Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Право на участие в выборах ректора университета: история с Сыктывкарским университетом

Право на участие в выборах ректора университета: история с Сыктывкарским университетом

Виктор Воробьёв
Виктор Воробьёв
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Несмотря на то, что в последние несколько лет количество российских университетов, в уставах которых сохраняется институт выборов ректора, неуклонно сокращается, таких университетов по-прежнему немало. 

За последние пару лет выборы на более или менее альтернативной основе прошли в Череповецком университете, Алтайской академии образования им. Шукшина, МИЭТ, МАрхИ, МГХПА им. Строганова, РГПУ им. Герцена, Московском университете геодезии и картографии, Ростовском государственном экономическом университете и ряде других университетов. На сегодняшний день объявлены выборы ректора Сыктывкарского университета им. Питирима Сорокина. 

Обычно выборы ректора не вызывают существенных споров либо такие споры непубличны. Но с Сыктывкарским университетом произошла иная история: один из кандидатов не был допущен к участию в выборов и спор перешёл в судебную плоскость, создав своего рода прецедент.

Этот спор обнажил интересный вопрос, который до сих пор не находил широкого обсуждения — вопрос квалификационных требований к претендентам на должность ректора.

Эти требования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. №1н, которым утверждён соответствующий раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Формулировка их достаточна размыта и допускает различные трактовки. В частности, требования к образованию там прописаны следующим образом: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики.

Из такой формулировки неясно, достаточно ли претенденту на должность ректора иметь образование (высшее либо дополнительное профессиональное) по одному из упомянутых профилей, или же требуются одновременно высшее образование в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по каждому из пяти упомянутых профилей.

Каждый университет, организуя выборы, принимает о них своё собственное положение, где встречаются и иные трактовки, предполагающие, к примеру, наличие у претендента на должность ректора высшего образования в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по любому из пяти упомянутых профилей. Такой же трактовки придерживается, в частности, Министерство труда и социальной защиты России.

В последних письмах Министерства образования и науки России встречается также позиция о необходимости высшего образования в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по четырём из пяти упомянутых профилей (экономика и менеджмент понимаются как единое целое).

По смыслу данных положений законодательства упомянутые требования должны обеспечивать должный уровень управленческой подготовки будущих руководителей вузов. Однако, на практике это приводит к тому, что кандидаты проходят заочные ни к чему не обязывающие курсы-вебинары и получают по их окончании сертификаты о повышении квалификации. Насколько это способствует обеспечению их менеджерских компетенций на практике — вопрос открытый. 

В случае же с Сыктывкарским университетом кандидат, не допущенный до выборов, получил отказ в связи с тем, что имел в упомянутой области знаний не дополнительное профессиональное образование, а полноценное высшее. Учёный совет вуза счёл это несоответствием установленным квалификационным требованиям и снял кандидата с выборов.

Такой подход представляется достаточно абсурдным, ведь дополнительное профессиональное образование предполагает получение новой квалификации без изменения уровня образования, и кандидат, получив ДПО в той же сфере, что и имеющееся высшее образование, не приобрёл бы ни новой квалификации, ни нового уровня образования. По сути, человеку, имеющему полноценный диплом, предлагается заменить его сертификатом с краткосрочных курсов.

Решение Сыктывкарского городского суда по упомянутому спору, к сожалению, не поставило точку в этом вопросе: суд лишь указал на отсутствие у учёного совета университета права проверять квалификацию кандидатов на должность ректора, поскольку аттестация кандидатов относится к компетенции учредителя университета.

В частности, соответствующая аттестационная комиссия создана и при Министерстве образования и науки России. До февраля 2016 года она не только проверяла соответствие кандидата формальным требованиям, но и проводила специальные аттестационные тесты.

Они включали вопросы о теории и методах управления образовательными организациями, основах гражданского, трудового, налогового, банковского и экологического законодательства, финансового аудита и планирования и т.д. На сегодняшний день эта часть аттестации отменена, и аттестация проходит в значительной степени по документам.

В разных сферах деятельности существуют квалификационные экзамены, которые проводятся органами профессионального сообщества. Такие экзамены есть, к примеру, у адвокатов и судей. Возможно, к таким экзаменам — вместо формальных и ничего не значащих требований к дополнительном образованию — следует перейти и в отношении ректоров.

Их могла бы проводить такая же аттестационная комиссия, состав которой можно было бы сформировать в значительной степени из представителей профессионального сообщества при участии профессиональных ассоциаций.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
2 марта
Даниил Зубов
Даниил Зубов
1 марта Москва хоронила Алексея Навального
Мнение
21 декабря 2023
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
На комитете псковской гордумы прошло второе чтение бюджета города
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Доцент
12 фев 2018 21:30

Всё очень правильно написано

Из Рязани
13 фев 2018 00:24

Полностью согласен с уважаемым автором!

Зырянин-язычник
13 фев 2018 03:04

Каждый толстощекий акадЭмик, должен наизусть знать все свои корочки, дипломы, степени, регалии, награды....
Это единственный его конёк, придающий вес в его профессионализме.
Наличие ЗНАНИЙ при этом не обязательно. )))

ЗНАНИЕ истино, если работает на практике, иначе это не ЗНАНИЕ, а галлюцинация Ума.

Вот Российские ученые , в большинстве своем ГАЛЛЮЦИНАТОРЫ, получающие получку за назначенный им ЧИН , а не за ЗНАНИЯ, которые они способны передать ученикам или использовать на ПРАКТИКЕ.
Это не образование, это продажа бумажек. у кого выше ЧИН у того бумажка подороже.))))


В общем это не сегодня родилось, а давно. Когда в Русской Академии наук , запрещалось учиться русским, а за российскую казну учились "немчура, да шведы" и получив звания, на этом основании управляли русскими.

Но сколько можно жевать всё это столетиями, как стадо прям? ))))))

Зырянин-язычник
13 фев 2018 03:17

И да самое главное в этой господско-крестьянской системе, это то, что "БЕЗ БУМАЖКИ, ТЫ КАКАШКА".
Помните, что говорят педАгоги подросткам, которые ходят на митинги?
-"Мы испортим тебе диплом, ты никуда не поступишь и испортишь себе жизнь....."

НЕ ЗНАНИЙ НЕ ДАДУТ, а испортят бумажку....)))

Хочу напомнить или открыть тайну молодым, что большинство выдающихся и богатых людей были как раз слабограмотны.
НО зато у них была ТЯГА к ЗНАНИЯМ ( работающим на практике) и отсутствовали надрессированные такими вот педАгогами деструктивные шаблоны и комплексы. )))))

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Образование