Горизонтальная Россия
Архангельская область
Собирается ежемесячно 29 059 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. Автобус моей мечты, или «Кареты прошлого» Ассоциации автотранспортников Архангельской области

Автобус моей мечты, или «Кареты прошлого» Ассоциации автотранспортников Архангельской области

Леонид Черток
Леонид Черток
Добавить блогера в избранное

В столице области не утихают автобусные страсти (написал бы транспортные, но увы – ничего другого из общественного в городе не осталось). И всё вокруг маршрутиризации. Одна из позиций, которую в основном занимают люди, участвующие (и зарабатывающие) в перевозках, напоминает старый пример из новосибирского Академгородка, где пешеходные дорожки асфальтировали по тропинкам, протоптанным в траве самими жителями. Вполне либеральный подход, кстати… если не предавать значения другим нюансам.

Ещё один взгляд на проблему – учитывать комплексное развитие транспортной системы города, в частности, загруженность центральных магистралей или, по-простому, порядок на дорогах. Эта позиция почему-то считается чиновничьей… как будто у всех сотрудников мэрии в обязательном порядке имеется персональное авто (об их гигантских зарплатах читайте здесь).

С этой проблемой (с обоими взглядами) я столкнулся в первый же год жизни в Архангельске. 15 лет назад… не было ещё никакого «Руснорда»… ко мне, как к свободному журналисту, обратилась семья владельцев нескольких автобусов, которые самовольно открыли маршрут в одном, на их взгляд, нужном и выгодном направлении. В мэрии (возглавлял Олег Нилов) удивились и начали выпускать предупреждение за предупреждением. Несколько месяцев шла информационная война, в итоге позиция города оказалась выигрышной. Маршрут закрыли. Фамилию тех перевозчиков до сих пор встречаю в списке самых активных. Только что набрал в поисковике Яндекса – пожалуйста, объявили набор водителей и кондукторов. Правда, зарплаты предлагаются… но это совсем отдельная история.

Если же заглянуть на интернет-форумы, то там царствуют два мнения – перевозчиков интересует исключительно прибыль, чиновников же оптимизация маршрутной сети. И где здесь место простому пассажиру?

Наверное, где-то посередине…

Могу понять перевозчиков. Они… хорошо, основная их часть… начала работать ещё в 90-х. Когда правила игры только устанавливались, когда можно было всё, что не попадало под статьи уголовного кодекса. Лишь бы возили, лишь бы люди не добирались до работы пешком из Маймаксы в центр города. Тогда закрывались глаза буквально на всё – на возраст ПАЗиков, на качество обслуживания, на дублирование маршрутов. Как я понимаю, этот бизнес приносил неплохие дивиденды тем, кто успел занять в нём место (иначе не было рассказанной мной выше истории). Предприниматели к такому положению привыкли и не хотят ничего в нём менять. Понимаю, сам в подобных вопросах ретроград.

Но и город за это время поменялся… ПАЗики на фоне новых торговых центров и современных жилых комплексов (причём бывает так, что и строители, и транспортники – одни и те же люди) смотрятся, мягко говоря, непрезентабельно. А ещё можно вспомнить про систему оплаты… у нас она до сих пор дореволюционная, через кондуктора. Хотя во многих городах России уже повсеместно внедрены электронные проездные. В Архангельске же, насколько я знаю, валидаторы, пока рассчитанные в основном на льготников, с большим трудом находят своё место в системе городского общественного транспорта… не в последнюю очередь из-за сопротивления владельцев автобусных маршрутов.

И тут могу понять – намного приятней вечером пересчитывать выручку вручную, чем какие-то электронные деньги. Вот только жизнь диктует совсем другие правила… «на карете прошлого далеко не уедешь» (И. Ильф, Е. Петров). Это напрямую касается и низкопольных автобусов, договор об их закупке был подписан с Ассоциацией транспортников ещё в начале 2015 года. И много вы их видите на наших улицах? Лишь бы оттянуть время…

Знаю, в какой-то момент ПАЗики действительно оказались спасением, хоть памятник им ставь, как тюленю. Но и в Москве 90-х частные бомбилы чувствовали себя абсолютно вольготно, милиция совсем перестала их гонять. До начала нулевых, пока на рынке не устоялись новые такси-компании. Теперь хочешь возить – регистрируйся и плати налоги.

Я не раз писал о том, что распространение автокредитов застало врасплох городскую транспортную систему, в мои первые архангельские годы дорожные пробки были явлением уникальным, разве что, из-за ДТП. И в определённом плане юркие ПАЗики кажутся конкурентно-способными в гонках на дороге… только где это видано для городского транспорта?! Вот список наиболее частых претензий пассажиров – дорожные гонки, бескультурное обслуживание внутри салона, орущий шансон, грязь, частые ДТП.

А ещё постоянный шантаж со стороны транспортников, пугающих в информационном пространстве неизбежным повышением цен – моя тёща только вздыхает да пенсию пересчитывает. Может быть и смирилась, если бы не бежала от внуков в половине девятого вечера, чтобы успеть на последний автобус. И ехала бы до дома в чистоте, покое и благости, а не под Катю Огонёк и недовольные вздохи усталой кондукторши. В принципе не так далеко живёт (для меня-москвича так совсем рядом), но и пешком не дойти, и на такси не наездишься.

И о зарплатах. Они в объявлениях о приёме на работу такие, что начинаешь сомневаться в самом существовании подобных энтузиастов. Соответственно, можно предположить, что к белой прилагается серая (вне ведомости). Вот откуда эти гонки ПАЗиков, борьба за каждого клиента, а не от водительской лихости. И крайним в этой схватке нервов как правило остаётся самый незащищённый - пассажир.

Пассажиру в сущности наплевать, какие механизмы надо задействовать для нормализации транспортной системы города – ему лишь бы ехать с максимальным комфортом. Значит, чтобы часами не ждать запоздалого автобусауехать на окраину города, надо: пересматривать маршрутную сеть, начать наконец закупку автобусов большей вместимости, при розыгрыше лотов объединять высокорентабельные маршруты с нерентабельными, чтобы сохранить баланс выгоды и общественной пользы.

И обязательно задуматься об обещанных низкопольных автобусах. А то вдруг дорожники сделают на остановках специальные съезды для инвалидных колясок, и никакого толку…

Что интересно – в СМИ я в основном читаю стоны Ассоциации автотранспортников, как самой пострадавщей стороны в данной ситуации – у её членов и маршруты отнимают, и раскошелиться заставляют, и новыми веяниями пугают. Ведь ездили и так сколько лет… и ничего. Как говорится – «не жили хорошо, нечего и привыкать».

Их тоже понять можно. Только у меня вопрос к городской администрации: чьи интересы ей должны быть ближе – Ассоциации или пассажиров. Моя тёща, например, считает, что её…

(на фото: вверху – автобус мечты, внизу – карета прошлого)

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Транспорт

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности