Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Коми
Собирается ежемесячно 28 055 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Кривой маршрут

Кривой маршрут

Сергей Сметанин
Сергей Сметанин
Добавить блогера в избранное

Время нынче такое, что любые обещания, или начинания, даже благие, политиков, чиновников, руководителей администрации встречаются простыми людьми с недоверием. Понимает народ истинные причины всех «улучшений». Ярким примером служит ситуация с перевозками пассажиров в Воркуте. Вспоминаю советские времена, когда ночью ходили автобусы с небольшим ночным перерывом до 5 утра, и мне дико наблюдать картину отсутствия движения общественного транспорта после 21 часа. И это по городу! На посёлки уехать и приехать затруднительно уже после 19 часов.

Особые нарекания вызывает маршрут № 104. В иной день автобус направления «Западное кольцо» снимается с линии из-за поломки, или перебрасывается на маршрут №103 «Северное кольцо». И люди на остановках напрасно его дожидаются. В субботу и воскресенье 104-й ходит крайне редко. В будние дни последний рейс из города идёт в 17.13, а в выходные в 15.35. Не забудем, что автобусами пользуются малоимущие граждане, пенсионеры, льготники, студенты, которые не могут себе позволить роскошь поездок на такси и даже на маршрутках! Другая проблема в том, что автобус № 104 не заходит на посёлок, останавливаясь на въезде. Кажется в 2015 (или 2016) году, администрация изучала вопрос о корректировки маршрута. Около недели автобус проезжал по улицам посёлка. Количество пассажиров фиксировалось наблюдателями. И только жители Воргашора стали привыкать к удобству такого движения, как назначенная комиссия сделала скоропалительный вывод не рентабельности заезда по причине малой наполняемости.

Маршрутки других перевозчиков также подчиняются законам рынка. Цены на бензин, запасные части, эксплуатационные расходы неуклонно растут, и неполный салон машины делает убыточной поездку в вечернее время (тем более ночью), как и заезд в малонаселённые посёлки. Последние рейсы на Воргашор по будням с площади Металистов уходят в 20.00, по выходным в 19.00. Можете сами определить, насколько это удобно горожанам, оказавшимся, по необходимости, в городе! Не представляю, как люди, с обычными зарплатами, не имеющие личного транспорта, добираются из посёлков в другие районы города!

Видит проблему с общественным транспортом Глава Воркуты и депутаты Совета? Безусловно! Жалобы на плохую работу общественного транспорта по количеству догоняют жалобы на жилищно-коммунальное обслуживание и содержание домов. Только вот реакция сомнительная. На сайте «ТвояВоркута» 21 ноября 2017 года была размещена статья под броским заголовком: «Мэрия Воркуты в интересах жителей настаивает на сохранении регулируемых тарифов на пассажироперевозки». Очень ловко авторы материала отводят возмущение Воркутинцев от администрации, «замыливая» тему. Прибегая – как бы помягче выразиться? – к некорректной подаче фактов.

Выходит, во всём виноваты перевозчики, не входящие в ООО «СеверТранс», которые думают только о повышении тарифов. На самом деле, на повышении стоимости проезда никто из них не настаивает, прекрасно понимая бесперспективность такого шага. Единственное желание, которое неоднократно озвучивалось предпринимателями, занятыми перевозками пассажиров – продлить срок работы по выигранным конкурсам. Это требование, если разобраться, вполне обосновано. Позволит окупить вложенные в автопарк средства, закупать чаще новые машины, оборудовать их современными системами контроля и т.д.

Согласитесь, имея длительную перспективу, предприниматели смогут рассчитать и свою прибыль, и выгоду от замены техники. Короткий период работы – это и есть тот фактор, который требует выжимание любой ценой вложенных денег. Страдают при этих условиях, прежде всего, пассажиры. Для обоснования сомнительной инициативы совершенно справедливо указываются в статье нарекания горожан на работу автотранспорта, наличие различного рода нарушения: перебои в движении, не соблюдение графика, обгоны, создающие угрозу ДТП. А вот занимать чужой маршрут вряд ли кто решится под угрозой административных санкций и конфликта с другими перевозчиками.

По поводу качества обслуживания и сбоев в графиках движения можно позвонить соответствующим диспетчерам и нарушителей строго наказывают. Но надо принять во внимание, что состояние дорог и погодные условия не благоприятствуют стабильности. Ничем не помогает администрация, кроме добавления нервозности и неуверенности среди перевозчиков! Один из примеров помощи мною приведён. Всё чиновников до сего дня устраивало. Что же изменилось? Можно только догадываться, какие цели руководства города скрываются за уводящим от сути заголовком статьи.

Попробуем разобраться, перечитать внимательно текст, сопоставить с происходящими в городе событиями. Учитывая репутацию властей города, закрадываются подозрения, подкрепляемые откровенными комментариями под статьёй на сайте «ТвояВоркута», что истинным желанием является ликвидация большинства перевозчиков с введением на освободившееся коммерческое поле нового игрока. С получением лично для себя некой выгоды. И делается это немудрённым способом – объявлением нового конкурса в сфере услуг пассажирских перевозок. На нашем веку мы уже насмотрелись «конкурсов на благо Воркутинцев»! В том числе среди перевозчиков! Нам и в прошлый раз обещали, что рейсы станут регулярными, будут охвачены даже самые отдалённые и малонаселённые посёлки, а на линию выйдут новые комфортабельные машины! В итоге с маршрутов сняли ряд газелей, экономическая ситуация выдавила с рынка мелких частников, заполнявших невыгодные более крупным перевозчикам трассы. Владельцы одного-двух единиц транспорта переходили под крыло более крупных перевозчиков с последующим поглощением, или прекращением деятельности.

В городе ходят слухи, что у основного, самого крупного перевозчика – ООО «СеверТранс» - может поменяться владелец. Или компания уйдёт с рынка, освободив место новому игроку. Из тех же комментариев к статье мы узнаём имя этого нового благодетеля воркутинцев, призванного улучшить, по мнению городской власти, перевозки пассажиров в Воркуте. Это Олег Лобес. Многострадальное автотранспортное предприятие ООО «СеверТранс» было создано ещё во времена И.Л. Шпектора на посту мэра путём нехитрых манипуляций: незаконной передачи техники, гаражей, производственной базы в руки ОПГ через подставного директора вновь образованного предприятия – Николая Доломину. Самое интересное, что Арбитражный суд признал эту сделку недействительной! Но на решение суда внимания не обратили! И так уж повелось по недоброй традиции, что в интересах этой самой «СеверТранс» затачивались условия пассажироперевозок, выделялись лучшие трассы, выделялась помощь, покупались новые автобусы, которые мэрия передавала им в долгосрочную аренду за очень скромные деньги. В нынешнее время, когда маршруты разобраны и закрепились за определёнными предпринимателями и водителями, потеснить сразу всех будет очень трудно. С ООО «СеверТранс», по всей видимости, также случились у местной администрации разногласия.

Главные владельцы сейчас находятся на скамье подсудимых и в ближайшем будущем ожидают приговора суда. Кто ныне на него имеет права, сказать трудно. Вполне допускаю, как в случае, например, с корпусами бывшего завода ЗЖБИ, компания перейдёт к Олегу Лобесу. И меня не покидает ощущение, что проявившаяся активность администрации города напрямую связана с притязаниями этого предпринимателя. Совершенно случайно инициатива проведения нового распределения и дележа маршрутов совпала с приобретением предпринимателем более двадцати новых автобусов. Также, совершенно случайно, условия конкурса мягко перешли с Закона № 220-ФЗ на № 44-ФЗ. Что позволяет не обращать внимание на длительность занятия этим видом деятельности, комплектацию водителями и их стажем. Кстати, в статье открыто написано, что целью нового конкурса является смена системы отбора участников рынка. Не трудно догадаться в какую сторону. К маршрутам будут допущены только автобусы вместимостью от 22 посадочных мест, срок эксплуатации которых не превышает 12 лет. К тому же, оборудованных устройствами безналичной оплаты. Дополнительное условие - создание единой диспетчерской службы.

Как вы догадались, именно у Лобеса есть в настоящий момент новенькие автобусы с числом мест от 22, оборудованные системами ГЛОНАСС и средствами безналичной оплаты. И ему, как единственному перевозчику в будущем не надо с кем-то договариваться о единой диспетчерской службе. Как ни стараюсь, не могу перечислить благие деяния на пользу Воркутинцев О.Лобеса. Создание из кинотеатра «Родина» безвкусного торгового центра «Каскад» вряд ли можно расценить, как радение за наш город. Тем более что именно желанием Лобеса с торца здания была снята знаменитая чеканка Воркутинского кольца. Её ждала печальная участь пойти на лом, или разместиться на здании «Олимпа», но благодаря усилиям Воркутинцев (в ножки кланяюсь В. Жаруку и В. Трошину), её вернули на прежнее место. Сам Торговый комплекс, разросшийся до неприличных размеров и требующий уничтожения части зелёных насаждений парка площади Центральная, сделан с нарушениями безопасности.

Были случаи, когда на головы покупателям и работникам падали части потолка, не редки водные протечки и капели весной. Вспомним пожары, которыми отметился другой торговый центр по адресу улица Ленина 70, принадлежащий тому же предпринимателю. Подозреваю, что именно в интересах Лобеса была закрыта школа №16, здание которой потребовалось под его нужды. Нелишне будет отметить, что в этой школе были открыты при содействии и поддержке тех самых перевозчиков, которых пытаются вытеснить с рынка, кадетские классы. Что касается выгод, которые мы якобы получим, то это, на мой взгляд, пустые обещания. Предприниматель покупает новые, дорогие машины. Его цель, декларированная и закреплённая Конституцией РФ – получение прибыли. И получить её можно только путём нещадной эксплуатации водителей и автобусов, получением дополнительных финансовых вливаний и, конечно, повышением тарифов. Вы сомневаетесь? Читайте, так прямо и написано: во второй половине 2018 года /полагаю, когда на рынке перевозок останется только один участник – С. См./ цены на билеты поднимутся на 2-4 (а то и выше! – С.См.) рубля! Тогда же можно будет поставить вопрос перед администрацией о выделении дополнительной денежной помощи и погашении выпадающих доходов в любых, кстати, размерах. Вывести самую смелую цифру будет не трудно и вполне законно.

Исправит новая инициатива администрации города положение с общественным транспортом в Воркуте? Сомневаюсь! Скорее будет хуже. Не вижу причин, по которым предприниматель, тот же О. Лобес, будет гасить выпадающие расходы из своего кармана и за свой счёт возить малоимущих Воркутинцев. Проходил когда-то аукцион среди желающих заняться обслуживанием приюта для бездомных животных. Как ни старались наши местные деятели, выиграла конкурс иногородняя фирма. Откровенно ставя препоны и накладывая всё новые и новые финансовые обязательства, прибегая к предупреждениям (читай: угрозам) привлечь к уголовной ответственности, предпринимателя, выигравшего конкурс, вынудили отказаться от содержания приюта и срочно покинуть наш город, оставив заботу о животных МБУ «СДУ». Под которое, кстати, и были заточены условия.

Дальнейшая судьба приюта известна. Безусловно, работники администрации поднабрались с того времени опыта. А потому и позволяют себе в беседах с перевозчиками пассажиров разговаривать пренебрежительно, заявляя, что нет у тех шансов остаться в бизнесе даже через суд! Мне, как Воркутинцу, тоже хочется ездить на хороших и новых автобусах и маршрутках, оснащённых системами навигации и контроля движения по линии. Дополнительным удобством считаю оплату проезда по банковской карте. Мне, уж точно, не хочется стоять вечером на остановке, обречённо глядя вслед последнему автобусу. Буду рад появлением возможности следить за движением автобусов на своём смартфоне. Хочется, чтобы мои студенты вовремя приезжали с посёлка на учёбу и не торопились попасть на последний рейс после занятий! Но ведь и сейчас владельцы транспортных предприятий стараются сделать поездки комфортнее. Обновляется автопарк, появляются автоматически закрывающиеся двери, маршрутки переделываются под современные требования. Будут, верю, выносные терминалы оплаты проезда, если в них остро стоит нужда. Появление более 20 новых машин – это замечательное событие! В первую очередь хотелось, чтобы ими заполнили маршруты поселковые маршруты.При грамотном финансировании выпадающих расходов возможно добиться переноса времени окончания работы новых автобусов на более позднее. Даже конкурс проводить не надо! Никто не претендует на убыточные маршруты в вечернее и ночное время.

А вот организацию единой диспетчерской службы движения автобусов должна взять на себя администрация. Как же иначе контролировать наличие машин на линиях? Не сокращать расходы надо, а увеличивать на содержание автобусного парка. Кстати вспоминаются планы бывшего мэра Воркуты А.А. Пуро вернуть городу своё автотранспортное предприятие. Да, это дополнительные расходы на местный бюджет. А где, в какой стране вы видели, что общественный транспорт приносит прибыль? В Германии Берлинские городские власти поставили было вопрос о закрытии ряда маршрутов и видов общественного транспорта. По статистике, чуть ли не каждый немец имеет личное авто, а город несёт весьма значительные финансовые расходы. Но это предложение не прошло. Аргументом послужило то, что есть ещё малоимущие люди, которые ездят на подземных и надземных электричках и автобусах, не говоря уже о приезжих.

Вот и работает городской транспорт почти круглые сутки, перевозя иной раз всего одного-двух человек в вагоне метро, или салоне автобуса. Смешно читать о планах сокращения у нас в Воркуте расходов на поддержание общественного транспорта и даже получения прибыли после проведения конкурса. Совсем диким выглядит предложение «продавать» маршруты, которые были разработаны и проложены перевозчиками пассажиров тем же самым предпринимателям! Вывод напрашивается однозначный. Можно сколько угодно расписывать свою деятельность в ярких красках на страницах последних оставшихся средств информации. Но посмотрим фактам в глаза! Все сладкие обещания чиновников администрации приведут к созданию монополии пассажирских перевозок, выдавливания с рынка этих услуг всех независимых перевозчиков, повышению платы за проезд и сокращению и без того скудного количества маршрутов. Это - кривой маршрут. И нам с теми, кто на нём - не по пути!

Комментарии (18)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Vova
28 ноя 2017 21:34

А у эстонских братьев трамвай бесплатно :)

https://youtu.be/ZZ-yqkZb7Dg

Уляшев Владимир
28 ноя 2017 22:16

Жаль у на в республике нет трамваев или тролейбусов, а так бы можно было и у нас сделать для коренных коми бесплатный проезд. Представляю, как народ побежит записывать себя в коми морты.
Вот было б здорово!
Вот это был бы гром!
Давайте коми хором запоём!

Vova
28 ноя 2017 22:28

Транвай, аптобус - кучем разнича? :)

Уляшев Владимир
28 ноя 2017 22:50

Экологически чистый продукт , да и нравятся мне трамваи...

Трамвай качается, качается, качается,
Трамвай по рельсам быстро, весело бежит.
Звенит звоночек, звонко-звонко заливается.
И моя песенка в ответ ему звучит.

Vova
28 ноя 2017 23:32

Удивительно, с каким упорством люди не видят очевидного. Нет принципиальной разницы для городского хозяйства, трамвай это или автобус. И если ты возишь пассажиров бесплатно, значит ты на бюджете, доходов не получаешь, и налогов тебе платить не надо, нет налоговой базы. И все эти схемы с уходом от налогообложения через создание мелких ООО-шек становятся бессмысленны. При правильной организации работы и контроле, вполне может оказаться, что таллинский вариант выгодней сыктывкарского.

ЗЫ: Вот вы тут "мафию" типа "разгромили"... А зачем? Что изменилось? А эстонцы очень даже не дураки...

Гы...
29 ноя 2017 00:04

Ты у нас ещё и спец по Эстонии, в дополнение ко всему. Диванный только, как, впрочем, и во всём остальном.

Vova
29 ноя 2017 00:23

И в Эстонии я тоже бывал :)

Гы...
29 ноя 2017 01:21

Может и бывал, но не был.

Vova
29 ноя 2017 01:31

Кучем тены разнича?

Автору
28 ноя 2017 23:06

Насколько помню, кинотеатр "Родина" это от пл.Металлистов вниз по Московской. А причем тогда "Каскад" с пл.Центральной?

Vova
28 ноя 2017 23:37

А вниз по Мясницкой Лубянка будет... Мы тут о городском транспорте, кажется.... Или о чём?

Да вырвалось...
29 ноя 2017 01:00

Думала вместо Родины ещё один торговый центр, вопрос - зачем, и так много? А так-то да, о транспорте. Со 104-ым давным давно плохо. И лучше, увы, не будет. Видимо, никогда.

mitek
29 ноя 2017 02:40

Каскад раньше Родиной назывался.(при СССР)

Родина -
29 ноя 2017 12:36

кинотеатр, построен в 1953 году по проекту архитектора Лунева (красный и синий залы, в бархате), напротив первого комбината Воркутауголь, площадь Кирова.
Не помню, когда сооружение Каскад называлось Родина...

Денег - НЕТ, САМОВЫВОЗ
28 ноя 2017 23:54

В Уфе из-за долгов остановлен весь электотранспорт

Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на главу республиканского комитета по транспорту Тимура Мухаметьянова. По его словам, создан оперативный штаб для разрешения ситуации. Планируется принять меры до конца недели. Долг составляет более 200 миллионов рублей.

Vova
29 ноя 2017 00:01

Воруют, поди....

29 ноя 2017 15:46

Для читателя, который обратился к Автору
Вам совершенно верно ответил mitek. Первоначальное название этого ТЦ было "Родина", вместо кинотеатра на площади Кирова, который закрылся по причине обветшания. И было здание сначала кинотеатром. Это уж О. Лобес изменил профиль и название. Кстати, А.А. Пуро в бытность "сити-менеджером" Воркуты выдвигал лозунг "Верну городу "Родину"!" Жаль, что это ему не удалось.

Спасибо.
29 ноя 2017 17:19

Память избирательна, отказалась, видимо, принять вместо "Родины" нынешний "Каскад" :)

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВоркутаГлубинкаТранспортВластьКомиБизнес

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности