В России самая большая елка была установлена а Театральной площадки Красноярска в 2009 году. Ее высота составляла 46 метров. 

В Лондоне каждый год ставится елка, присылаемая из Норвегии в знак благодарности за освобождение страны от фашизма. Но она ниже — всего лишь 20 метров. 

Вот так смешались в новогодней елке традиции и религия, политика и история, ожидание чуда и надежда на то, что Новый Год будет лучше, или по крайней мере не хуже предыдущего.

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово