Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Марий Эл

Образование не для всех: как в Марий Эл директора школ избавляются от «неудобных» учеников

Ирина Протасова

В этом году в правозащитную организацию «Человек и Закон» поступило несколько обращений от родителей учащихся Республики Марий Эл о нарушении прав их детей в образовании. Это не только обращения о непредоставлении учебных материалов, из-за которых детям снижают оценки в случае отказа приобретать их родителями. Как раз этот вопрос уже широко обсуждается, в том числе, комментируется министром образования Марий Эл.  Самые острые обращения касаются нарушения права на образование — того самого фундаментального права, закрепленного в Конституции и гарантирующего всем доступное и бесплатное образование. Нарушение этого права в Республике Марий Эл заключаются в отстранении учеников от образовательного процесса или в  требовании перевода на другие формы обучения.

Возникает очень тревожная ситуация. Школы сегодня продолжают работать по старым стандартам и очень консервативны к изменениям, а родительское сообщество понимает, что права и интересы ребенка важнее штампов.

17 сентября этого года директором Школы в Йошкар-Оле издан приказ о временном прекращении образовательных отношений с учеником 2 класса. Говоря простым языком, директор школы запретила ученику приходить в школу. Причина запрета — родители отказались от обследования ребенка на туберкулез методом реакции манту или диаскин-теста. И в соответствии с приказом Директора уже 18 сентября ученику закрыли вход  на занятия.

Приказ, изданный директором, явно нарушает право второклассника на образование. Более того, школа вторгается в частную жизнь семьи, ведь любое медицинское вмешательство  — дело сугубо добровольное.

В этой ситуации перед правозащитниками всегда стоит дилемма. С одной стороны, важно включить юридические механизмы, создать правовой прецедент, который еще раз зафиксирует — нельзя нарушать право ребенка учиться. Для этого нужно обратиться в суд, потому что приказ директора школы, оказывается, не вправе отменить даже вышестоящие инстанции. А суд может длиться до нескольких месяцев. В это время ребенок будет лишен возможности посещать занятия. Учитывая приоритет прав ребенка, минимизации стрессовых для него ситуаций, правозащитники вместе с родителями идут на компромисс с администрацией школы. В данном случае, свой приказ директор  школы отменила на следующий день, а правозащитники не стали обращаться в суд, ограничившись жалобой в Прокуратуру.

Важно понимать, что отказ от всевозможных медицинских вмешательств — прививок, проб, реакций у детей — это не прихоть родителей, а их реальные опасения, поскольку все чаще  и чаще появляется информация о негативных  последствиях таких манипуляций. Многие родители в таких случаях пользуются законным правом отказа от них и это становится поводом для произвольного недопуска ребенка к занятиям.

Еще одно обращение в организацию «Человек и Закон». Директор одной из школ Марий Эл заявила маме, что не допустит ребенка до образовательного процесса без справки от психиатра и заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а причиной этого условия стал небольшой срыв ребенка из-за оценки. Причем ребенок пришел в школу после того, как перенес онкологическое заболевание, у него идет процесс адаптации. Директор все свои требования сопроводила словами: «Я не могу допустить ребенка без справки от психиатра, из-за событий в Керчи…»

Третье обращение, совсем свежее — 27 ноября 2018 года директором школы, опять же в городе Йошкар-Оле, издан приказ, обязывающий родителей перевести ребенка на семейную форму обучения из-за плохого поведения в школе, несмотря на  то что в соответствии с законом  «Об образовании в РФ» только родители вправе выбирать форму обучения. Директор школы не имеет полномочий обязать родителей сменить форму обучения ребенка с очной на семейную форму. В обосновании приказа отмечено, что поведение ребенка агрессивно и неадекватно — это произвольное мнение директора, не основанное на заключениях специалистов.

По фактам нарушений права на образование правозащитная организация «Человек и Закон» помогает родителям в составлении и направлении жалоб в управление образования, в прокуратуру,  но это не решит проблемы в целом. Необходимы системные изменения и реализация различных программ в школах для детей, индивидуальная работа с ними.

Это не единичный случай, когда детей, которые доставляют сложности,  пытаются либо отправить в другие школы, либо перевести на другую форму обучения, в общем — избавиться от сложного ученика.  И сложности бывают разными — не сделанные прививки, эмоциональное поведение, проблемы в адаптации и в отношениях со сверстниками. Словом те ситуации, с которыми школа должна помочь справиться ребенку. А на деле, школа просто отказывается от ребенка, переадресовывая его проблемы другим педагогам, или вообще, родителям.  Для школы это самый простой путь, а для ребенка и его родителей совсем не является решением проблемы.

Уставы школ всегда ставят одной из целей или задач своей деятельности создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Для этого в школах существуют психологи и социальные работники, но сейчас их деятельность во многом сводится к диагностике, а не решению индивидуальных проблем ребенка. Школа не берет на себя роль помощника родителей. Платные психологи и педагоги многим семьям не по карману.  Зато школы быстро собирают и направляют документы  в Комиссию по делам несовершеннолетних, которые затем наказывают мам и пап. И это тоже не выход из ситуации, тем более, родители сами нуждаются в поддержке.

Великий педагог Януш Корчак еще в прошлом веке говорил: «Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен». К сожалению, в нынешней системе образования все чаще доминирует эта позиция, а неудобных, сложных, требующих особенного подхода учеников пытаются вывести за пределы школьных сообществ. Такая неграмотная, нарушающая права ребенка позиция руководителей школ, свидетельствует о недостаточном профессионализме, что, к сожалению, отражается и на атмосфере в школе,  и на процессе образования.

Сегодня необходимо сообща решать проблему — общественные организации, институты повышения квалификации, научное сообщество и институты образования должны совместно разрабатывать и реализовывать просветительские, адаптационные, медиационные программы, включая в них не только педагогов, но и директоров школ, родителей и учащихся. Общественные организации открыты к такой помощи, вопрос за ведомствами. 

 

Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон" решением Министерства юстиции РФ 30.12.2014 года внесена в реестр некоммерческих организаций, согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7 "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ" (с учетом ранее внесенных изменений, а также в ред.от 02.07.2013), "выполняющих функции иностранного агента"

Последние новости

Комментарии (17)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Евгений № 2
11 дек 2018 16:13

уважаемый правозащитники - а вам не кажется что вы уже чувство реальности потеряли
вы написали = 17 сентября этого года директором Школы в Йошкар-Оле издан приказ о временном прекращении образовательных отношений с учеником 2 класса. Говоря простым языком, директор школы запретила ученику приходить в школу. Причина запрета — родители отказались от обследования ребенка на туберкулез методом реакции манту или диаскин-теста. И в соответствии с приказом Директора уже 18 сентября ученику закрыли вход на занятия.
Приказ, изданный директором, явно нарушает право второклассника на образование. Более того, школа вторгается в частную жизнь семьи, ведь любое медицинское вмешательство — дело сугубо добровольное. =

То есть право на образование вы этого ученика защитили, а вот право на здоровье всех остальных школьников в данном случае нарушено и я так понимаю - вам все равно ..


Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.


Статья 55
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

27 дек 2018 15:10

"То есть право на образование вы этого ученика защитили, а вот право на здоровье всех остальных школьников в данном случае нарушено и я так понимаю - вам все равно .."

А где вы увидели, что у ребенка есть симптомы туберкулеза, которые нужно подтвердить или опровергнуть? Если бы были симптомы, то ребенок давно бы был в больнице, а если симптомов нет (чую, что в этом случае у ребенка было на руках заключение педиатра "Здоров", как и у рязанских изгнанных из школ детей), значит, ребенок не опасен для окружающих.

В Рязани, Питере, Каменск-Уральском тоже повально начали отстранять здоровых неугодных детей. Не знаю, что с этим делать, и как помогать родителям.

Кожин Владимир
11 дек 2018 16:49

Редко соглашаюсь с Евгением, но в этот раз соглашусь, что отказ родителей (или иных законных представителей ребенка) от проведения пробы Манту, консультации врача-фтизиатра нарушает права других детей, которые ходят в садики или школы. Что, к слову, прописано в статье 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения " (от 30 марта 1999 года).

27 дек 2018 15:39

На отказ от любого медицинского вмешательства родитель (и ребенок) имеет право по закону. Тем более, если это вмешательство имеет профилактический характер.

Иугений 2,
11 дек 2018 18:23

Хоспадяяя. Ну почему ты лещешь туда, где ничего не смыслишь. Ну, как так можн. Ну, право одних презумируется в обязанность других, в конституционно-правовом смысле ст. 41 Конституции на русский язык звучит так. Мы, государство, гарантируем охрану здоровья гражданам, создав доступные условия для получения медицинской помощи. Строительством больниц, обучением врачей и прочее, прочее. Ну, открой учебник Конституционного права, почитай, что умные люди пишут. Что касается прививки, то у родителей перед тем как слелать прививку, под роспись спрашивают о согласии или несогласии ее делать. Это право родителей. У нас в прошлом году больше полкласса показало положительную реакцию. Побежали к специалистам, ааа караул. Так специалисты руками махнули и сказали, ерунда эти прививки. В этом году почти весь класс согласие не дал. Евгений, иногда лучше жевать, чем говорить

Судя по вашему тексту
13 дек 2018 22:42

жуйте дальше, а Евгений написал точно!

Гаврил Антоныч
11 дек 2018 20:30

обучающиеся в 19 школе сплошь заражены вирусом под названием "мат сплошной". Это легко установить надо только подойти к крыльцу и послушать "разговор" вышедших школьников. Это не школа а рассадник.

СЕРЖАНТ
11 дек 2018 20:31

вернёмся обратно к маршруткам:= а слабо владельцам оных вывесить поширше объявление:= без наличия справки о реакции манту в маршрутку просьба не садиться. Вот и Евгений №2 их всецело в этом поддержит:= "...право на здоровье всех остальных " пассажиров этих маршруток пострадать сможет!
А больных спидом тогда вообще можно за колючую проволоку отсадить:= это чтобы "санитарно-эпидемиологическое благополучие остального населения" таким образом полностью обеспечить. Нечего им "права других" безопасно рядом обитать нарушать. Эй, смотрящие:= это я не призываю, просто УТРИРУЮ. Для примера ради
Аж в 1999году этим озаботились. А ничего, что раньше ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ из одного стакана гранёного все газировку и квас пили. А условия для жизни бледной спирохеты там были вполне подходящие. И ничего:= как-то мы выжили. А ещё жвачку по-очереди жевали и даже ( о ужас) натурально плевали в ГАДКОГО для нас человечка. А ведь он мог и справку в ответ потребовать

Сержант !
13 дек 2018 22:44

Ну тебе генералом точно НЕ быть! Изучите для пользы своей ситуацию с заболеванием туберкулезом, а потом маршируй!

СЕРЖАНТ
14 дек 2018 00:13

вообще-то бледная спирохета:= это сифилис ( один из путей передачи -бытовой). Но в познаниях с вами тягаться не стану:= куда уж мне там до светочей от науки. Тем более с таким большим знатоком того далёкого времени о котором я лишь слегка обмолвился.
Ситуация с туберкулёзом у нас тогда была охренело массовая { http://900igr.net/up/datas/112600/012.jpg } Да-да , в начале 60-х живя в тесных и тёмных коммуналках зачастую по соседству с больными:= мы туберкулёз знали отнюдь не по-наслышке. Спасались тем что всё время проводили на улице:= подхватить палочку коха в тёмных малопроветриваемых ( экономили тепло, иначе дров не напасёшься) 8 или 12 (это когда семья была больше 4 человек) метровых комнатушках бараков было проще простого. Флюорография:= нет, не слышали, у нас был РЕНТГЕН.
PS и сегрегацию в школах директора нам тогда не устраивали, ума избыточного им видимо не доставало

Сергей
11 дек 2018 20:44

Не совсем понятно Евгений №2 описал проблему. Получается все привиты и боятся одного не привитого ребенка. Зачем тогда прививка, если она не помогает? Сейчас все больше родителей отказываются от прививок. И причин тому много, начиная от бесполезности прививок и заканчивая их вредом. А количество детей пострадавших от прививок растет с каждым годом(вплоть до инвалидности и смерти детей, это я говорю про Марий Эл). Вот только не ищите эти случаи в официальной статистике - их там просто нет, врачи упорно не хотят писать поствакцинарное осложнение.
И да "Сержант" прав - боитесь в школе? а как же детские центры, площадки, магазины, да и просто улица?????

СЕРЖАНТ
11 дек 2018 21:25

А я вообще стараюсь в аптеках за ручки дверей не держаться:= ногой их открываю. И сдачу там никогда не беру:= деньги и так рассадник всевозможной заразы, а в подобных местах так и просто зашкаливает.
А теперь вполне серъёзно. Может ли прививка быть причиной ДЦП? Чтобы правильно ответить на этот вопрос:= задайте сами себе вопрос:= а Вы ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯЕТЕ тому врачу который её будет делать? Он настолько внимательный, ответственный, он учтёт весь анемнез, ничего важного не забудет, ему не надо гнать план чтобы получить премию, он не озабочен личными и финансовыми проблемами, никуда не спешит и досконально и профессионально знает своё дело. Ваш врач именно такой:= соглашайтесь на вакцинацию, хуже не будет.
Усомнились хоть в одном:= тогда нечего его:= и директора школы слушать, ну НЕКОМПЕТЕНТЕН человек:= не всем ЭТО дано

Земляк
11 дек 2018 22:46

Тема важная. Думаю, что надо узнать сначала все ли сделали родители детей, чтобы спокойно и конструктивно решить вопрос в сотрудничестве со школой. А по поводу поведения детей в образовательной организации, то тут тоже надо педагогам и родителям вместе заниматься. А родителям необходимо больше заниматься детьми, с учителями разговаривать. Да и детям показывать пример, каким надо быть культурным и воспитанным человеком, не помешало бы. Начните с себя)

Серега
11 дек 2018 23:35

а по нашему выходит сегодня в школе управляют настоящие мошенники с дипломами педагогических вузов. Такими они стали после постоянного участия в избирательных комиссиях по проведению многочисленных псевдовыборов и участия в подтасовке результатов. Развращенные властью учителя - мошенники и образовательный процесс который должен вестись в школе это просто нонсенс какой то. Такое возможно только у нас в России. Воровская власть знает кого надо пихать...

швецовой
13 дек 2018 10:16

Нет, а дело ее живет

13 дек 2018 13:05

Вот всегда считал крайне необходимым и обязательным регулярное обследование всех сотрудников школ у психиатра, психоаналитика с последующем резюмированием "Допущен" / "Не допущен" к дальнейшей работе с детьми. Раз в три года, не реже. И с каждым годом убеждение мое крепчает и крепчает все больше и больше в геометрической прогрессии. И это было бы смешно, если бы не было так грустно, учитывая необратимые последствия. Хотя, проще ведь детей во всем обвинять, психику, жизни, судьбы ломать и к урокам не допускать, правда? (Сам неоднократно с подобными проявлениями "педагогической неадекватности" сталкивался, если что)

СЕРЖАНТ
14 дек 2018 12:02

Чем больше и выше зарплата у директора:= тем больше на эту должность будут стремиться людей желающих обогатиться, что им какие-то проблемы каких-то там детей. Деньги пришли люди зарабатывать. А эти, которые не такие как все:= мешают им делать этот процесс лёгким и приятным
PS к счастью, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство директоров именно педагоги