Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Православная гигиена как скрепа, связывающая средневековье и современность

Православная гигиена как скрепа, связывающая средневековье и современность

Владимир Ильин
Владимир Ильин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Эпидемии гриппа и вирусные инфекции благополучно обходили меня так долго, что я даже забыл, когда это случалось со мной, поэтому мысль о прививке даже не посещала мою самонадеянную голову. Но вот на прошлой неделе я проехал на метро и на следующий день почувствовал себя уже не в своей тарелке, а через день лежал вялым овощем, размышляя о всепобеждающей силе инфекции под тупое созерцание бесконечных сериалов (лучшая гигиена тупеющего от температуры мозга).

И в таком состоянии, пролистывая каналы, попадаю на «Спас», который изредка смотрю, чтобы быть в курсе духовной жизни. Показывают огромный собор, заполненный людьми. В центре кадра ритуал причастия (евхаристии). 


Фото с сайта ugraeparhia.ru 

В православии оно осуществляется с помощью разбавленного водой кагора и хлеба, которые символизируют плоть и кровь Христа. Православные подходят к чаше, скрестив руки на груди, получают эти святые дары, глотают их, вытираются одним полотенцем и целуют чашу и руку священника, получают благословение и уходят. После службы требуется еще подойти к кресту и поцеловать его. 

В длинной череде причащающихся люди разных возрастов, но в глаза бросается очень заметное числе родителей с детьми, которые исправно глотают, вытирают и целуют. Родители молодого и среднего возраста, никак не вызывающие своим внешним видом подозрения в том, что они ничего не знают о микробах, особенно в период эпидемии. Однако это не мешает им сам причащаться и вынуждать детей делать это (я в дошкольном детстве впервые это увидел и испытал чувство брезгливости, которое легко оживает и сейчас при виде этого ритуала). Православные в качестве аргумента ссылаются на то, что сам Христос преломлял хлеб своими руками и давал причащаться всем своим последователям из одной чаши. И ничего, мол, не было! Все умерли от иных причин 

Историки обычно смотрят на прошлое более скептически. Этот ритуал, судя по всему, столетиями играл существенную роль в распространении эпидемий, косивших миллионами христианские народы. И чем сильнее были эпидемии, тем активнее люди шли в храмы просить защиты, соблюдая убийственные ритуалы. Средневековье в сфере европейской гигиены вошло в фазу заката лишь во второй половине XIX в., т.е. после открытия в 1850-х гг. Луи Пастером бактерий и проникновения понимания этого феномена в повседневную культуру. Правда, наблюдения гораздо раньше подводили к выводу, что скопления народа (в т.ч. в храме), соприкосновение с больными и их предметами (в т.ч. с иконами) как-то связано с распространением некоторых эпидемий. И иногда правители разного масштаба пытались не допускать скоплений народа и изолировали кварталы, охваченные эпидемией. Это явно противоречило принципам православной гигиены (вспомним чумной бунт в Москве в 1771 г., поводом к которому стало удаление с ворот чудодейственной иконы, притягивавшей во время эпидемии толпы москвичей, пытавшихся ее целовать).

Однако завершения этого проникновения и соответственно окончания средневековой гигиены не видно до сих пор. Православие выступает мостиком между веками. Верующий мечется в когнитивном диссонансе между страхом эпидемии и верой в божественную защиту. Пытаюсь вникнуть в логику православного человека XXI в.

Вот 26-летняя москвичка и мать нескольких детей делится сомнениями в женском сообществе BabyBlog:
«Ох, страдаю я от своего маловерия... Но вот такие сомнения: собрались с мужем в ближайшие выходные на исповедь и причастие. И тут эта эпидемия гриппа, меня эти новости преследуют, мама несколько раз в день звонит и просит беречься, рассказывая про смертные случаи и среди беременных. Скоро рожать, хотела бы успеть причаститься, но и лишний раз боюсь в людные места выходить сейчас. Как быть? Отложить на 1-2 недели? Молиться. Надеяться и верить, что причастие будет только на пользу, не заболею, а если заболею- то испытание, смиряться... Но эти страшилки в голове про грипп.. уже итак тяжело, как подумаю, если кто-то из нас заболеет, так вообще плакать хочется».

Однако твердая в своей вере Анна делится своим гигиеническим опытом:
«Я наоборот жду каждого воскресенья, чтобы причаститься и тем самым крепить свое здоровье, если можно так сказать».

Другая женщина из Балашихи придерживается тех же принципов гигиены:
«…Гриппом можно заразиться теоретически где угодно. Но заболеет человек или нет - на это уж воля Божья. Просто доверьтесь Богу с мыслью, что все, что бы он не делал, все это во спасение Вашей души. И идите в храм. ))))».

Москвичка Тяня тоже придерживается принципов православной гигиены:
«Во время причастия не заражаются. Это известный факт. Иначе православный люд болел бы как никто другой и не только гриппом, но и инфекциями пострашней».

Другая москвичка развивает принципы православной гигиены, удивительным образом сочетая их со знанием принципов гигиены научной:
«Гоните такие мысли [т.е. сомнения в совместимости причастия и эпидемии], это от лукавого. Храм - дом Господа нашего Иисуса Христа, там он невидимо с ангелами своими предстоит, и молитвы наши слышит.
Я тоже боюсь заразиться, ребенка в школу не пустила и сама сижу, никуда не езжу. Береги себя. Самые рассадники инфекции у нас - метро и маршрутки, поликлиники.

На другом православном форуме (Orthodoxy.cafe) Елена Сергеевна решает проблему столь просто, что любой, пытающийся оперировать научными аргументами, может просто не открывать рта в силу бесперспективности спора:
Бог «не Даст какому-то несчастному микробу испортить праздник верующему человеку». 

Это все формулировки обыденного православного сознания. Что же думают современные священники по этому поводу?
Священник Михаил Геронимус, позиционирующий себя и как профессионального врача-хирурга, на специализированном сайте pravmir.ru (16.02.2016) разъясняет суть православной гигиены уже в качестве эксперта:
«Постановка вопроса о возможности заражения через причастие безумна. Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.  

Однако очевидно, что верующие тоже болеют во время эпидемий. Священник объясняет это так:
«Есть только одна причина, по которой спасающее и исцеляющее действие Святого Духа через таинство евхаристии может оказаться недейственным на конкретного человека: «аще недостойно причащались». Апостол Павел пишет о том, что многие из нас болеют, потому что недостойно причащаются» Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех».

Историки давно пришли к выводу, что причиной страшных эпидемий, опустошавших Европу эффективнее войн, была гигиена, игнорировавшая феномен бактерий. Какую роль в этой средневеков гигиене играли церковные обряды? Этот вопрос может оскорбить чувства верующих. 

Священник и врач Михаил Геронимус сомнений не знает:
«Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует».

Однако медицинское образование не прошло даром и отец Михаил все же дает компромиссный совет:
«Не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме».

Вячеслав Боровских, тоже православный врач, также отдает безусловный приоритет религиозным принципам, отодвигая подальше научные:
«Если бы существовала возможность передачи через Чашу со Святыми Дарами какой-либо инфекции или болезнетворного агента, способных вызвать заболевание, то христианство бы исчезло еще в I столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Бог единственный, кто управляет всеми бактериями, вирусами и инфекциями. Быть им или не быть, зависит от Бога. Христос — Бог, который есть Любовь. Какое зло может быть, если присутствует Сам Бог?» (Православие в Татарстане. 11.02.2016).

Однако есть и острожный вариант православной гигиены , который можно сформулировать, используя слова святителя Феофана: «На чудо надеяться - Бога искушать». Он позволяет на практическом уровне достигать компромисса между научной и православной гигиеной.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
29 января
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Помните мем «Если не Путин, то кот»?
Мнение
30 октября 2023
Иван Звягин
Иван Звягин
Итоги антисемитского погрома в Дагестане
Комментарии (12)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Vova
16 окт 2017 23:26

Наивные ритуалы, наивная вера в чудеса... Разве Христианство вообще в этом???

Вадим
18 сен 2019 13:21

А Вы не знакомы с Христианством или шаплчные?

Зырянин-язычник
16 окт 2017 23:58

В православии оно осуществляется с помощью разбавленного водой кагора и хлеба, которые символизируют плоть и кровь Христа.
______________________________________________
Типа пейте алкоголь и закусывайте? И тггда ни одна ифекция сквозь перегар не пробьется? )))
Дики нравы детей спаивать и креститьс младенчества.
Читайте ВНИМАТЕЛЬНО и ВДУМЧИВО Исуса Христа- он запрещал всё это.

Vova
17 окт 2017 00:20

Ой, не нада! Сам вино пил и людей поил!

Зырянин-язычник
17 окт 2017 02:04

Исус Пил молоко и мед. И всё. ))))
Даже не ел. )))

ВНИМАТЕЛЬНО и ВДУМЧИВО читай. )))

Э-ээ...
17 окт 2017 18:00

А это кошерно?

17 окт 2017 22:36

Запомните ... Иисус Христос! Пишите правильно, пожалуйста.

Salvator Mundi
17 окт 2017 23:39

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...


https://media.guim.co.uk/6fae1f0eb0e0683b2fbdddcaf44e2f0abc310a9a/18_123_797_1053/797.jpg

Зырянин-язычник Ольге
18 окт 2017 00:12

А почему не Иесус? Не Иешуа? Не Иса? Не изя?
И почему Христос? А не ХЪРЪСЬ? Не ХОРОС? Не КРЕС? - эти имена тоже употреблялись в письменности.)))

17 окт 2017 17:32

Мужики, так и не понял - жить то дальше как?

Vova
17 окт 2017 18:00

А как хошь!

Израиль
18 окт 2017 00:23

За последние два месяца двое младенцев были госпитализированы в больницу "Шнайдер" после того, как во время брит-милы совершавшие обрезания моэли, высасывая кровь, заразили детей вирусом герпеса, который в некоторых случаях может быть смертельным, сообщает Ynet.

Оба младенца в течение полугода должны будут принимать антивирусные препараты.

Еще в 2012 году Ассоциация детских врачей Израиля потребовала положить конец опасной практике орального отсасывания крови после обрезания. Педиатры призвали министерство здравоохранения начать разъяснительную кампанию через поликлиники и муниципальные отделы матери и ребенка.

Как установил минздрав, с 2001 по 2011 годы 11 новорожденных заразились герпесом после того, как совершавший обряд моэль отсосал им кровь ртом. Десятерым их них потребовалась госпитализация, у двоих оказался пораженным мозг, еще двое скончались.

В 2013 году Главный Раввинат совместно с минздравом выпустил новую рекомендацию, согласно которой моэлям рекомендуется для удаления крови из ранки пользоваться трубочкой, а не делать это при помощи рта.

http://newsru.co.il/health/01jun2016/herpes_503.html

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Религия