Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Воронежская область

Инновации в гражданском обществе

Виталий Иванищев

Для того, чтобы раскрыть тему, необходимо вспомнить, а что же такое гражданское общество? 

Я давно считаю себя представителем гражданского общества, однако сразу не смог сформулировать определение этого термина, я понимаю его смысл и суть, однако делаю это скорее интуитивно. Обратившись к интернету- я обнаружил несколько десятков определений гражданского общества. Так или иначе, все они сводятся к одному- гражданское общество это коммуникации между государством и гражданином. Одно из наиболее точных определений дал живший ещё во второй половине 16 века Джон Локк- Гражданское общество – это сила, которая существует для того, чтобы государство не поглотило гражданина и наоборот- чтобы общество не поглотило государство. Следовательно, инновации в гражданском обществе - это новые технологии и новые модели общения гражданина и государства. 

Какие мы знаем «старые» способы коммуникации общества и власти? 

  • Письма и личные обращения 
  • Митинги 
  • Одиночные пикеты 
  • Открытое письмо через СМИ 
  • Выборы 
  • Суды присяжных 
  • Общественные слушания 


Какие есть новые способы коммуникации: 

  • Соцсети (заменяют открытые письма и одиночные пикеты) 
  • Петиции (заменяют митинги и референдумы) 
  • Электронные приёмные (заменяют письма и обращения). 


Далее я подробнее расскажу про три последних формата. 

 

Петиции

Рассмотрим 2 главных площадки- это Чендж.орг и Российская общественная инициатива. 

РОИ была создана в 2013 году по инициативе Путина. Алгоритм следующий- вы отправляете петицию, если она набирает 100 000 голосов, то её рассматривает специальная правительственная комиссия. Далее интереснее- для регионов с населением менее 2 млн чел., а также для муниципальных инициатив необходимо набрать 5% голосов населения. То есть для Миллионного Воронежа необходимо набрать как минимум 50 тысяч. Если мы уберем из числа возможно проголосовавших детей, стариков, недееспособных, заключенных, асоциальных личностей, лиц не пользующихся интернетом, лиц нигде и никогда не оставляющих свои данные- то процент от лиц, имеющих возможность проголосовать, останется совсем небольшой. О низкой эффективности РОИ и процент петиций сумевших собрать необходимое количество подписей. На 2016 год из 8000 тысяч инициатив требуемое число набрали лишь 23. 

Не очень просто с РОИ и в техническом плане. Модераторы рассматривают заявку до 2х месяцев, и по факту это не менее месяца. Год даётся на сбор подписей, и потом ещё несколько месяцев комиссия будет рассматривать проблему. Поэтому петиция на РОИ может быть лишь о какой-то глобальной и долгосрочной проблеме. 

С Ченджем в плане пользования всё намного проще. Заявки утверждаются в течении нескольких часов. Однако есть и минусы- ни один чиновник не обязан выполнять требование петиции с сайта, сервер которого находится в США. Но если проблема действительно актуальна и количество голосов за петицию высоко, то на неё обязательно обратят внимание власти и СМИ. 

Несмотря на явные минусы обеих площадок, нам важно пользоваться ими. И пусть мы не наберем нужное количество подписей или чиновник напрямую не выполнит требование Chandge, но и тот, и другой инструмент вполне рабочие. 

 

Соцсети

Если раньше для открытого и публичного обращения требовалась поддержка СМИ, то сейчас любой человек может сделать это в соцсетях. По теории 6 рукопожатий, если ваша проблема актуальна- она найдет отклик 

В штате Миссури, по словам местного мэра, если проблема несущественна- например стихийная свалка или яма на дороге, то достаточно будет написать в твиттер с хэш-тегом мэрии, и за 2 дня проблема будет устранена. 

К сожалению, в России так пока не работает. Власти используют соцсети как ещё один рупор, однако редко используют их как инструмент коммуникации. 

Из личного примера- в ответ на мою критику городской думы пресс-секретарь добавила меня в черный список. А в ответ на мои публикации с критикой мэрии, заместитель управления информации не нашёл ничего лучше, чем перейти на личные оскорбления в сети. Потому что он не чувствует там всей полноты ответственности за свой статус и свою должность. 

Есть и положительные примеры- фейсбук для общения с гражданами активно использует ио губернатора Орловской области Андрей Клычков.

Зато если не все представители влати осознали в силу и мощь соцсетей, то бизнес сделал это давно и крупнейшие компании давно мониторят отклики на просторах интернета. В декабре 2016 года я столкнулся с некоторым непониманием в работе РЖД и написал об этом в фейсбуке. Спустя считанные часы они связались со мной, а через 2 недели прислали подробный ответ по почте. 

 

Электронные приемные 

Можно отправить обращение чиновникам с помощью интернета. Это можно сделать как с помощью электронной почты, так и через электронную приёмную. 

Электронная почта- ненадежный способ, у вас не будет ни номера обращения, ни информации, что оно принято, но несмотря на это этот способ часто работает. 

Электронная приёмная есть практически на любом сайте государственных органов. И если ваше обращение составлено грамотно, то вы получите ответ. Правда сроки будут стандартными- такими же, как и при обычном бумажном письме. 

Для улучшения коммуникаций сейчас появились масса приложений и специальных сайтов. Например, проект «Красивый мир». Как это работает: 

Вы увидели проблему, сделали фото, далее с помощью программы вы вводите вводные данные- например лужа на тротуаре, адрес такой-то и так далее. Приложение автоматически формирует обращение и от вашего имени отправляет его по электронной почте. Даже если вы не можете грамотно сформулировать проблему- программа сделает это за вас. 

Инновационных инструментов для гражданского общества множество, и с каждым годом появляются новые. И если мы хотим добиться позитивных перемен в своих задачах, мы можем и должны их использовать.

Последние новости

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.