Калуга и ее городская среда · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Кировская область
  1. post
  2. Кировская область

Калуга и ее городская среда

Максим Копылов
Максим Копылов
Добавить блогера в избранное

Калужская область является одним из самых экономически развитых регионов России и занимает лидирующие позиции в стране как по объемам инвестиций, так и по темпам роста промышленности, реальных доходов населения и уровню внедрения в производство передовых технологий. Зная это, ожидаешь, что столица региона встретит тебя этакой статной, гордой княжной. А встречает жадный купец.


Я не могу дать Калуге оценку в диапазоне понятия красоты (красивая / некрасивая). Да и на будущее, пожалуй, поостерегусь использовать это в описании тех городов, где мне доведется побывать. Все-таки, города - это не картина, висящая на стене, одни могут быть красивыми, но совершенно не приспособленными для нормальной жизни (Венеция, например), другие же наоборот - комфортные для жизни, но не имеющие какой-то особенной красоты. В любом случае, Калуга - интересный город для исследования городской среды, полный примеров как следует организовывать городскую жизнь, и как делать не надо.

Пожалуй, сюда я обязательно вернусь уже в этом году и продолжу изучать этот старый город. Но ехать в Калугу обычному туристу я все же не советовал бы. Во-первых, в Калужской области есть города куда интереснее с исторической и архитектурной точек зрения (Малоярославец, Боровск). Во-вторых, чтобы добраться сюда на автомобиле быстро и по хорошей дороге совсем скоро придется заплатить: участок Киевского шоссе в ближайшее время станет платным (уже построены пункты пропуска, установлено оборудование для оплаты).

Архитектурный облик города

Успенская церковь и пустырь в центры Калуги

Калуга - древний город (официальной датой основания считается 1371 год), и в его историческом центре сохранилось большое количество памятников архитектуры. Вместе с тем, архитектурный облик Калуги чем-то напоминает бразильские фавелы. По всей видимости, здесь отсутствует всяческий контроль со стороны горожан и местных властей к тому, как застраивается центральная часть города. В результате в центре города стоят те здания, на которые хватило денег или фантазии у архитекторов и собственников (и судя по современным строениям, и того и другого имеется недостаток). Поэтому рядом с особняком XIX века можно встретить уродливую коробку нового торгового центра, а в историческом центре города обнаружить пустырь и рынок из девяностых. И такое пренебрежение к архитектуре, эстетическому виду города, его истории в Калуге, судя по сложившейся застройке, пошло с советских времен. Возможно, именно поэтому в путеводителе, купленном в газетном киоске, в качестве достопримечательности отмечен Торгово-развлекательный комплекс "Калуга XXI век" (это то же, что отмечать в путеводителях по Москве ТРЦ "Европейский").

Но это архитектурное разнообразие (назовем это так) могло бы смотреться неплохо, если бы улицы были надлежащим образом благоустроены, а здания (в особенности памятники архитектуры) содержались в полном порядке.


Улица Кирова

Ну а пока бросается в глаза обилие рекламных вывесок, в некоторых случаях полностью скрывающих фасады исторических зданий. Причем, как показывает мой опыт, чем магазин хуже по качеству и ассортименту товара, тем больше и ярче его вывеска.

Чтобы поправить ситуацию достаточно, нет, не позвонить по указанному выше телефону, а утвердить архитектурно-художественную концепцию размещения информационных конструкций (вывесок), проработать концепцию дизайн-кода городской среды, хотя бы для улиц, расположенных в историческом центре города (благо наработки есть у других регионов нашей страны).


Театральная улица

В 2009 году часть Театральной улицы (отрезок в 180 метров) сделали пешеходной, замостили камнем и признали городской достопримечательностью. Хоть бы постеснялись. Мало того, что исторические здания здесь закрыты вывесками разных форм и расцветок, так еще между ними построены сараи. И, казалось бы, установили красивые фонари, спрятали провода от них под землю, но почему-то оставили десятки кабелей, тянущихся с одной стороны улицы, на другую. В результате ни о каком открыточном виде (если мы говорим про достопримечательность города) здесь речи идти не может. На удивление, я в качестве примера хорошей организации пешеходного пространства, хотел бы для местных властей привести в пример опыт города Кирова (в части обустройства улицы Спасской), ну или (если мы говорим о торговой улице) аутлета "Белая дача".

В результате обилия визуального мусора в местной уличной среде, даже необходимая или просто интересная информация теряется, а впечатление от города портится, по мере того, как на карте памяти копятся неудачные кадры.

Кстати, под визуальным мусором я подразумеваю не только провода и рекламные вывески, но и непонятные, а порой просто некрасивые скульптуры, установленные не к месту, как вот этот мешок, "брошенный" посреди улицы.

И напоследок. Пешеходная зона на Театральной улице здесь только с 7:00 до 23:00, возможно, именно это мешает превратить ее в нормальное общественное пространство.

Улица - это не только дорога


Дорога и улица представляют собой полярно различные категории. Улицы являются как кровеносной системой города, так и основой его экономики. Они необходимы для обеспечения доступа к жилью, офису или магазину, для движения как автомобилей, так и пешеходов, а некоторые из них - это еще и места для отдыха и социально-культурных мероприятий. Единственная же функция дорог - обеспечение движения автомобилей из пункта "А" в пункт "В" и их основной признак - отграничение (планировочное или инженерное) от основной городской застройки. Именно поэтому, скажем, Третье транспортное кольцо является автомобильной дорогой, а не улицей.

Из-за разнообразия функций городских улиц, при проектировании или реконструкции к каждой из них следует применять особый подход, но никогда не стоит превращать неширокую центральную улицу города в дорогу. В Калуге решили сделать именно так. На фото выше - улица Кирова, длинной всего 1.72 км, она начинается и заканчивается нерегулируемым перекрестком с круговым движением, но практически на всем ее протяжении решили установить забор в качестве барьерного ограждения. Сделано это, скорее всего, для недопущения выезда автомобиля на встречную полосу движения, но на узкой городской улице (улица Кирова имеет 4 полосы (по 2 в каждом направлении), плюс по 1 полосе с каждой стороны отведено под парковку) такое ограждение доставляет больше проблем, чем пользы.

1. "Отбойниками" мы фактически проводим границу, перейти которую не всегда нам под силу, и разделяем стороны улицы на две различных среды обитания. Причем не важно: невысокое это барьерное ограждение или забор с колючей проволокой. Так, забор на улице Кирова беспрерывно тянется 500 метров (между ближайшими пешеходными переходами) и 700 метров (между перекрестками, где возможно развернуть автомобиль). В результате я, например, решил отказаться от похода в сувенирный магазин, находившийся по другую сторону улицы от меня, потому что мне пришлось бы преодолеть порядка 400 метров (через ближайший пешеходный переход), чтобы добраться до него. А это уже финансовые потери для города (пусть и не большие), но копейка рубль бережет.

2. Барьерное ограждение в городе влияет и на поведение автомобилистов. Имеющая "отбойники" улица, являющаяся продолжением автострады, ассоциируется у водителей с ее продолжением, а соответственно, скорость движения по ней, как правило, выше обычной городской улицы. Кроме того даже от невысокого барьера автомобилисты стараются держаться подальше и занимают часть правой полосы, сокращая и без того неширокое пространство на дороге. В результате при аварии может быть заблокировано движение по всей ее части, особенно, если роль "отбойника" играет обычный забор (см. видео).

Но у Калуги есть чему поучиться в плане организации автомобильного движения. Местные власти одними из первых (после Москвы) запустили пилотный проект по организации платных парковок на центральных улицах города. Сейчас парковочная зона - это 62 парковки, 852 парковочных места, находящиеся по большей части на улице Кирова и нескольких примыкающих к ней дорогах. Стоимость парковки в час - 35 рублей.

И если приехав в Калугу на своем автомобиле, вас удивило наличие на центральной улице большого количества свободных мест, скорее всего, вы остановились в зоне платной парковки, осмотритесь вокруг повнимательнее, рядом либо окажется паркомат, либо информационный плакат. В любом случае, лучше удостовериться на месте, чем возвращаться обратно несколько кварталов, или вовсе не обнаружить автомобиль на тот месте, где вы его оставили.

На тех центральных улицах, которые не попали в зону платной парковки, сразу возникают проблемы. Так на одной из улиц (см. фото выше) из-за хаотично "разбросанных" автомобилей вместо двухстороннего движения - одностороннее, ну и конечно пробки. Но причина не только в автомобилистах. На узких улочках в этом районе большое количество торговых и культурных объектов, при этом линии общественного транспорта проходят по улицам, находящимся в нескольких кварталах отсюда, а добираться сюда от остановок по узким тротуарам, честно говоря, не очень приятно. Ситуацию усугубляет еще и то, что некоторые соседние улицы попали в зону платной парковки, в результате, поток автомобилей с них кочует на ближайшие "бесплатные" улицы, мест на которых и так было недостаточно.

Для того, чтобы платная парковка на одних улицах не становилась проблемой для других, следует учитывать не только их пропускную способность, но и то, какую функцию эти улицы выполняют, что на них находится (институты, стадионы, большое скопление магазинов или наличие крупного торгового центра и т.д.), а саму зону устраивать таким образом, чтобы "приграничные территории" обладали пониженным спросом среди горожан и могли выдержать повышенный спрос на места для парковки.

Введению в центре города зоны платной парковки не помешала неразвитость общественного транспорта. В Калуге проживает всего около 342 тысяч человек, и общественный транспорт здесь представлен лишь троллейбусами (всего 12 маршрутов) и автобусами (по большей части - это маршрутными такси (старые ПАЗы, работающие на газе, а также несколько видов микроавтобусов иностранного производства)).

Город развивается...


Несмотря на существующие городские проблемы, видно, что Калуга развивается.



Так, Гостинный двор, построенный в Калуге в конце XVIII — начале XIX веков после реставрации стал местом для проведения всевозможных торжественных мероприятий, выставок, ярмарок. На зиму большую часть внутреннего двора занимает каток. Здесь местные власти нарушили традиции других русских городов, где старинные торговые площади продолжают оставаться рынками. И это хорошо.


Концертный зал имени С.И. Танеева

Реставрируются памятники архитектуры, и не только основные. Так здание на фото выше было построено в 1950-х годах по проекту архитектора В.А. Попова для клуба железнодорожников. В проект клуба были органично включены два восстановленных после войны двухэтажных дома бывшего соборного причта 1796 г. (боковые флигели здания), а сама постройка с использованием памятников архитектуры удостоена премии в 1953 году.

Приведены в порядок парки и скверы (по крайней мере те, где мне довелось побывать).


На местной Театральной площади отсутствуют горы снега (это особенно бросается в глаза после аналогичной площади в Кирове). Здесь же кстати стоит информационный киоск для туристов (который попался мне в самом конце пути и, естественно, был закрыт на обед).


Церковь Покрова на Рву

Духовенство тоже не отстает. Церкви в центральной части города, а их здесь много, отреставрированы и побелены.

Но и здесь не готовы запущенный овраг в центре города превратить в место для прогулок и отдыха горожан (на фото - Каменный мост через Березуйский овраг, построенный в в 1785 году при первом губернаторе Калужского наместничества Кречетникове, он является старейшим каменным виадуком в России). 

Честно говоря, чем больше я ходил по калужским улицам, тем чаще меня посещали мысли о том, что может быть, все-таки вятичи (издревле проживавшие на территории Калужской области) и вятчане (жители Кировской области) имеют одни корни. Место для города, архитектура и планировка территории, существующие городские проблемы и переплетения истории порой очень похожи у двух удаленных друг от друга городов. 

Ну и чтобы завершить на хорошей ноте и без того уже длинный пост, закончу его фотографиями Парка Культуры и отдыха - где я вам обязательно советую побывать, если нелегкая вас занесет в эти края.

Когда-то на этом месте, на высоком берегу реки Оки стояла Калужская крепость — Калужский деревянный кремль. Считается, что одной из основных достопримечательностей парка является многовековой дуб — по преданию, свидетель тех времён, когда вместо изящной ограды стояли неприступные крепостные стены. Хотя, честно говоря, я его не заметил. В 1808 году здесь появился Свято-Троицкий кафедральный собор, сам парк появился лишь 1895 году, когда по инициативе местного губернатора была заложена аллея лиственниц и разбит сквер.

Сейчас парк представляет собой некий компот, состоящий из смешения имперской и советской архитектуры, соседства скульптур святых, итальянкой с зонтиком и фонтана со сказочной золотой рыбкой. А все это дополняют уличные тренажеры, детские аттракционы и ресторан из девяностых. При этом субботним днем здесь было очень тихо. 

Преподобный Кукша - первый креститель вятичей. 


Не смогли договориться…
 

Оригинал

Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Николай
16 фев 2017 01:20

Город не может благоустроить Березуевский овраг из-за самостроя Феллер Елены по улице Березуевской дом 21 в Калуге.

Николай
4 янв 2018 09:10

Березуевский овраг скоро станет благоустроенным парком.

Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Фото

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных