Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Народное единство Севера

Народное единство Севера

Арсений Морозов
Арсений Морозов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
Фото Морозов А.

 

О региональной идентичности и о народном единстве коренных народов Карелии.

В понятие региональной идентичности входит общие или схожие элементы культур коренных народов, которые составляют уникальную идентичность региона. Поморы и заонежане являются суб-этносами, их формирование отражено в появлении таких признаков этничности, как осознание единства, общности группы, распространение собственного самоназвания (восходящего как и у других русских субэтносов в Карелии к самому крупному природно-географическому объекту на территории расселения группы, а не к административному центру) и противопоставление «мы — они» на уровне самоназвания, наличие собственных говоров и культурно-бытовых черт, отличных от говоров и особенностей культуры соседних с ними иных групп русских.

[1] По элементам материальной культуры русские севера ближе именно к местным финно-угорским народам, нежели к русским юго-востока (напр. Ростова-на-Дону и прочих).

Миф о немногонациональности российского населения.

В последнее время в сети Интернет ходит материал о том, что численность русских в России около 80% и, мол, не многонациональная совсем она. Рассмотрим демографическую статистику. В Карелии по данным 2010г. проживает 78% русских; 7% карел; 0,6% вепсов; 1,3% финнов.

Если не считать миграцию прошлого века из юго-восточных областей СССР и из соседних государств, то русские севера по своему существу являются смешанным карело-русским, финско-русским и вепско-русским населением, так же есть небольшое смешение саамов с местными финно-угорскими народами.

Помимо русского компонента в состав субэтноса заонежан в разной мере влились саамский, вепсский и карельский этнические компоненты. До массового переселения (по причине разорения) новгородских и псковских жителей в 15в. на территории полуострова жили саамы и вепсы. Заонежане после своего формирования длительное время тесно контактировали с соседними с ними группами карелов и вепсов — вплоть до конца ХIХ века группа заонежан пополнялась за счёт обрусевших представителей карельского и вепсского этносов. [Логинов. Стр. 263]

Женщины из семьи Маньшиных. Окр. о. Кижи. Ист.: сайт музея Кижи.

 

Что касаемо помор, то поморы представляют собой этнографический феномен, охватывающий близкородственное по хозяйственным и культурным традициям и говору население побережий Белого моря. По своей материальной и духовной культуре поморы сходны с северными русским и финно-угорским населением Русского Севера, в частности — с карелами. В словаре поморского говора есть не мало карельских слов, в Мурманской области есть небольшое влияние саамского субстрата. Кроме того, в истории существует русского-норвежский язык Руссено́рск, который образовался в районе 16в. с развитием торгово-экономических отношений среди северных народов. Который включал в себя порядка 50% слов из норвежского, 40% из русского и 10% из других финно-угорских языков, включая саамский. Вышел из обихода в начале прошлого века. Естественно были смешанные браки.

Беломорские поморы, XX век. Ист.: вики.

Исторически сложилось, что в средней полосе России довольно рано встретились представители местных финно-угорских (меря, мурома, мещёра), балтийских и славянских народов. В результате их смешения (напр. из-за схожей материальной культуры), развития христианства и  объединения для общих целей процесс обрусения был незамедлителен. Вот что пишет Шамбаров В. о развитии Ростова Великого - "вплоть до XII века Ростов разделялся на два конца — Чудской (мерянский) с языческим капищем и Русский с христианской церковью. Два народа неплохо уживались между собой, в случае какой-либо угрозы вместе собирали ополчение. Но если мерянин принимал крещение, то он уже признавался русским и должен был оставить прежнее место жительства, переселиться на другой конец города". [2] Ростов Великий, Суздаль, Кострома, Великий Новогород, Старая Ладога были разные по этническому составу.

Судя по материалам Повести Временных Лет вепсы (летописная весь) так же участвовала в становлении государства Русь на начальном этапе, следовательно и христианизация их затронула довольно рано, что может быть одной из причин их малочисленности. В итоге, русские севера и русские юга всё же разные люди, с разной материальной культурой и разной историей. В этом разграничении нет ничего плохого, культурное разнообразие является связующем звеном в истории развития России.

Современная ситуация.

Поддержка элементов коренных культур севера и интеграция их в современную жизнь вызовет определённый интерес у туристов к территории Карелии и её истории, так же даст толчок к развитию территориальной идентичности на основе коренных культур. В практическом выражении пред-начальной стадией развития может быть внедрение предпринимателями двуязычных вывесок, названий продуктов труда и т.п. В сети Интернет всё чаще можно увидеть современные изделия из Респ. Коми, Удмуртии с интегрированными элементами традиционных культур. За последние пару десятилетий орнаменты традиционных культур Карелии всё реже встретишь в обиходе, и этнофутуризм пока "спит".

Коллекция Югыд-арт. Респ. Коми.

В последнее время стало появляться очень много культурных объектов о событиях прошлого века и мало досоветского периода. К примеру в старинной деревне Фоймогуба недавно был установлен памятник павшим в Великой отечественной войне. Это важный памятник и хорошо что его поставили, всего 15 человек вернулись в родную деревню, а ведь деревня была не меленькой. Но были ещё важные события связанные с этой деревней. К примеру, немногие знают, что в 17 веке множество беженцев-карел, которые покинули свои родные места из-за притеснений шведов, поселились в этой деревне. Определение степени влияния этих переселенцев на этнокультурную ситуацию в этой части Заонежья требует дальнейших исследований.[3] Однако как говорят нам топонимические исследования последних лет, это влияние имеет места быть. Как вариант увековечить это событие может стать так же установка памятника или хотя бы памятной доски в этой деревне или на её окраине.

Вот ещё один пример - поморское село Гридино Кемского района и его этнокультурные движения. Согласно источникам первое поселение на берегу Гридинской Губы Белого моря возникло в XIV веке. Эти земли были освоены карелами – выходцами из материковой части Беломорской Карелии, оттеснившими лопарей дальше на север. Во второй половине XVII века рост мощи и богатства Соловецкого монастыря способствовал притоку в Карельское Поморье русского населения, а потребность в регулярном сообщении по столбовой дороге Кемь-Кола содействовала возникновению постоянного крестьянского поселения на месте соловецкого усолья. К концу XVII века соляной промысел в Поморье пришел в упадок. Далее с разрывом в полстолетия поселение уже упоминается под названием Гридино и причислено к карельским поселениям по национальному составу жителей благодаря приходу карелов из Ругозерского и Панозерского погостов (северо-западная Карелия), разоренных шведскими отрядами в начале XVIII века. Удачное месторасположение на довольно оживленной транспортной магистрали, природный потенциал бассейна реки Гридинки и Гридинской Губы Белого моря, а также интенсивный приток новых поселенцев способствовали постоянному росту населения Гридино.[4] Так же установка там памятной доски с небольшим пояснением может стать интересным вариантом развития элементов региональной идентичности.

Гридино. Фото: Матвеев Алексей

 

Наша страна действительно многонациональна и многокультурна, независимо от формального национально-демографического состава. Наша история богата и рассматривать лишь последний один-два века является неправильным. В конечном итоге мы можем просто потерять Карелию, потерять культуру и забыть историю. Большая часть простых людей не знают или слабо знают нюансы внутренней истории региона и его народов, которые расселялся не только в рамках конкретного региона.

 

[1] Логинов К. К. Этнолокальные группы Карелии // Малые этнические и этнографические группы (Сб. статей, посвященный 80-летию со дня рождения проф. Р. Ф. Итса). Историческая этнография. Вып. 3 / Под ред. В. А. Козьмина. — СПб.: «Новая Альтернативная Полиграфия», 2008. — С. 256—268.

[2] Шамбаров В. Мирликийский батюшка // Свой. - М., декабрь 2015. - С. 7.

[3] Агапитов В.А., Лоигнов К.К. Из исторического прошлого Заонежья // Кижский вестник №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. С. 118.

[4] Объекты историко-культурного наследия Карелии. Село Гридино - http://monuments.karelia.ru/napravlenija-dejatel-nosti/populjarizacija/stat-i-ob-ob-ektah-kul-turnogo-nasledija/kemskij-rajon/istoricheskoe-selo-gridino/

Материалы по теме
Мнение
7 января
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
От Рождества до Рождества. Все, кто погиб за этот страшный год, были живы год назад
Мнение
16 ноября 2023
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Необходимы ограничения для точечной застройки в Северодвинске
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
кун
31 мар 2017 17:37

нет там никаких финно-угров. Это все вымысел психически больных националистов. Финно-угрыт живут в Китае.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Гражданское просвещениеИсторияКарелияКоренные народыКультураФото