Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Воронежская область
Собирается ежемесячно 27 205 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. Заседание Воронежского клуба политологов на тему «Патриотизм в поведении российской молодежи: проблемы эффективного воспитания»

Заседание Воронежского клуба политологов на тему «Патриотизм в поведении российской молодежи: проблемы эффективного воспитания»

Роман Савенков
Роман Савенков
Добавить блогера в избранное

27 апреля состоялось XLVII заседание Воронежского клуба политологов на тему «Патриотизм в поведении российской молодежи: проблемы эффективного воспитания». На наше приглашение обменяться мнениями по этому вопросу откликнулись департамент образования, науки и молодежной политики, департамент культуры Воронежской области, представители общественных патриотических организаций. Желающих высказаться собралось много. 

Очень не хотелось тратить время на заслушивание докладов о проделанной работе и важности патриотического воспитания вообще. Предложено было сосредоточиться на трех вопросах: что будем называть патриотизмом; какое поведение молодежи будем считать патриотичным; как воспитывать патриотизм в будущем, какие возможны новые современные технологии.
Патриотизм – любовь к своей стране и Родине, включает в себя ценности индивида, знания и его действия. Знакомство с литературой позволяет выделить четыре модели патриотического воспитания в России: 1) дореволюционный. Ценности: Россия – великая держава, хранительница истинной православной веры. Проявление в поведении – вера в Бога, посещение Церкви, защита нравственных ценностей. 2) советский. Ценности: СССР – первое государство рабочих и крестьян, победитель нацизма, страна во враждебном окружении. Проявление в поведении – освоение военных навыков, служба в армии. 3) гражданский патриотизм. Ценности: правовое государство, гражданские свободы, сменяемость власти, честные конкурентные выборы. Проявление в поведении: участие в выборах, уважением мнения других, уплата налогов, соблюдение правил. 4) культурный патриотизм. Ценности: история, литература, музыка, изобразительное искусство своего Отечества. Поведение: изучение культурного наследия и его пропаганда. 

Директор Областного центра развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Наталия Голева в работе Центра обозначила четыре направления патриотического воспитания: военное, туристическое, музейное и гражданское. Соответствующая нормативная база для такой работы создана. Основной механизм воспитания – это самостоятельная деятельность детей под руководством наставника. Принципиально новые методики предложить трудно. Основной акцент в работе, конечно, отдается военно-патриотическому воспитанию, которое реализует Региональный Центр подготовки граждан РФ к военной службе и военно-патриотического воспитания области. 
Исполняющий обязанности директора Воронежского областного музея им. И.М. Крамского Марина Чернова поделилась опытом формирования у детей и молодежи национального самосознания доступными музею художественными средствами. Новой формой работы музея стало создание волонтерских команд и привлечение молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (вредные привычки). 

Ответственный секретарь Воронежского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Никитин заметил сближение «культурного» патриотизма с «военным», т.к. материальные объекты Великой Отечественной войны с годами меняют свой правой статус. Основной формой работы Общества является уход за памятниками и просветительская беседа. 

Заместитель руководителя управления образования и молодежной политики администрации города Воронежа Оксана Хоронжук рассказала о реализации федерального проекта «Юнармия». По её наблюдениям, в проект искренне вовлекаются как дети, так и их родители. Хотя у участников заседания Юнармия ассоциируется с красивой формой и строевым шагом. 

Представитель ВРОО «Бессмертный подвиг» Михаил Маслов поделился опытом формирования у детей интереса к военной истории страны наглядной рекламой. Первые информационные плакаты о Перовой мировой войне они разметили на улицах города и торговых центрах при поддержке Андрея Маркова (тогда работающего в региональном правительстве). Сейчас «Бессмертный подвиг» создал интерактивный музей холодного и огнестрельного оружия, амуниции разных эпох, реализует конкурс-проект для школьников «Смени «аватарку». По его наблюдениям, тактильный контакт детей с оружием, военной формой побуждает школьников задавать дополнительные вопросы учителям по истории, к которым педагоги не всегда готовы. 

Председатель ВРОО «Сила в Единстве» Михаил Огнев предложил патриотическое воспитание проводить системно, начиная с создания благоприятной для этого общественной среды. Информационная среда сегодня агрессивная, особенно – международная. Так, представитель Международного Союза «Наследники Победы» Валентина Шумлянская посетовала на искажение истории Великой Отечественной войны за пределами России и рассказала о своей работе. 

Исполнительный директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович поделился социологическими наблюдениями патриотизма. Опросы выявляют две группы молодежи: первая (более многочисленная) гордится военной мощью страны и чувством страха, который теперь вызывает Россия; вторая (малочисленная) стремится сделать жизнь лучше вокруг себя. Обе модели поведения вполне входят в понятие патриотизма. Жаль только, что государство активно поддерживает чувства первой группы. Действительно, чтобы быть патриотом недостаточно скандировать «Россия – вперед!», нужно ещё не забывать свой мусор после отдыха на природе. 

Председатель Совета ветеранов Россошанской районной общественной организации погранвойск ФСБ России Олег Золотарев поделился своей болью: его работа с детьми вызывает их интерес, но не находит поддержки у властей и даже у вышестоящего руководства погранвойск. Тему критики недостаточно патриотичных властей продолжил представитель ВРОО «Плацдарм – 36» Эдуард Даньшин: организация через макеты оружия побуждает к изучению военной истории, но их не всегда пускают в общеобразовательные учреждения. Преподаватель ОБЖ, руководитель школьного музея «Хронограф» Владимир Астанин справедливо заметил, что всех желающих допускать к воспитательному процессу в школе нельзя. К сожалению, даже не всем ветеранам войны можно доверять беседу с детьми. Главная проблема, по мнению педагога – это «растаскивание» темы патриотизма на составные части и несистемная методическая работа. Наглядность музеев должна гармонично соединяться с образовательными программами по истории, литературе, и даже, физике и химии. 

Доцент ВГУ Виктория Черникова считает, что только гордостью своим прошлым нельзя сформировать любовь к Родине. Молодежь ищет возможности для собственной реализации, часто разочаровывается и теряет желание жить и работать в своей стране. Защищать нужно не только прошлое своей страны, но и создавать благоприятные условия для настоящего. Студенты, которые присутствовали на заседании, подтвердили свою готовность переехать в другие страны. Константин Квасов возразил, считая главным качеством патриота осознание ответственности за свою землю, способности граждан спрашивать со своих чиновников. 
В заключение, почти все аплодировали словам Сергея Казарова: любовь – чувство иррациональное. Нельзя объяснить искреннюю любовь к матери или Родине. Мы их любим потому, что они наши, родные. Любим их со всеми недостатками. 

Любовь – прекрасное чувство, но, кажется, не всем доступное. Точнее – каждый любит Родину как умеет: один - учит детей истории, показывает им памятники героев, другой – строит мост к полуострову, третий – вылетает на боевое задание без гарантий благополучного возвращения, а кто-то борется с нерадивыми чиновниками. Между ними нет противоречий и не должно быть конфликтов. Все модели воспитания патриотизма должны быть поддержаны государством. Как выявить успешные практики, после которых молодой человек без внешнего принуждения действует патриотично?

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ПатриотизмФотоОбщество

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности