Собирается ежемесячно 47 012 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Наведение элементарного порядка

Наведение элементарного порядка

Максим Копылов
Максим Копылов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Знаете, есть такое выражение: "порядок на столе - порядок в голове", так и в городе, если на улице не поддерживается элементарный порядок, то и в экономике, безопасности, социальном климате будет бедлам. Такой городской беспорядок выражается в том числе в окружающем нас визуальном мусоре, который влияет (порой кардинально) на нашу с вами жизнь, а мы даже не догадываемся об этом...

В 2016 году Мэр Москвы Сергей Собянин уволил главу управы района Коптево Михаила Юзбашяна за некачественную работу и подтасовку ответов на портале «Наш город», он был уличен в том, что опубликовывал искаженные с помощью "фотошопа" факты (районный начальник разместил фото очищенного от снега двора жилого дома, хотя на самом деле снег убран не был). «Таланты фотографа он будет применять в другом месте», — добавил Мэр.

Действительно, довольно часто чтобы сделать по настоящему хорошие фотографии всем тем, кто путешествует по российским городам, необходимо обладать навыками работы в фоторедакторе, дабы с фотографий назойливые провода, мусор, иные непривлекательные объекты (в общем, визуальный мусор).

"Я не фотограф, и меня не интересуют их проблемы", - наверное, подумали вы. Но, как не странно, обилие визуального мусора в городе касается всех его жителей. Для того чтобы понять как это происходит, необходимо сначала разобраться, что же такое "визуальный мусор"?

Что такое визуальный мусор?
Несмотря на то, что в России последнее время стала модной тема качества городской среды, в том числе борьбы с визуальным мусором, в особенности в городских исторических центрах, исчерпывающего определения, что же это такое "визуальный мусор" и с чем его едят, на русском языке найти не удалось. Так что пришлось обратиться к иностранным источникам и вывести собственное:



И так, визуальный мусор - это непривлекательные или неестественные объекты, приводящие к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды (или городской среды - если мы рассматриваем визуальное загрязнение конкретного города).

Когда говорят о визуальном мусоре, подразумевают как правило рекламные плакаты и вывески, электрические провода, мусор. Но что в каждом конкретном случае то, что будет являться визуальным мусором, зависит от многих факторов: окружающей архитектуры, состояния самого объекта и т.д.

Скажем, руины старинного замка XII века среди зеленых холмов, как правило, только улучшают пейзаж, а вот руины советской кирпичной пятиэтажки вряд ли украсят центральную улицу любого города. Хотя, казалось бы, и там и там камень. Тот же трубопровод, идущий над землей, идеально впишется индустриальную стилистику действующего или реконструированного (под офисы и жилье) завода, но в обычной жилой и тем более исторической застройке, трубопровод - последнее, что хотелось бы увидеть.

Визуальным мусором может быть и обилие припаркованных на узкой исторической улице автомобилей и современная высотка, выстроенная в исторической части города, виниловый сайдинг, которым обита часть каменного строения XIX века, строительные леса, обилие дорожных знаков и т.д. К визуальному мусору относятся и объекты, находящиеся в ненадлежащем состоянии, которые не просто портят окружающий вид, но и представляют опасность для жизни и здоровья горожан (например: старый, покосившийся бетонный столб). "Убитые" дороги, кстати, тоже можно отнести к визуальному мусору и не важно: историческая это застройка или современная.

Чтобы понять в каком замусоренном пространстве мы с вами живем, следует "подсветить" этот мусор:

Визуальный мусор в исторической застройке. На фото перекресток ул. Ленина и Дрелевского (исторический центр г. Кирова, Кировская область) и здание бывшей парикмахерской "Фея" 1960-х годов постройки.


Визуальный мусор в современной застройке. На фото перекресток ул. Воровского и Карла Маркса (центр г. Кирова, Кировская область) и здание торгового центра "Европейский" (бывший Дом быта).


Чтобы понять, что здесь не так, давайте взглянем, как это место выглядело в 1989 году:



Почему это должно волновать всех горожан?
"Излюбленным" занятием дачников в летние дни, когда все посажено, но до сбора урожая как до Парижа, является прополка, т.е. удаление сорных растений из посевов. Зачем дачникам это надо? Во-первых, грядки и клумбы после прополки выглядят эстетично и, скажем, подчеркивают красоту цветов. А во-вторых, и этом самое важное, обилие сорняков угнетает культурные растения (забирают у них питательные вещества, влагу, закрывают их от солнечного света и т.д.) в следствие чего резко снижается урожай.

Таким же образом визуальный мусор наносит вред городской среде, например, обилие проводов, рекламных вывесок, мусора в историческом центре старинного города может значительно снижать турпоток и, следовательно, городской бюджет будет недополучать доходы от туризма, которые могли бы пойти на ремонт дорог, обустройство тротуаров, развитие общественного транспорта и т.д. Поэтому борьба с визуальным мусором позволит не только сделать город красивым, а пребывание на отдельно взятой улице приятным, но и может повысить "урожайность" местного бизнеса, да и пополнить городской бюджет.



Помимо городской экономики обилие визуального мусора может влиять на поведение и душевное состояние конкретного человека.
Во-первых, на "замусоренных" улицах порой просто некомфортно находиться, в связи с этим у человека может появиться нервозность, а в месте с ней и агрессивность.
Во-вторых, визуальный мусор, в отличие от обычного, нельзя просто так взять и выкинуть в мусорное ведро. Большое количество бесполезной, ненужной информации, которую мы каждый день видим на улицах, остается у нас в подсознании, даже если мы этого не хотим, а значит, рано или поздно в нашем мозгу может не хватить места для чего-то действительно важного. К тому же, от обилия рекламы человек становится невнимательным, что в свою очередь, может привести к печальным последствиям (например, ДТП).

А порой объекты, которые создают визуальное загрязнение в городе, и вовсе могут представлять реальную угрозу здоровью и жизни человека (в особенности: старые покосившиеся фонарные столбы, электрические провода и т.п.).

А еще визуальный мусор влияет на количество правонарушений в городе…

Как визуальный мусор влияет на преступность?


Фото: Рекламные объявления на заборе вдоль пешеходной дорожки к метро "Котельники" (г. Котельники, Московская область)

Приведу простой пример. Посмотрите внимательно на объявления, наклеенные на заборе (на фото). Среди объявлений о деньгах и жилье, "светятся" желтым предложения оформить регистрацию / медицинскую книжку и даже диплом. Думаю, объяснять не следует, что вряд ли какой-либо ВУЗ будет "заманивать к себе абитуриентов". Фактически, здесь налицо явное предложение оформить за определенную плату поддельный документ, а чем больше таких листовок расклеено по городу, тем выше шансы, что за такой "услугой" обратятся те, кто по какой-то причине не может получить документ законно, например, человек, желающий работать с детьми, но обладающий психическим заболеванием или не имеющий соответствующего образования. Может сейчас ваши дети учатся именно у такого "преподавателя", а вы (как и работодатель) даже не в курсе. Ну а про "купленные водительские удостоверения" можно даже не говорить, думаю все таких автомобилистов встречали на дороге.

Еще один пример – «это теория разбитых окон», основной пример действия которой заключается в том, что «если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». О ней я впервые услышал на лекции по криминологии, когда учился в юридическом ВУЗе, но как показывает практика, ее действие распространяется на все стороны нашей жизни, в том числе связанные с городской жизнью.

Суть этой теории заключается в том, что попустительство общества по отношению к мелким правонарушениям, таким как вандализм, выбрасывание мусора в неположенных местах, публичное пьянство и т. п., непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьёзных правонарушений. Психологический механизм такой провокации на бытовом уровне иллюстрируется фразой: «Если другим можно, то почему нельзя мне?» — когда человек видит, что совершаемые другими нарушения правил не пресекаются, он перестаёт считать правила (причём не только те, нарушения которых он наблюдал, но и любые другие) обязательными для себя.

Так же и с визуальным мусором: в том месте, где выкинули и не убирают пакет мусора рано или поздно появится целая куча, а на стене, обклеенной объявлениями - новые листовки. Если около одной целой скамейки стоят три сломанных, то через какое-то время и эта может прийти в негодность от чьих-либо рук. То есть, некоторые виды визуального мусора сами по себе провоцируют людей на такие мелкие правонарушения, как вандализм, порча имущества и др. А если обилие таких правонарушений остаются безнаказанными, то это уже может явиться причиной роста количества серьезных преступлений (краж, грабежей и даже убийств).

Кстати, теория "разбитых окон" неоднократно проверялась. Например, социологами университета Гронингена (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон, вот результаты одного из них:

"Эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где жители города, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение. Из 77 велосипедистов лишь 25 (32 %) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно разукрасив стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69 %). Поскольку, выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости, результаты эксперимента можно считать успешными. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило — не сорить на улицах".

Кто виноват?


Фото: июль 2017

Написать эту статью меня побудило в том числе то, как изменился внешний вид кинотеатра «Октябрь» в г. Кирове (1938 г., арх. В.П.Калмыков / на фото). Но прежде чем обвинять предпринимателя в отсутствие вкуса, давайте посмотрим на размещение рекламы со стороны бизнеса.

Во-первых, реклама – двигатель торговли, без нее продать любой, даже уникальный и очень востребованный товар (или услугу) не получится, поскольку о нем просто никто не узнает. Поэтому без нее никуда.

Во-вторых, обвинять бизнес в отсутствии вкуса, порче внешнего вида памятника архитектура при размещении рекламы на фасаде здания при отсутствии каких-либо правил и норм такого размещения, все равно, что жаловать на неправильную консультацию юриста, к которому вы обратились за советом по лечению диареи.

Предприниматель не должен являться специалистом в области архитектуры, истории или дизайна, его главная задача – сделать так, чтобы бизнес приносил доход. Для того чтобы он при достижении своей цели не нарушал чьих-либо прав или, не дай бог, кого-нибудь не угробил, государство придумало уйму ограничений, правил и требований (записанных в нормативных правовых актах), которые он как раз и должен соблюдать. Если таких ограничений нет, то он волен делать все для достижения своей цели, ведь, как известно, то, что не запрещено, как известно, разрешено. 


Фото: январь 2016

Но вернемся к зданию кинотеатра "Октябрь". Почти 80 лет назад оно было построено как кинотеатр, и все эти годы являлось кинотеатром и для горожан (потенциальных потребителей) без должной рекламы он так и останется кинотеатром.  С июля 2017 года в здании кинотеатра располагается центр досуга для людей в возрасте 55+ «Практикум», а также работает выставочная площадка Музейно-выставочного центра «На Спасской» и чтобы донести информацию до потенциальных клиентов был выбран самый простой и дешевый способ: разместить на фасаде здания большие плакаты с информацией о его новом назначении. К слову, его нынешний вид – это далеко не самое плохое, что могло произойти, но разительно отличается от того, что было раньше (на фото ниже).


Фото: 1950-е

Кроме того, в некоторых случаях, бизнесу приходится устанавливать большую вывеску над входом в магазин или салон, чтобы она была хоть немного заметна среди других таких же.

Основной же причиной обилия визуального мусора в городе является отсутствие контроля со стороны местных властей за тем, как используется городское пространство: что строится, как размещаются вывески, в каком состоянии находятся объекты инфраструктуры (фонари, скамейки и т.п.), дороги, как происходит уборка территории и т.д.

Пожалуй, в качестве показательного примера приведу фотографию столба, который стоит аккурат напротив администрации города Кирова:



Что делать?
Бороться с визуальным мусор необходимо, но это не значит, что последние деньги города, отложенные на, скажем, заделку дорожных ям, следует перекидывать на закапывание в землю проводов.

Для борьбы с основными мусорными объектами (в частности, рекламными конструкциями, киосками) нет необходимости в больших затратах, да и велосипед изобретать не потребуется (в России уже есть успешные практики).
Местным властям достаточно:
а) качественно выполнять свои функции;
б) разработать нормативные правовые акты, которые будут как устанавливать рамки дозволенного, так и детально разъяснять для бизнеса порядок его действий.


1. Разработка дизайн-кода городской среды. 

Дизайн-код городской среды должен включать в себя не только правила размещения рекламных и информационных конструкций (а в нашей стране на этом все и останавливается), но и единые стандарты и требования для объектов озеленения, освещения, дорожного покрытия, уличной навигации и т.д. Благодаря детальной проработке и внедрению этих стандартов, создается единая, стилистически выдержанная, комфортная и безопасная городская среда.


Существующая практика: КБ "Стрелка" разработала для города Москвы детальный (на 413 стр.) Сводный стандарт благоустройства (ознакомиться с ним можно здесь). Он предназначен как для органов исполнительной власти и государственных учреждений Москвы, ответственных за благоустройство, для авторов проектов и исполнителей работ, так и для жителей столицы, которые могут контролировать качество благоустройства. 

Составной частью дизайн-кода городской среды являются правила размещения рекламных и информационных конструкций. Для их внедрения не требуется как больших финансовых трат бюджетных средств, достаточно проработать и выпустить соответствующий нормативно-правовой акт, где должно быть предусмотрено то, какие конструкции, какого размера и где можно размещать. От того, насколько подробно и понятно будут изложены такие правила, будет зависеть не только внешний вид отдельно взятой улицы, но и комфортность ведения бизнеса в городе.

Если все сделать грамотно, то благодаря этим правилам можно решить споры предпринимателей на предмет того, у кого вывеска больше, сократить сроки и количество административных процедур (например, по согласованию вывески), а значит упростить жизнь бизнесу, ну и приучить (заставить) бережнее относиться к культурному наследию. Но просто принять такой документ недостаточно, необходимо осуществлять контроль за выполнением изложенных в нем требований. А это, как показывает практика, самое сложное. 

Существующая практика:
Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года 
№ 902-ПП были утверждены правила размещения информационных конструкций и вывесок на зданиях города. Правила подробно излагают, какие конструкции, какого размера и каким образом можно размещать, а приложением к документу является графическая инструкция, наглядно показывающая как и какие информационные конструкции могут быть размещены. Например, правилами предусмотрены, что размер настенных конструкций, размещаемых организациями, ИП на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, не должен превышать по высоте - 0,5 м, за исключением размещения настенной вывески на фризе, а по длине - 70% от длины фасада, соответствующей занимаемым данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 15 м для единичной конструкции. Если у предпринимателя есть необходимость выйти за рамки типовых требований и ему требуется какая-то особенная вывеска, он может это сделать, подготовив дизайн-проект, и согласовав его с Москомархитектурой. При этом для главных городских улиц (в частности, вылетных магистралей, улиц в центре города и т.д.) правила предусматривают отдельные, более жесткие требования, чем в целом по городу. При размещении вывесок на этих улицах предпринимателям придется не просто соблюдать все правила, но и следоватьархитектурно-художественным концепциям (они детально устанавливают особенности места размещения, размера и типа вывесок для каждого здания на улице), разработанным все той же Москомархитектурой. 

2. Утверждение четких требований к внешнему виду и размещению нестационарных торговых объектов.
В большинстве российских городов киоски, палатки, торговые павильоны - это грязные, побитые чудовища, уродующие место, где они находятся. Но и их можно превратить если не в произведение искусства, то, как минимум, в идеально вписывающуюся в городскую среду "невидимку".



Добиться этого можно аналогичным описанному выше способом: путем разработки и утверждения нормативно-правого акта, предусматривающего четкие требования к их внешнему виду (в зависимости от предполагаемого расположения: в историческом центре или среди современной застройки) и размещению.

Существующая практика:В Москве такой порядок утвержден Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Документом предусмотрен порядок разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, в том числе перечень мест, которые запрещено включать в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Например, такие объекты запрещено размещать в пределах треугольников видимости нерегулируемых пешеходных переходов, перекрестков и примыканий улиц и дорог; на тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода не позволяет обеспечить беспрепятственное пешеходное движение; на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования, а также в 10-метровой зоне от границ посадочных площадок; на земельных участках плоскостных и перехватывающих парковок и т.д. Кроме того, нестационарные торговые объекты должны соответствовать типовым архитектурным решениям, характеристикам и требованиям, разработанным Комитетом по архитектуре и градостроительству.


Ну и последнее. Я привел всего пару примеров, которые без особых финансовых затрат из бюджета города (и без того бедного), могут сделать его гораздо лучше. Способов же борьбы с визуальным мусором так же много, как и видов этого мусора (например, в одном из городов антенны сотовой связи, которые пришлось установить среди зелени, замаскировали под дерево). Но самое главное то, что как и с обычным мусором, действует правило: чисто не там, где прибирают, а там где не мусорят...

Материалы по теме
Мнение
21 июл 2021
4
Мария Кумыкова
Мария Кумыкова
Чума в Марий Эл
Мнение
6 окт 2021
Людмила Райц
Людмила Райц
Легко ли в России лечиться от коронавируса?
Комментарии (3)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
да уж
5 авг 2017 20:59

100 лет не бывала у Октября, оказывается часы безвкусные повесили...

кирилл
8 авг 2017 01:47

гост по рекламе станет обязательным лишь в 2020 году, до этого времени терпите...

Поло
1 сен 2017 00:16

Я и не знал, что Европейский когда-то так выглядел

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
БлагоустройствоКировГрадозащитаКультураОбщество
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!