Собирается ежемесячно 52 247 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. На «России» по России. День второй

На «России» по России. День второй

Сергей Маркелов
Сергей Маркелов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Киров – Пермь

Просыпаюсь три раза. Первый – в 5.30 утра, дышу воздухом в Нижнем Новгороде. В соседнем купе солдаты-срочники в зеленой форме, на полу груда зелёных тапок. Парни травят байки, перемежают слова матюгами.

Второй раз, нехотя, просыпаюсь к 11 часам. Умываюсь, пью кофе, снова дышу воздухом в Кирове. 
Солдаты подшиваются, щёлкают семечками, смеются, травят байки, режутся в карты.

В следующем «отсеке», на плечиках и аккуратно, висит форма с нашивкой «полиция» – едут солдаты-росгвардейцы с нагловатыми молодыми лицами, щеголяют в тельниках в бордовую полоску, травят байки о том, «как однажды стояли в Кремле», тихо поют «Рота, подъем! Будет сниться страшным сном!» и другие армейские хиты под музыку из телефона.

Рядом со мной женщина с утра пишет на листах А4, до обеда смотрит в окно, после обеда весь день спит, потом ещё весь вечер спит и, кажется мне, всю ночь она тоже будет спать. Я ей почему-то завидую. Я так не умею. Хотя от мерного покачивания поезда рубит меня постоянно.

В купе рядом с туалетами беседуют две дамы, на их столе святое писание в красной обложке, вареные яйца, банки то ли с соленьями, то ли с вареньями. Я им тоже немножко завидую – у меня бичпакеты, тушенка, да огурец, заботливо выданный Валерушей, а у них есть все – пища мирская и пища духовная. 

Со стороны проводницкого купе доносятся слова: «пукнул» и «жопа». Это играет мальчик лет шести – после Кирова половина поезда и ребёнок со своей странной игрой высаживаются. 

В обед я давлюсь дошираком. Подходит девушка со смоленским говором, в руках ее меню, желает приятного аппетита 

– Нет, из ресторана мне ничего не надо, – говорю. Хотя хочется. Пожалуй, завтра схожу полистаю.

Проводник, обладатель грубоватого фальцета, суетится – убирает, прибирает, открывает, закрывает, моет пол, снова что-то открывает, носится туда-сюда метеором.

За окном задолбавшее порядком среднерусское полесье начинает перемежаться широченными равнинами и маленькими дачными домиками-коробочками. К 15 часам небо накрывает сумерками, в вагоне загорается свет. Так, видимо, тут наступает вечер. 

Дышу воздухом в Балезино. Стемнело. Мимо плывет товарный поезд, разносит клубы снега. Красиво, как в сериале Сергея Соловьева «Анна Каренина». Балезино – маленькая станция где-то в Удмуртии, недалёко от которой живут Бурановские бабушки. По платформе бегают собаки, в магазинах продавщицы продают необычным певучим говором. 

«Балезино́ — станция стыкования между переменным и постоянным током, расположенная на линии Киров — Пермь», – написано в «Википедии». Пожалуй, это все, что надо знать о Балезино. 

– Да ну-у тебя на х... – в который раз доносится от солдатского купе. 

Если честно, парни едут спокойно. Даже очень. Что подозрительно. Ну разве что говорят они, в основном, матом – как научили в армии, так и говорят.

Всю дорогу от Балезино до Перми какая-то жопа со связью. Ее практически нет, словно едешь по Карелии в «Ласточке». Остаётся только спать.

Просыпаюсь в третий раз – надо мной возвышаются трое росгвардейцев-срочников. Сквозь сон пытаюсь врубиться, за мной они, или по делу. Ну, думаю, дописался. Хотя я же про них ещё ничего не писал. 

Те тоже проглядывают на меня как-то вопросительно. И стоят подозрительно покорно. Это проводница попросила их закинуть на третью полку здоровенный мешок. Закидывают. Уходят. 

Перед Пермью проснулась женщина, которая утром писала, потом долго смотрела в окно. И рассказала, почему она спала и смотрела в окно. Эмоционально и не без слез. У каждого человека здесь есть история – жаль, что не с каждым успеваешь поговорить, пока созерцаешь.

 

 

Проводник

Проводник в тамбуре, по старинке, лопатой забрасывает уголь в топку. Сам худощавый, невысокий, с грубоватым фальцетом и скрипучей хитрецой в голосе. Говорит, в первый же день пути полетело электроотопление. И – вжух ещё лопату угля в печку.

В 1985 году он начал работать проводником на этом поезде. Потом два года в армии, и снова в проводники – поезда на Архангельск, на Пекин, на бог его знает что ещё, и снова на Владивосток. 

Однажды, в поезде на Усимск, дедушка ехал хоронить бабушку, да не доехал сам.

– Выносил, да – умер дедушка в дороге. Ой, мы когда узнали, я и искусственное дыхание... Ой, что я только не делал, – рассказывает проводник и разводит руками. – Что поделать, это жизнь. Самое интересное, напарница в дороге книгу читала под названием «Последний путь покойника».

От Москвы до Владивостока, в основном, едут военные и вахтовики. Остальные подсаживаются по дороге. Читают, смотрят фильмы в ноутбуке, едят да спят. Как пассажир, говорит, он не представляет, как это, ехать 6 дней. А так, работы хватает. Вот, электричество пробило – приходится состав углём топить. И – вжух лопату угля в печку.

– Иногда и чая некогда выпить, – буднично объясняет проводник. – То одно, то другое. То сортир, простите, обосрут.

Он застенчиво посмеивается. Говорит, нашему вагону повезло: «бывает всякий континент», и пьянки, и гулянки, и высаживают – это, видимо, в любом направлении. 

Пока я пишу этот текст, проводник раз пять проносится мимо. Работает много и вроде как старательно – типичный исполнитель. В сортирах, кстати, заметно похолодало, но в вагоне тепло.

С обеда на вахту заступила проводница с пепельной короткой стрижкой, грубым хрипловатым голосом и добрыми уставшими глазами – начала дежурство с разгрома:

– Так, ещё раз будет накурено в туалете, поедем с вами на улице! – это она солдатам, хотя те всю дорогу смолят в туалете и продолжают дымить. – А я тоже не при чем! Никто не при чем! Я предупредила!

Она работает на поезде Москва – Владивосток 8 лет. Говорит, это даже лучше, чем, например, на Архангельск ездить – меньше остановок, работай себе спокойно. А курильщиков, говорит, гоняют.

– Но ведь есть же, – говорю, – проводники, которые разрешают покурить? Чтобы у них купили что-нибудь. 

– Да где у нас тут курить? Последний вагон, неудобно. 

Однажды, рассказывает проводница, к ней в вагон села девушка на восьмом месяце беременности. Билет взяла на вторую полку. Всю дорогу, естественно, ей уступали место внизу. 

Оказалось, девушке то ли всерьёз, то ли в шутку билетёр на вокзале сказала: если родит в поезде – получит миллион. 

– Сколько езжу, о таком ни разу не слышала. Пускай, говорю ей, тот, кто вам сказал, миллион и выплачивает. Это ж надо! – удивляется она. – Я, например, считаю, что главное – здоровый ребёнок. А здесь что? Никаких условий. Врачей нет. 

– Вы же обучены первую помощь оказывать?
– Да что мы там обучены? 

Когда поезд приедет во Владивосток, все проводники поедут в обратный путь, тоже шесть дней. В Москве им могут дать выходной, 2-3 дня. А могут не дать и тут же отправить на север, например – работать некому. 

– Развалили железную дорогу. Чай, вон, все дорожает и дорожает, уже 45 рублей за пакетик. Ну если ты видишь, что чай не покупают, надо же его дешевле сделать, а не дороже. 

За окном, как любят говорить молодые поэты, густо намазали чёрным. К 17 часам темень. Так и едем – днём все белое, вечером все чёрное. В вагоне слышится знакомый хозяйский голос начальника поезда. 

– Здравствуйте, – подходит он к солдатам, которые режутся в карты. – Кто выигрывает?

Улыбается, посмеивается. Вслед за голосом появляется и его широкая со всех сторон фигура, широкое плотное лицо и приплюснутая стрижка.

– Здравствуйте! Как вам поездка? Проводники чай вам предлагают? 

– Конечно. Все хорошо, – говорит мужик, который сел в вагон 15 минут назад.

Тем же вечером, а точнее ночью по местному, хрен знает какому времени, со словами: «Суки, бросают бычки! Все, один туалет» – проводница закрывает один туалет на ключ. 

Солдатам, думаю, наплевать – где бы я ни ехал, они шкерятся в тамбуре или туалете, оттуда доносится запах сигаретного дыма, проводники возмущаются, солдаты курят. Я бы и сам шкерился, если бы не бросил курить. 

«Кальянный клуб» почти закрыт. Кое как действует подпольно. Но главное удивление произошло чуть раньше, вечером, в 23.40 по местному, хрен знает какому времени. Я стоял у туалетов, заряжал телефон – в новых вагонах туалеты в конце вагона. Из тамбура вышла проводница и закрыла за собой дверь на ключ.

– Как арестанты, блин! – сказала.
– Закрываете, что ли? 
– Не разрешают, – недовольно развела она руками.

Говорит, на ночь приходится закрывать на ключ двери в тамбур. Проводница возмущается: как-то, говорит, неприятно. Сама она раньше ездила с другой бригадой и новые правила ей в диковину. Да, в нашем вагоне едут дембеля, но их немного, и нет вахтовиков, от которых больше всего шума. 

– Одного высадишь, сразу успокаиваются, – говорит проводница. – На работе пить нельзя – работа. Дома тоже нельзя – семья. А тут как бы середина, билет купил и все можно. А на законы никто не смотрит. 

Наш вагон последний. Сразу за ним – еще один плацкартный, а следом вагон СВ, где едет пара человек и вагон-ресторан. Так что от мира нас могли отрезать и из благих побуждений – охранять покой пассажиров вагона СВ. Прям как на утонувшем «Титанике». 

Утром иду в вагон-ресторан – там говорят, что двери иногда закрывают, чтобы пьяные не ходили по поезду. Проводник признался – двери закрыла напарница, потому что в наш вагон кто-то приходил курить. А так все открыто, постоянно есть связь. В общем, ведут проводники нещадную борьбу с «кальянным клубом». И это легче, чем закрывать «коньячный клуб», но об этом расскажу позже.

Электроотопление, кстати, починили.

UPD: Начальник поезда работает на железной дороге 30 лет. На вопрос, сколько на поезде «Россия», буднично так ответил: «А, лет 25». 

Я, конечно, не унимаюсь, второй день всех достаю вопросом про двери. Вот и к нему пристал: «Почему двери ночью закрываете?»

– А вы что в тамбуре ночью забыли? – вопросом на вопрос отвечает опытный начпоезда.

– Я-то ничего. Но вдруг экстренная ситуация. 

– Для экстренной ситуации у нас связь есть, – продолжает он. – У нас, вообще, в 23 часа по составу отбой. И двери мы закрываем – мало ли что, кто-то посторонний пройдёт в вагон. А были случаи, люди белочку поймают, выходят в тамбур, разбивают окно и из поезда выпрыгивают, или своим ключом двери открывают и тоже выпрыгивают. Мы же не знаем, кто и что пьёт. А бывает и вещества какие употребляют. Все делается для вашей же безопасности. Раньше, в лихие девяностые, тут камеры были, но потом запретили – нарушение прав человека. 

Начальник поезда, такой с виду добряк, а присмотришься – все у него строго. К мужикам оставшимся подошёл, подколол: «Что пили-то? Первачок? Не надо пить». Мужики присмиревшие – одного уже высадили. А, я же об этом ещё не рассказывал!

 

 

Екатеринбург – Новосибирск

Небо стало бурым – и деревья видно, и снег, и холмы. 2.45 по уральскому времени (на этот раз точно). Пронёсся Первоуральск, и мистика расселялась, за окном снова черно – свет был от города.

После Екатеринбурга заваливаюсь спать. Утром проводник Михаил носится пчелой по вагону. Отопление починили, но он, один хрен, суетится. 

День в поезде летит сверхбыстро. Ещё и потому, что время при движении с запада на восток прибавляются. Проснулся, поел, посмотрел в окно, поел, поспал, посмотрел в окно, поел, поспал в окно... Включили свет – значит вечер. Свет вырубили – отбой. День пролетел. 

Ещё нападает жуткая лень. Не хочется ни читать, ни думать – только жрешь, спишь, и зыришь в окно. Для смены места бегаешь в туалет, потому что обпился кофе, или на остановке бродишь, как дурак, по платформе и пристаешь к проводникам с вопросами. Кто-то ещё сканворды разгадывает, вот. Я, понятно, весь день пишу, как дурной, слушаю и наблюдаю.

Забавно, как люди в течение дня делят бичпакетовый рацион. В обед они несут к котлу с кипятком коробку лапши (типа суп), вечером идут с баночкой сухого пюре, типа ужин – тоже «Доширак», кстати. Пока не видел, может, утром они растворяют водой кашу? Но ещё забавнее наблюдать, как весь день по вагону ходят с дошиками парни в футболках с надписью «полиция».

За окном, кстати, переключили канал – густые европейские леса и уральская горбатость сменилась азиатской бескрайней степью. Далеко-далеко отъехал горизонт. Мелькнул задумчиво стоящий человек с ружьем и исчез. Проплыли мимо невысокие дома, крупные, упитанные тюки сена, припорошенные снегом, завалившаяся, как пьяный, телега, ржавый трактор, новый трактор, дорога, шлагбаум и снова степь. 

Третий день на бичпакетах – это ту мач. Язык от перца полыхает. Иду в ресторан шиковать и питаться нормально. В вагоне СВ на меня подозрительно смотрит проводница. Оборачиваюсь – стоит в проходе, долго провожает взглядом.

В вагоне-ресторане трое мужиков в хорошем подпитии говорят о России, Ермаке, Тамерлане, русском мире и скрепах. 11 часов утра. 

– Пирожочки не желаете? – спрашивает у них работница вагона. 
– У нас на водку не хватает, а ты нам пирожочки.

Один кавказской внешности – невысокий, сутулый, с широкими ладонями-лопатами и пацанскими замашками. Второй высокий, худой, наглый, представляется ДВР (директор вагона-ресторана).

Третий – Олег, крупный мужик с внешностью боксёра из 90-х, похож то ли на бывшего мента, то ли на нынешнего бригадира, с чётками в руках, с тяжелым взглядом.

Высокий шантажирует работниц вагона-ресторана:

– В следующий раз я у вас буду ДВР и у вас будут жесткие условия труда, – и после, смягчившись. – Ну, девушки, чего вы такие злые? Дайте сигарету.

– Пирожки покупайте, – холодно отвечают девушки. 

– Она не понимает, – подходит ко мне мужик кавказской внешности в зеленой кофте, заправленной в спортивки, – она ему три пирожка предлагает, а ему уже другой пирожок нужен.

И хихикает, показывая глазами куда-то вниз. Я выжимаю улыбку, жду, когда принесут мой суп-лапшу и кофе, думаю – узнать у мужиков, куда они едут, или мне это совсем ни к чему?

Долго, очень долго мужики просят у девушек сигареты. Девушки молодые, ведут себя уверенно, спокойно и строго. Сами из Челябинска – я ошибся, не было там смоленского говора в помине, в их голосе просто звучит металл: мужики просят сигареты и водку, жаждут чего-то большего, а они знай себе – «пирожки покупайте». И ведь втюхали пирожки, налили водки – те выпили на последние деньги, ещё раз сказали друг другу: «нормальный ты мужик, оставайся всегда таким, чтобы жизнь тебя не гнула», – сожрали всухомятку по пирожку, и ушли. 

– У нас такие нечасто, поезд-то фирменный. За месяц это второй случай. – говорит работница вагона-ресторана. – Стыдно, знаете, за таких, когда пассажиры сидят, а они тут вытворяют. Но одного снимешь, остальные успокаиваются. 

Она работает на «России» год – в конце 2016-го, когда приехала в Москву, не понимала, куда и зачем приехала. До этого работала в магазине, возвращаться туда не хочет. У работников вагона-ресторана условия лучше – два месяца работают, два месяца отдыхают. Думаю, лучше и зарплата. Путешествуют, как я, в поезде «Россия» только зарубежные гости. 

– Раз иностранцы ехали, вагоны бизнес-класса взяли. Так здорово, мы даже им прощальный вечер сделали, – вспоминает она с теплом. – Не представляю, как можно тут шесть дней ехать? Мы раз с подругой сутки в купе провели, я думала эти сутки никогда не кончатся, ужас.

Подъезжаем к станции Ишим. 2393 километра в пути. На платформе молодой полицейский разговаривает с проводником. В дверях появляется начальник поезда в зеленой майке, утомленно ругается:

– Снимайте с поезда! – говорит начальник поезда. – Его уже один раз сняли – он ехал на Барнаульском поезде, вроде. В Омск. 

Рядом с вагоном толпа росгвардейцев, перекуривают. Олег, который едет в Омск, выходит на платформу с сумкой в руках, его сопровождает полицейский. Из Олега на росгвардейцев в изобилии сыпятся понты:

– Да я в полиции служил пять лет! Я, знаешь, где был, а вы тут пальцы гнете, – говорит мужик, взятый в кольцо служивыми.
– Да мы тоже много где были и преступников задерживали, – отвечают парни.
– По вагонам! – командует проводница.

Состав гремит сцеплениями. Неравный бой, невзирая на понты, проигран. Олега снова сняли с поезда.

В вагоне стабильность и покой. Хотя покой ненадолго. Проводник Михаил суетится в тамбуре с энергичностью робота. Солдаты от скуки начали показывать фокусы. К концу второго дня я понял, что это дембеля. 

Один, в футболке с надписью «Армия России», зелёных тапках и трусах несет по вагону чашку кофе. В другую сторону чешут двое оставшихся от компании в вагоне-ресторане – грустные, присмиревшие. Оказывается, они из моего вагона, с мужиком, которого сняли с поезда, познакомились ночью – пока я дрых. 

Остаток дня мужики сидят тихо в своём купе, иногда высокий куда-то выходит. Невысокий, сделав далеко идущие выводы, спит, уткнувшись в подушку. Следующая станция – Омск.

В Омске подсаживаются дети, школьники-баскетболисты. Наконец-то умиротворенно-пансионный покой сменила подростковая оживлённость, визги и смешные разговоры о несерьезных, но очень серьёзных проблемах. На верних полках в моей «келье» теперь поют и треплются, смотрят видеоролики. А мужики весь вечер героически сражаются с сушняком, ходят куда-то, отрешенно сидят на боковушке и смотрят в пустоту. К вечеру, вроде, оживают, с аппетитом ужинают. Кажется мне, что скоро пойдут на второй (или черт его знает какой круг).

В Барабинске назойливо продают пауэрбанки и копченую рыбу. Цыгане уговаривают купить пуховые платки и меховые пушистые шапки. Потом снова уговаривают купить пуховые шапки и меховые платки. Заходят две тётки с оранжевым чемоданом – врачи. Кому-то поплохело. Я так и не понял, зачем они приходили – через пять минут тётки сваливают.

В вагоне играет попса, смеются подростки и поют. Ночью Новосибирск, да и хрен бы с ним – буду спать. 

 

 

Материалы по теме
Мнение
9 дек 2017
3
Сергей Маркелов
Сергей Маркелов
На «России» по России
Мнение
9 июн
12
Евгений Пирогов
Евгений Пирогов
Надо сохранить как можно больше памятников советского периода, чтобы следующие поколения не забывали и не повторяли подобного преступления
Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
12 дек 2017 13:19

Люди, люди! Судьбы,судьбы! Очень интересно! По другим источникам такую информацию не получить! Дерзай, Маркелов!

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!